среда, 31 августа 2011 г.

ФРС выводит экономику из пике.


Самой топовой экономической новостью пятницы 26 августа 2011 года для ведущих СМИ было выступление председателя ФРС Бена Бернанке. Все мировые рынки ожидали выступления этого выступления на конференции руководителей Федеральной резервной системы при участии представителей мировых Центробанков, а также Всемирного банка и МВФ, которое началось в 17:00 по киевскому времени в Джексон Холл (штат Вайоминг).

 Как объяснил Бернанке состояние мировых рынков инвесторам и как они отреагировали на его выступление?

Каковы тезисы выступления Бернанке в Джексон Холл?

В ходе своего выступления глава Федеральной резервной системы США не стал обещать провести новые меры по стимулированию экономического развития страны. Надежды рынков на проведение государственной программы количественного смягчения не оправдались:
 • ФРС США отложила введение новых стимулов для экономики;
 • ФРС США готова применить инструменты для поддержания восстановления экономики;
 • ситуация восстановления экономики оказалась хуже, чем этого ожидали;
 • ничего не ясно и о новой программе QE3 ("количественного смягчения");
 • Комитет по открытым рынкам пересмотрел свой прогноз относительно роста экономики США на ближайшее время в сторону понижения;
 • затянувшийся выход из кризиса, а также рост экономики страны зависит не только от ФРС.

 По убеждению Бена Бернанке, сейчас правительству необходимо добиться снижения уровня безработицы, что поможет вернуть экономике былой потенциал. Таким образом, задача по возобновлению экономического роста входит в сферу деятельности не ФРС, а правительства. Тем не менее ФРС имеет широкий набор мер по воздействию на экономику страны, - неопределенно заявил Бернанке, не упоминая о программе QE3, которая так ожидалась участниками рынка.

Что такое программа QE3 и почему рынки ожидали ее именно сейчас?

 Колличественное смягчение QE (Quantitative easing) - это программа ФРС США по выкупу казначейских облигаций с рынка, тем самым повышающая уровень ликвидности. Также покупая облигации, ФРС уменьшает их доходность, что в свою очередь снижает ставки по кредитам. Ранее Федеральной резервоной системой было проведено два этапа такой программы - QE1 и QE2.

 Участниками рынка возлагались большие надежды на то, что Бернанке объявит о каких-либо мерах по смягчению денежной политики или других действиях, направленных на поддержку экономики и рынка, но в первую очередь ожидали QE3.

 На фоне таких настроений вероятность внедрения новой программы количественного смягчения достигла перед сегодняшним саммитом высокого уровня и рынки замерли в ожидании, что объясняется множеством факторов:
• подходящие условия для внедрения QE3. Сейчас американская экономика опасно замедлила темпы своего развития и нуждается в дополнительном стимулировании, в противном случае ей грозит рецессия и вторая волна кризиса, а значит, у ФРС нет выбора, - считали инвесторы;
• нет альтернативы. В настоящее время других вариантов для оживления экономики нет ни у ФРС (так как учетная ставка близка к нулю), ни у администрации США (расходы бюджета весьма ограничены);
• готовность рынка в ожидании роста после падения. В свое время QE2 привела к росту фондовых рынков и вызвала сырьевой бум. На данный момент соответствующие активы находятся в предвкушении новых мер по стимуляции экономики. Подросли фондовые индексы. Вновь обновило исторический максимум золото. Нефть демонстрирует слабую реакцию на сообщения из Ливии;
• эффект дежавю. Фондовый рынок не желал отказываться от мысли, что Бернанке, выступая в том же месяце, в том же месте, что и в прошлом году, объявит о запуске новой программы по поддержке экономики, которая обеспечит новый и, вероятно, продолжительный рост.

Как отреагировали инвесторы на выступление Бернанке?

 Заявление председателя ФРС огорчило инвесторов, что подтвердили фондовые индексы США, открывшись в минусе. В среднем они упали на 1,1-1,7%, но позже замедлились. Рынок переваривает информацию, прислушиваясь к мнению аналитиков, которые оценивают выступление Бернанке как несколько разочаровавшее, но вовсе не ужасное - экономические перспективы остаются стабильными в долгосрочной перспективе, а процесс восстановления экономики продолжается.

 На данный момент рынки несколько успокоились - индексы вернули большую часть потерь, полученных при открытии.

 Не смотря на такое обилие факторов в пользу очередного раунда количественного смягчения, по мнению Евгения Ольховского, ведущего эксперта валютного рынка Forex Академии трейдинга Masterforex-V, уровень потенциальных расходов в сравнении с выгодами от программы был бы чересчур высоким для запуска QE3, что, как видимо, стало весомым аргументом для Бернанке.

Что говорит против введения QE3 в ближайшее время?

 Вероятность проведения Федеральной резервной системой пакета мер QE3 в реальности была не настолько высока, как того хотели бы инвесторы. Определение всех неблагоприятных для внедрения программы количественного смягчения обстоятельства позволит понять, почему же сегодня Бен Бернанке не высказался в поддержку QE3:
• отсутствуют фундаментальные предпосылки. Такая мера монетарного стимулирования экономики в первую очередь требуется для борьбы с дефляцией, а в настоящее время такие риски существенно ниже, чем во время запуска QE1 и QE2. То есть, статистические данные, которые выходят в последнее время говорят о некотором росте экономики США, инфляционное давление сейчас усиливается, а соответственно, новые стимулы и не нужны, напротив, они могут спровоцировать усиление инфляции, а этого американские власти допустить не вправе;
• наличие долговых проблем. Проведение QE3 в условиях долгового бремени вызовет массу критики как со стороны республиканцев внутри страны, так и от ключевых кредиторов США – за ее пределами;
 Уверенность властей в будущем экономики. В своем воскресном интервью для CBS Барак Обама заявил, что Соединенным Штатам новая рецессия не грозит. Вероятно, он предвидел опубликованные вчера данные от Бюджетного управления Конгресса США, согласно которым рост ВВП страны за 2011 год составит 2,3%, а в 2012 году – 2,7%, что более оптимистично, чем данные негосударственных организаций. Относительно уровня безработицы Бюджетное управление уверяет, что та пойдет на убыль, снизившись с 9,1% во втором квартале 2011 года до 8,5% в четвертом квартале 2011 года, а к 2014 году составит 8%;
• прозрачность политики ФРС. На самом деле ни Бернанке, ни другие официальные лица из числа Федеральной резервной системы и его окружения не давали никаких поводов рынку ожидать незамедлительных действий ФРС. Так, в июле этого года Бернанке сказал, что власти не готовы к моментальному использованию такого способа поддержки экономики как QE3. Джеймс Буллард, глава ФРБ Сент-Луиса для интервью Nikkei высказался о том, что ФРС готов увеличить закупку государственных облигаций, когда экономика ослабнет ещё больше, но пока это время не наступило;
• опасения FOMC относительно негативного воздействия QE3. Новое денежное вливание на рынки может придать импульс к росту цен на сырье, что подорвет и без того неустойчивое положение экономики США, а особенно подвержены риску в этом случае будут энергоносители. Как было уже сказано выше, QE стимулирует потребительскую инфляцию, которая во многом благодаря QE2 в июле сохранилась на уровне 3,6%, а ещё один поток ликвидности со стороны ФРС может только усугубить ситуацию;
• слабая эффективность предыдущего QE2. Экономический эффект от второго раунда политики количественного смягчения был довольно слабым. По последним показателям, темпы роста экономики США составили 0,4% за первый квартал и 1,3% за второй. Эффект от QE3, вероятнее всего, был бы еще менее значимым;
• неспособность QE3 решить экономические проблемы. Как показал уже опыт второго раунда этой программы – существенного влияния на экономическую активность она не дает, а статистика тем временем продолжает ухудшаться, заставляя падать и прогнозы по дальнейшему развитию. Деньги, полученные в ходе программы, даже в условиях активного участия государства остаются на фондовом рынке, так и не доходя до реальных секторов экономики. В настоящих условиях компании также будут осторожны и ограничат свои инвестиции, вкладывая деньги только на рынки сырья и сельского хозяйства.

Чего же стоит ждать инвесторам далее?

 Последствия для разных рынков будут тоже различными, объяснили стратеги Roboforex:
• ожидания на рынках нефти и золота. Так как Бернанке не сказал ничего нового, то цены на нефть смогут отыграть новости из Ливии. Что касается золота, то оно, скорее всего, продолжит свой рост. Объясняется это тем, что отказ от QE3 будет воспринят как пассивность ФРС, и рынок станет готовиться к возможной рецессии, снова скупая активы-убежища;
• последствия для фондовых рынков. Тенденция здесь уже наметилась, но насколько низко упадут рынки ещё тяжело сказать, так как теперь внимание инвесторов будет снова приковано к проблемам в ЕС. В тоже время, падение рынка акций на данном этапе идет на руку ФРС, так как на фоне бегства инвесторов из риска в качество будет облегчена задача по обслуживанию госдолга;
• последствия для рынка Форекс. Бернанке исключил возможность QE3 и давления на фондовый рынок США возросло, а значит доллар продемонстрирует рост курса ввиду своей популярности как валюты-убежища.

 Как вариант, ФРС может в ближайшее время принять решение и о переформатировании своего портфеля долгов, скупая облигации с дальним сроком погашения и одновременно продавая более короткие, что снизит долгосрочные процентные ставки, уменьшая, таким образом, стоимости многолетних корпоративных, ипотечных и потребительских кредитов. Возможно это и имел в виду Бернанке когда говорил о широком пакете мер.

 Подводя итог можно сказать, что хотя главой ФРС все же не были озвучены какие-то планы по проведению монетарной поддержки экономики США, но, скорее всего, QE3 может быть ещё проведен, только последовательно, увеличивая объемы закупок облигаций от заседания к заседанию, первое из которых произойдет, как сказал Бернанке, 21-22 сентября.

 Такое развитие событий будет даже лучше, чем запуск огромную программу QE3 в один момент. К тому же, ликвидности в американской экономике и сейчас достаточно, даже слишком. По признанию многих компаний и банков, они буквально сидят на мешках с долларами, но в настоящий момент неопределенности мировой экономической ситуации эти деньги не выполняют реальной работы. Сейчас бизнесу нужно повысить доверие, а это уже задача правительств, а не Центробанков, что сегодня уже ясно дал понять Бен Бернанке.

 Эксперты факультета детального изучения торговой системы Masterforex-V отмечают, что курс доллара продолжает торговаться в узком флете 73,51-74,57, выход из которого и укажет дальнейшее направление среднесрочного тренда.

 Так, пробитие верхней границы флета укажет на формирование бычьего ФЗР уровня Н4 и ближайшим важным уровнем сопротивления станет уровень в области 74,83. Пробитие минимума укажет на продолжение нисходящего долгосрочного тренда в рамках волны старшего таймфрейма:


понедельник, 29 августа 2011 г.

20 лет без СССР: горький опыт независимости.


Король умер – да здравствует король! Именно эта фраза приходит на ум при воспоминаниях о СССР. 19 августа 2011г. исполнилось ровно 20 лет с момента начала неудавшегося путча в Москве, когда ГКЧП своими спонтанными и нерешительными действиями окончательно подвел черту под существованием Советского Союза. Одним словом: «Хотели как лучше, а получилось – как всегда», скажут большинство россиян, украинцев, белорусов, таджиков и граждан других, ставших независимыми государствами. По их ностальгии по СССР не трудно догадаться, что независимость принесла им множество разочарований. Аналитик и финансового портала «Биржевой Лидер» решили выяснить - кто выиграл, а кто проиграл из 15 республик от получения независимости, применяя язык не политической пропаганды, а цифр - единственного аргумента для трейдеров и инвесторов.

 В выигрыше от независимости лишь Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Эстония?

 Политологи за 20 лет независимости окончательно запутали население и друг друга, так и не дав четких критериев, кто из 15 республик бывшего СССР, благодаря упавшей к их ногам независимости, получил мощный старт, а кто, не менее крепкий нокдаун, от которого ряд стран бывшего СССР не могут оправиться до сих пор.

 По мнению экспертов Академии Masterforex-V все станет на свои места, если применить объективные критерии к оценке каждой из 15 стран. Итак:

Критерий 1. Рост ВВП на душу населения за 20 лет независимости. По данным МВФ представим список стран по уровню ВВП (паритету покупательной способности) на душу населения согласно данным 1991г. и прогнозов на 2011 г. Международного валютного фонда, долл. США:
  

 Таким образом, отмечают эксперты землячества трейдеров и инвесторов Москвы и Центрального ФО России Академии Masterforex-V, четко видно 4 страны:
 • лидера: Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Эстония, сумевших за 20 лет поднять ВВП на душу населения в 2.7-4.9 раза по отношению к 1991г.;
 • аутсайдеров: Таджикистан, Молдова, Украина, Кыргызстан, чей рост ВВП на душу населения за 20 лет составил всего 7%-36%.

 Нетрудно догадаться, почему в группе лидеров (Азербайджан, Туркменистан, Казахстан) относительно низок процент тех, кто ностальгирует по СССР, в отличие от 2-й группы государств (Таджикистан, Молдова, Украина, Кыргызстан), в которых значительное количество населения уверено, что "при СССР им жилось лучше".

Критерий 2. Демографическая ситуация за 20 лет. Здесь, поясняют эксперты Masterforex-V накладывается 2 тенденции:
 • рост населения в мусульманских государствах с высоким уровнем рождаемости
 • рост смертности и миграции из стран бывшего СССР (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Украина) на заработки в развитые государства мира
  

Как видим из таблицы, демографическая ситуация за последние 20 лет лучшим образом складывается в Узбекистане (прирост населения +38,30%), Туркменистане (+37,59%), Таджикистане (+29,75%) и Азербайджане (+26,77%). Хуже всего на просторах бывшего СССР демография у таких стран как Эстония (-15,30%), Латвия (-16,26%), Молдова (-18,41%), Грузия (-18,81%), где отмечено снижение численности населения с 1991 года.

 Поразительно, что в России, Украине, странах Балтии, Грузии процент убыли населения за последние 20 лет исчисляется десятками процентов, а это соответственно - миллионы человек. Причины:
 1. Низкая рождаемость.
 2. Высокая смертность.
 3. Иммиграция.
 Для сравнения: в составе СССР эти республики имели стабильный прирост населения из года в год. Например, даже в Эстонии, имевшей одну из самых низких уровней рождаемости в СССР (в 1970-85гг. 14–15 рождений в год на 1000 жителей при коэффициенте смертности 11–12 смертей на 1000 жителей в год)

 Некоторые из новосозданных стран сумели сберечь мир на своей земле, а некоторые пережили вооруженные конфликты разной степени тяжести. Войны за эти 20 лет прошли: в России, в Грузии, в Армении, в Азербайджане, в Таджикистане, в Молдове:
Критерий 3.Уровень демократии в обществе. Имеется в виду функционирование таких институтов как народное представительство во власти, свобода слова и собраний, наличие легальной оппозиции, свободные выборы, независимость всех ветвей власти, отсутствие клановости. Всем перечисленным требованиям на сегодняшний день условно могут отвечать только Прибалтийские республики, Украина и Молдова.
Критерий 4. Зарплата. Во время кризиса заработная плата во многих странах заметно снизилась, однако, это общемировая тенденция. А вот до рецессии, в 2008 году, средняя зарплата по странам СНГ выглядела таким образом:
 1. России - $718;
 2. Казахстан - $485;
 3. Беларусь - $396;
 4. Украина - $356;
 5. Азербайджан - $317;
 6. Армения - $293;
 7. Кыргызстан - $137;
 8. Таджикистан - $63.

Критерий 5. Принадлежность к разным межгосударственным союзам. Согласно этого критерия отметим, что государства Балтии уже члены ЕС. Украина, Молдова и Грузия туда официально стремятся. Последняя в 2008 году полностью вышла из СНГ.

Что у всех республик было общего за последние 20 лет?

 Тринадцать из них вошли в состав СНГ – международного объединения, призванного обеспечить сохранение привычных связей. Тогда всем казалась, что впереди огромные перспективы и светлое капиталистическое будущее. Каждая республика отделялась от России, стремясь стать для нее настоящей «заграницей».

 По мнению экспертов Академии Masterforex-V, теперь, по прошествии 20 лет с момента «выпускного», можно подвести некоторые итоги и попробовать выяснить, кто чего добился, кто выбился в лидеры, а кто остался аутсайдером, для кого распад СССР стал прекрасным стартом, а для кого ознаменовал начало бесконечных проблем:
 1. Переход к рыночной экономике. Все постсоветские державы совершили переход от социалистической модели экономики к капиталистической. Он осуществлялся разными способами (включая шоковую терапию) и в разном темпе, предполагал сохранение некоторых пережитков прошлого (как в Белоруссии) или категорически отвергал их, но в целом был полностью завершен.
 2. Экономические трудности (в 90 –е годы). Все без исключения бывшие советские республики пережили на заре своей независимости серьезные экономические трудности. Темпы падения ВВП были просто катастрофическими и, что удивительно, наибольшие из них зафиксированы в Прибалтике. Так в 1992 году ВВП снизился: в Эстонии на 25,5%, Латвии – на 34%, Литве – на 39,3%, в России – на 13,8%, в Беларуси – на 9,6%, в Туркменистане – на 5,3%. Падение продолжалось аж до 1996 года везде, кроме Прибалтики и Армении – они уже с 1994 года показали рост.
 3. Обвал промышленного производства (в 90 –е годы). Разрыв старых связей, отсутствие рынков сбыта, возросшая конкуренция – все сыграло свою роль в разрушении могучего промышленного потенциала бывшего СССР. Уровень промышленного производства по СНГ в 2000 году составлял 60% от уровня 1991 года. Примерно таковыми были показатели наиболее успешных в этом вопросе стран – России, Украины, и Казахстане. В то же время Армении удалось сохранить только 56% от советского уровня промышленного производства, Кыргызстана - 51%, Таджикистану - 42%, Молдовы - 38%, Азербайджану - 35%, Грузии - 24%. Таковыми были результаты после десяти лет реформ. Исключениями являлись только Беларусь и Узбекистан, где в 2000 году уровень промышленного производства вырос по сравнению с 1991 годом – в первом случае на 2%, а во втором - на целых 23%. Причина этого – сохранение государственного контроля над промышленным производством.
 4. Кризис в сельском хозяйстве (в 90 –е годы). В 2000 году уровень с/х производства в целом по СНГ составлял 68% от уровня 1991 года. Превысил показатели 1991 года он только в Армении и Кыргызстане - на 12% и 2% соответственно. А так везде сохранялось отставание: в Молдавии - 56% от уровня 1991, в Украине - 61%, в Азербайджане - 64%, в России - 65%.
 5. Обеднение населения (в 90 –е годы). Рыночные реформы привели к углублению имущественной дифференциации и увеличению социального разрыва. В 2000 году 41,2% населения России считалось бедными, в Белоруссии равен 44,4%, в Казахстане - 36,4%. В Прибалтике эти показатели гораздо ниже, в то время, как в Средней Азии и Закавказье, наоборот, на много выше. Потребление мяса и мясопродуктов в 2000 году по сравнению с 1991 сократилось во всех странах: в Белоруссии на 19%, в России - на 35%, в Казахстане - на 39%, в Киргизии на 17%, на Украине на 50%. .
 6. Экономический подъем (в 2000 – е годы). В 2000 году начинается экономический рост в СНГ и продолжается аж до кризисного 2008 года.
 - в 2000 г. ВВП вырос: в Азербайджане - на 11,1%, в Казахстане - на 9,6%, в России и Таджикистане - на 8,3%.
 - уровень промышленного производства: в Казахстане - на 14,6%, Украине - на 12,4%, Грузии - на 10,8%, Таджикистане - на 9,9%, России - на 9%.
 - уровень сельскохозяйственного производства: в Таджикистане - на 12%, Украине - на 10%, Белоруссии - на 9%, России - на 7%.
 2000 год стал первым годом всеобщего роста, который был отмечен во всех странах бывшего СССР. В дальнейшем его темпы менялись, но тренд роста сохраняется и по сей день.

 Как видим, согласно данных из разных источников, ВВП (по ППС), заработная плата в разных странах очень варьируются. Соответственно по этим показателям четко видно страны, которые из-за развала СССР находятся в постоянных проблемах и поиске их решения. В любом случае - развал СССР негативно сказался на всех, без преувеличения, странах.