Для многих инвесторов во всем мире рейтинг благоприятности
деловой среды для организации и ведения бизнеса является своеобразным
ориентиром, куда вкладывать деньги. Всемирный банк (ВБ) и Международная
финансовая корпорация (IFC) в девятый раз обнародовали ежегодный рейтинг
благоприятности деловой среды для организации и ведения бизнеса в различных
странах мира Doing Business-2012 («Ведение бизнеса-2012»).
Для непосвященного
читателя многие выводы уважаемых международных организаций покажутся парадоксальными
– ну как, например, оценить то, что Беларусь по благоприятности деловой среды
опережает Турцию, Румынию, Хорватию, Италию и некоторые другие страны, которые,
казалось бы, должны быть образцом для белорусских властей? Однако в оценке ВБ и
IFC есть своя логика. Эксперты Академии форекс и биржевой торговли
Masterforex-V проанализировали данные рейтинга Doing Business-2012.
Ничего личного, только бизнес или чем рейтинг актуален для
инвесторов?
Рейтинг Doing Business-2012 рассматривает национальные нормы,
регулирующие открытие и ведение бизнеса. Составители рейтинга как бы
рассматривают 11 циклов жизнедеятельности компаний, начиная от открытия
предприятий и заканчивая регулированием процессов ликвидации. Всего при обсчете
использовано 10 критериев – в нынешнем году добавился новый показатель
(подключение к системе электроснабжения).
Одним из положительных факторов здесь по оценкам аналитиков
«Биржевого Лидера» является то, что политические аспекты при составлении
рейтинга Doing Business не учитываются – всё сосредоточено исключительно на
ведении бизнеса, успехах и неудачах проводимых усовершенствований
законодательства и экономических реформ.
При этом создатели
рейтинга не учитывают такие важные для деловых людей показатели, как прочность
финансовой системы страны, макроэкономическая стабильность, безопасность
ведения бизнеса, уровень коррупции в стране, квалификация учредителей компаний,
топ-менеджмента и наемного персонала и пр.
Учитываемые факторы – это:
- начало бизнеса;
- получение
разрешения на строительство;
- получение
разрешения на подключение к системе электроснабжения;
- регистрация
собственности;
- получение кредитов;
- защита инвесторов;
- уплата налогов;
- международная
торговля;
- обеспечение
исполнения контрактов;
- решение несостоятельности
(ликвидация компаний)
По каждому критерию
страны ранжируются, сумма мест по каждому критерию дает соответствующее общее
место в рейтинге Doing Business. Как отмечают организаторы, при обсчете
рейтинга учитывались данные на июнь 2011 года.
Таким образом,
констатируют эксперты Академии Masterforex-V, рейтинг Doing Business-2012
рассматривается условия организации и ведения бизнеса в стерильных условиях –
без учета политических, криминальных, этнических, экологических и прочих
влияний, исключительно на уровне законодательных положений и нормативов. Только
этим объясняется, например 4-е место у Беларуси и 5-е – у Армении по критерию
«Регистрация собственности».
Лидеры и аутсайдеры: в чем разница между странами?
Всего в рейтинг Doing
Business-2012 включено 183 государства:
■ тройка лидеров осталась неизменной. С пришлого года –
Сингапур, Гонконг и Новая Зеландия;
■ Южная Корея. Впервые в ТОП-10 этого рейтинга вошла Южная
Корея;
■ аутсайдеры рейтинга – Чад, Центральноафриканская
республика и Республика Конго;
■ места других стран в рейтинге. Наибольший прогресс
демонстрирует Марокко, поднявшееся сразу на 15 позиций вверх – с 115-го на 94-е
место. Организаторы рейтинга отмечают, что за последние шесть лет в этом
африканском королевстве было успешно проведено 15 реформ в сфере
предпринимательства.
■ страны бывшего СССР. Среди 30 стран, осуществивших
заметный рывок вверх, организаторы отмечают страны бывшего СССР - Россию,
Казахстан.
А что на просторах экс-СССР?
Естественно, отмечают
аналитики MIG Bank, более всего интересуют позиции, которые заняли в рейтинге
Doing Business-2012 страны постсоветского пространства:
■ Грузия. Лидером среди экс-советских республик осталась
Грузия, которая за год сумела подняться на одну ступень вверх – с 17-го на 16-место;
■ Прибалтика. Следом за ней разместились страны Балтии –
Латвия (21-е место), Эстония (24-е место) и Литва (27-е место);
■ Средняя Азия. Из стран СНГ выше всех стоит Казахстан –
47-е место. Это большой успех Астаны, которая за год шагнула вверх сразу на 12
ступеней рейтинга. Особо стоит отметить высокую оценку страны по защите
инвестиций – 10-е место в мире;
■ Россия. Числится среди самих прогрессирующих стран
нынешнего рейтинга, поднявшись по сравнению с прошлым годом на четыре ступени.
Однако общее 120-е место, между Кабо-Верде и Коста-Рикой, вряд ли потешит
российских законодателей. Тем не менее, организаторы рейтинга отметили, что за
прошедший год Россия упростила условия для международной торговли, ввела
электронный документооборот, упростила регистрацию собственности на земельные
участки и снизила затраты предпринимателей на подключение к системам
электроснабжения. Единственный негативный момент, отмеченный организаторами, –
это увеличение ставки страхвзносов для российских работодателей. Выше России
поставлены Армения (55-е место), Азербайджан (66), Беларусь (69), Кыргызстан
(70) и Молдова (81);
■ Узбекистан. Больше всех позиций потерял Узбекистан,
спустившийся с 150-го места в прошлом на году на нынешнее 166-е.
■ Беларусь. Потеряла всего одну позицию. Самый низкий
показатель Беларуси – по критерию подключения к системе электроснабжения (175-е
место). А по условиям начала бизнеса страна вошла в ТОП-10 рейтинга – 9-е
место;
■ Украина. Откатилась сразу на 7 позиций – на 152-е место.
Причем по критерию получения разрешение на строительство Украина разместилась в
самом конце рейтинга – на 180-м месте, а по уплате налогов – и вовсе на 181-м,
третьем с конца. У страны два «светлых пятна»: 24-е место по критерию
«Получение кредитов» и 44-е место – по обеспечению исполнения контрактов. По
остальным критериям Украина располагается во второй сотне рейтинга:
Эксперты Академии Masterforex-V единогласно признают, что,
несмотря на условность любых рейтингов, Doing Business-2012 является хорошим
индикатором для законодателей и властей, высвечивающим слабые звенья в
национальных нормативных базах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий