вторник, 31 января 2012 г.

Украинцы запасаются валютой.

Начался новый год, и количество прогнозов о будущем курсе гривны растет. Сегодня объем наличных валютных средств на рынке Украины возрос. Это явление и радостное, и пугающее одновременно. С одной стороны, нужно принимать во внимание то, что евро и доллар подрывают доверие к себе с каждым днем все больше и могут, в итоге, оказать сильное влияние на курс украинской гривны, с другой – валютные запасы всегда свидетельствуют о подкованности национальной валюты.

 В стране преобладает явная скупка валют – в прошлом году преимущество покупки над продажей валюты составило 13,4 млрд. долл., что выше уровня 2010 года в 2,5 раза, и ниже пикового уровня кризисного 2008 года всего на 0,6 млрд. долл. Чего стоит ожидать в текущем году от курса гривны и стоит ли опасаться негативных последствий развивающихся в стране валютных тенденций?

Динамика курса гривны в 2011 году

 Потребность в валюте возросла сразу с начала 2011 года. Как отметил Евгений Ольховский, финансовый эксперт Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, за первые два месяца года нетто-покупка составила 2,2 млрд. долларов, за 3 месяца весны покупка достигла преобладания над продажей на 2,7 млрд. долл. Лето – сезон, который характерен не накоплением валюты, а ее тратой, приобрело нетипичную тенденцию – нетто-приобретение валюты составило 2,9 млрд. долл., что превысило в годовом отношении уровень в 4 раза. В сентябре продажи стали пиковыми – объем приобретенной валюты превысил реализованную на 2 млрд. долл.:
■ действия НБУ. В целях контроля над объемами валютного оборота, Национальный банк Украины ввел обязательное требование для обмена валют – предоставление паспортных данных покупателя, в результате которого в октябре нетто-покупка составила 1,4 млрд. долларов. Общий объем реализации валюты за 3 последние месяца 2011 года составили 3,5 млрд. долларов, что ниже уровня 2010 года на 2 млрд. долл. Тенденции по скупке валюты понятны, а вот стабильность гривны настораживает. НБУ держит руку на пульсе удержания курса нацвалюты. Именно благодаря манипуляциям с золотовалютными резервами страны, банку удалось удержать курс на стабильном уровне;
■ депозиты. Сумма валютных вложений украинцев в банки Украины составляет на сегодня более 18 млрд. долл. Такой запас обнадеживает государство на расчет по внешним долгам без задействования золотовалютных резервов, но только при условии, что украинцы не будут забирать вклады;
■ поступления от гастарбайтеров. Еще одним источников притока валюты в страну является кочующие гастарбайтеры-украинцы. Таким способом, по данным только официальных источников, в страну за период с января по октябрь прибыло более 5 млрд. долларов, а по итогам 2011 года – около 8 млрд. долларов. Преимущество работы такого канала в том, что ввезенную на территорию страны валюту не нужно возвращать за пределы страны, и она может свободно конвертироваться на внутреннем украинском рынке. Объем валютного потока от гастарбайтеров в Украину превышает сегодня общий объем иностранных инвестиций.

 Сегодняшние ожидания девальвации гривны очень высоки, а сегодняшняя стабильность курса нацвалюты скорее воспринимается как затишье перед бурей.

Прогноз курса гривны на первый квартал 2012

 Финансовые эксперты расходятся в прогнозах курса валюты на первый квартал. Экспертные мнения делятся на 2 лагеря – с пессимистическим, медиативным и оптимистическим прогнозом:
■ пессимистический взгляд трактует увеличение курса валюты до 8,5 гривен за доллар. Таким курс может стать к концу марта вследствие стечения самых весомых негативных факторов – отсутствия финансовых поступлений от МВФ, ухудшения долговой ситуации в Евросоюзе;
■ оптимистический сценарий предусматривает стоимость гривны к концу марта 2012 года на уровне 7,99 грн. за долл. Курс может измениться до такого уровня в результате налаживания связей с МВФ, проактивной политикой Национального банка Украины, направленной на активные валютные интервенции, обеспечения стерилизации ликвидности гривны.

 По данным балансирующего между двумя приведенными вариантами, медиативного прогноза курс гривны к концу первого квартала ожидается на уровне 8,09 гривен за доллар.

Каков общий прогноз поведения курса гривны на весь 2012 год?

 Наступление нового года вновь активировало тему курса национальной валюты Украины в текущем году. Ведущий аналитик Академии Masterforex-V Евгений Ольховский прокомментировал «Биржевому лидеру» основные позиции финансовых экспертов в отношении ситуации украинского рынка в зависимости от факторов влияния:
■ стоимость нефти. В отношении фактора нефтегазовой стоимости, существует опора в прогнозах снижения стоимости нефти на мировом рынке, а значит, у Украины есть шанс приобретать российский газ по цене, если не ниже текущей, то на уровне. С другой стороны, цены на газ могут быть подняты правительством страны на четверть с той целью, чтобы пополнить расходуемые на стабилизации валюты резервы страны и расположить МВФ к очередному траншу;
■ проведение ЕВРО-2012. Футбольный европейский турнир станет важным событием года не только для болельщиков. Летом ожидается весомый приток евровалюты в страну со стороны болельщиков, которые прибудут для поддержки национальных футбольных команд. Ожидаемая численность гостей составляет 1 миллион европейцев, а общая сумма притока – 2 млрд. евро, которые будут являться существенными инвестициями для развития экономики страны. Дополнительные иностранные средства отодвинут гривну на второй план и тем самым помогут ей удержать курс на стабильном уровне;
■ дополнительный транш от МВФ. Стабилизацию курса гривны планируется производить из золотовалютных резервов страны, которые снизятся в результате активных действий по стабилизации курса на 23%, или 8 млрд. долларов. Дополнительные денежные средства, о которых уже сегодня ведутся переговоры между украинским правительством и представителями МВФ, сможет существенно повлиять на стабильность экономической ситуации в стране.

 Одно из мнений экспертов заключается в падении курса гривны и увеличении стоимости доллара США к концу года до 10 гривен за единицу. В случае, если правительству страны не удастся договориться о дополнительном финансовом поступлении от МВФ и снижении цен на российский газ, концу года ожидается падение курса нацвалюты до 10 грн/долл.

 Иное мнение финансовых аналитиков сводится к стабильному удержанию курса гривны на уровне 8 грн. за доллар. В доказательство позиции играют значительные золотовалютные запасы страны.

Позиция правительственных органов Украины. Кабинет министров страны огласил политику удержания курса гривны на уровне 8,1 гривен за доллар в 2012 году. Примем во внимание, что озвученный им тот же курс в декабре составлял 8,0 грн/долл. В прошлом году специалисты Кабмина ожидали от курса гривны-2012 уровня 7,8 грн/долл. Нацбанк Украины прогнозирует снижение курса гривны в текущем году до 8,3 грн за долл.

 Как отмечают эксперты факультета изучения торговой системы Masterforex-V, курс гривны остается во флете и предварительно закончил бычью волну 7,9177-8,1747, что подтвердит пробитие пивота МФ 7,9903. Для дальнейшего движения в обе стороны нужна новая волна А уровня Daily ,от которой возможен будет отсчет новых целей.


Филиппины: портрет для инвестора.

Сейчас, когда мир еще балансирует на грани кризиса, для каждого инвестора очень важно найти правильное место вложения своих средств. Поэтому если вы ищете хорошую площадку для вложений в ближайшие годы? То вам может подойти Филиппины в качестве "тихой гавани" в Тихом океане. Мнение многих аналитиков сходится к тому, что эта страна способна вскорости преподнести инвесторам приятный сюрприз: считается, что самыми доходными в этом столетии будут вложения в акции Индонезии, Малайзии, Таиланда и…Филиппин.

 Так, аналитики банка HSBC в докладе "Мир в 2050 году" среди государств, которых ожидает стремительный взлет, указали эту страну (среди лидеров по росту, так называемых "новейших тигров", ими названы также Чили, Перу и Украина). Если верить аналитикам банка (а доверять им все же стоит, хотя бы потому, что их прогноз на 2000-2010 годы оказался весьма близким к реалиям), то Филиппины в ближайшие 40 лет станут самой быстрорастущей экономикой мира, поднимутся на 27 ступенек и станут 16-й крупнейшей экономикой, то есть догонят не абы кого – саму Японию. Вот так! Подобные прогнозы возникли, понятно, не на пустом месте:
 - это одна из самых густонаселенных стран мира – почти 102 млн. чел. (по этому показателю занимает 12-е место в мире);
 - повсеместное владение английским языком (наследие колониализма), в отличие, к примеру, от той же Индонезии. Более того, английский считается официальным языком этой страны, наряду с филиппинским. И вообще, это третья англоговорящая страна мира;
 - единственная христианская страна в Азии (около 90% населения);
 - по версии National Geographic Филиппины вошли в двадцатку лучших туристических направлений 2011 года и т.д.

Однако среди инвесторов достаточно и скептиков. Подспорьем в их настроениях являются как весьма болезненные воспоминания об азиатском финансовом кризисе 1997-1998 годов (напомним, понесенные тогда инвесторами потери были столь значительными, что и сегодня кошмар тех лет не дает расслабиться), так и текущий уровень развития филиппинской экономики, как-то:
 - аграрно-индустриальная страна, ее доля в мировом ВВП – аж 0,3%;
 - одна из самых бедных стран Юго-Восточной Азии, по ВВП на душу населения (по ППС) занимает 162-е место в мире ($3500, по другим данным –$3900). На сегодняшний день это единственная развивающаяся страна в южной Азии, где уровень бедности не уменьшается и пр.

 А ведь в 1950-х годах филиппинская экономика была второй экономикой в Азии после Японии. И где все это сегодня? Сегодня ее называют "потерянным драконом", страной, прозябающей на обочине мировой цивилизации.

 Так кто же прав из аналитиков? Как не обмануться при принятии решения об инвестировании в экономику этой страны? Какова инвестиционная привлекательность филиппинских активов, наиболее прибыльные сферы приложения средств? Что же заложено для инвестора в филиппинском сканворде (как известно, эта головоломка отличается от других тем, что в ней зашифрован определенный рисунок)? Вопросы, вопросы. Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V попытались сопоставить доводы "за" и "против" вложений в экономику Филиппин.

Филиппинский сканворд

То, что у этой страны предостаточно возможностей для экономического рывка, говорит хотя бы тот факт, что известный экономист Нуриэль Рубини поместил ее в список 14 стран-счастливцев, чьи экономики оказались наиболее устойчивыми в условиях современных мировых катаклизмов. Каковы же сильные стороны филиппинской экономики, в чем ее инвестиционная привлекательность?

 Отметим основные из них:
 ■ относительно богатые природные ресурсы. Эта страна даст многим другим фору по залежам меди, хрома, марганца, железа, цинка и свинца. Кроме того здесь добываются серебро, уран, кобальт, никель и ртуть. Имеются также незначительные запасы угля и нефти. Чего много – так это золота. Филиппины располагают одними из самых больших запасов этого драгоценного металла в мире. Что не может не вызывать интереса у инвесторов, особенно в связи с ростом цен на золото на мировых рынках. Отметим при этом, что добывающая промышленность страны является не слишком развитой, эксплуатируется только небольшая часть имеющихся запасов, тем не менее, для иностранных фирм доступ к их разработке весьма затруднен;
 ■ достаточно развитая промышленность. Начнем с того, что темпы роста филиппинской экономики в прошлом году составили неплохие 4,7% (в 2010 году было еще лучше – 6,7%). Свой вклад в это внесла, конечно, промышленность страны:
 - горнодобывающая;
 - обрабатывающая. Филиппины активно экспортируют электронику (здесь изготавливается бытовая техника известных японских брендов), промышленное и транспортное оборудование, текстиль, розовое и красное дерево и т.д.;
 - страна является крупнейшим производителем кокосовых орехов (кстати, стоимость местной кокосовой стружки более высокая, чем индонезийской или вьетнамской, это из-за того, что здесь ее изготавливают крупные заводы, которые поддерживают высокие стандарты производства);
 - мировым лидером по производству копры и абаки (пенька);
 - большие валютные доходы приносит экспорт ананасов, бананов (отметим интересный факт, бананы для европейцев открыл Магеллан именно на Филиппинах), сахарного тростника, кофе и какао;
 - развита табачная индустрия. Кстати, в рейтингах западных сигарных журналов местные сигары регулярно получают высокие баллы. Поскольку в связи с общим упадком табачной отрасли филиппинская сигарная промышленность сегодня переживает далеко не лучшие времена, Филиппины нашли выход. Они рекламируют табак как средство от вредителей, в первую очередь, от моллюсков, к тому же помогающее расти водорослям;
 - является 4-м в мире производителем тунца. Правда, возможное введение запрета на промысел тунца больно ударит по филиппинской рыбной промышленности и т.д.

 Каковы же основные причины относительной стабильности промышленности страны? Ведущий эксперт Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V Евгений Ольховский отметил очевидные из них:
1. Ресурсная база. Филиппинская промышленность опирается на богатую ресурсную базу, к тому же – собственную;
2. Инвестиции. Экономика достаточно открыта для иностранных инвесторов, она привлекает многочисленных иностранных инвесторов, прежде всего, из США и Японии. По некоторым данным, порядка 30% активов тысячи крупнейших филиппинских корпораций принадлежит иностранцам. Не так давно правительство заявило о готовности предоставить инвесторам налоговые каникулы по подоходному налогу на срок до восьми лет. Вести бизнес на Филиппинах в целом несложно: нужен или партнер-филиппинец, или серьезные инвестиции. Но есть и исключения. Допустим, если компания занимается IT-технологиями и работает только на экспорт, то тогда иностранец может иметь 100% пакет акций и т.д.
3. Большой внутренний рынок. Можно сказать, что экономику Филиппин от глобальной рецессии спасли потребители страны. Правительство последнее время активно поощряет развитие производства, ориентированного именно на внутренний рынок.

 В целом понятно, почему в рейтинге глобальной конкурентоспособности 2011—2012 Всемирного экономического форума страна заняла 75-е место, поднявшись за год сразу на 10 позиций.
■ развитие туризма. Как известно, Филиппины являются архипелагом, состоящим более чем из 7 тысяч островов. Для туристов это означает, что у страны – одна из самых длинных береговых линий (более чем 36 тыс. км.), по этому важному для туризма показателю она занимает 5-е место в мире. Но у Филиппин не только самые длинные пляжи, но и одни из самых потрясающих – Боракай (очень популярный у российских туристов), Эль Нидо, Камигуин, Пагудпуд, Себу, Бохол и т.д. Что вы скажите, например, насчет песка больше похожего на муку, такой он белый и мелкий. Помимо этого – живописные бухты, коралловые сады, скалы, вулканы, тропические леса, банановые рощи, водопады, а также горячие и холодные источники. И это еще далеко не полный список филиппинских чудес. Местная легенда гласит, что когда Господь создавал Филиппины, он подумал, раз получилось здесь так мало земли, то нужно дать ей самое лучшее и прекрасное, и населил ее самыми удивительными растениями и животными, которых больше ни в какой другой стране нет (медвежий кот, птица-носорог, самая маленькая в мире обезьянка Тарсиеру и пр.). А как не вспомнить подземную реку Пуэрто-Принсеса, которую, по предварительным данным, конкурс New7Wonders of Nature включил в список семи чудес света. И наконец, удивительные Шоколадные холмы, напоминающие огромные трюфели. В общем, здесь есть все, чтобы позабыть о проблемах городской жизни и насладиться полной тишиной и покоем. Вон и известный революционер Евгения Чирикова избрала для восстановления своих сил от трудов праведных – бесконечных митингов – именно Филиппины.

 Кроме того, эта страна интересна и тем, что:
- здесь проживают люди с исключительным даром, знаменитые на весь мир – хилеры. Кто-то их называет лекарями без ножа или филиппинским чудом, а кто-то – самыми настоящими шарлатанами, тем не менее, к ним неиссякаемым потоком едут неизлечимые больные, потерявшие всякую надежду люди;
- магическими ритуалами местных колдунов;
- рай для шопоголика. Товары известных марок здесь можно приобрести значительно дешевле, чем в Европе – Gucci, Prada, Bvlgari, Louis Vuitton и др. (их производят на заводах этих фирм по лицензии в странах Азии);
- одно из главных направлений сексуального туризма в мире. Конечно, Филиппины нельзя сравнивать с сексуальной меккой — Таиландом (ведь страна, как здесь говорят, "прожила 300 лет в монастыре" (под властью Испании) и лишь "50 — в Голливуде" (под влиянием США). В католических Филиппинах проституция официально запрещена, а обычаи и нравы довольно пуританские, всякие прилюдные проявления нежностей осуждаются. Тем не менее, по некоторым оценкам, в стране в проституцию вовлечено больше людей, чем занято в промышленности, ежегодный доход этой отрасли составляет $2-3 млн. Как заявил в свое время посол США на Филиппинах, 40% иностранных туристов-мужчин приезжают сюда ради секса.

 При всем при этом Филиппины оказались незаслуженно забытым туристическим направлением. По доходам от туризма и по количеству иностранных туристов — Филиппины значительно отстают от своих соседей – доля туризма в ВВП страны составляет 6%, а общее количество туристов, посетивших страну в 2011 году, составило около 3,8 млн. чел. В общем, можно сказать, что Филиппины – недооцененный рай для туристов.

 Дело в том, что для туризма важны не только местные красоты, но и комфорт, да и безопасность не помешает. А вот с этим здесь пока проблемы. На Филиппинах недостаточно развитая сфера туристических услуг. Впрочем, в последнее время власти все больше внимания уделяют туристическому бизнесу: создаются поля для гольфа, SPA, центры для дайвинга, в ближайшие годы планируется построить почти 10 тысячи новых гостиничных номеров, дороги, аэропорты и пр. Есть и первые успехи, так, всемирный проект Easy Destination в номинации "Лучшее направление для свадебных туров" на первое место поставил филиппинский остров Себу, Филиппины победили в номинации "открытие года" в конкурсе "Звезда Travel.ru", а остров Боракай был признан лучшим островным курортом мира и лучшим курортом Юго-Восточной Азии. Другими словами, туризм на Филиппинах в последние годы набирает стремительные обороты, а сама страна постепенно превращается в центр мирового туризма. Ожидается, что турпоток в 2012 году вырастет до 4 млн., а к 2016 году – до 10 млн.;

■ потенциал трудовых мигрантов. Дело в том, что Филиппины являются 4-м поставщиком рабочей силы за рубеж (уступают только Китаю, Мексике и Индии). Считается, что за океаном работают более 8 миллионов филиппинцев. Во многих странах мира уже давно стало устойчивым словосочетанием – "филиппинская няня", домработница, садовник и пр. Их ценят за старательность, внимательность и… хорошее образование. У многих из тех, кто нанимается на работу за границей домработницами, есть высшее образование, порой и научные степени. Так уж повелось, что образование для филиппинца – сродни религии. Здесь до сих пор престиж измеряют не в деньгах, машине и доме, а в хорошем образовании. Прямо скажем, немалые денежные переводы от этих филиппинцев существенно поддерживают местную экономику. Судите сами. Сумма денежных переводов на Филиппины за три квартала 2011 года составила $13 млрд., эти переводы обычно составляют 11% ВВП страны. Основные поступления идут из США, Саудовской Аравии, Великобритании, Японии, Сингапура, Гонконга и, конечно, Италии (как теперь известно, значительная часть экипажа печально знаменитого итальянского лайнера "Costa Concordia" состояла из филиппинцев);
■ хорошая демографическая ситуация. Достаточно сказать, что средний возраст филиппинцев составляет всего 22,7 лет. Еще бы – численность населения страны увеличивается ежегодно почти на 2%. Там лица до 14 лет составляют более 35% населения, тогда как достигшие 65 лет и старше – всего 4,1%. Понятно, что на фоне такого демографического бума проще демонстрировать значительный экономический рывок.

 Итак, филиппинская экономика имеет хороший потенциал к ускорению роста, на ее стороне, прежде всего, эффект низкой базы, хорошая ресурсная основа, благоприятная демография и… филиппинцы с их ценностями и традициями.

Филиппинская мыльная опера… или кое-что о местной ментальности


Филиппинцы – это тот еще сплав разных наций и рас, смешения языков и культур, азиатской, европейской и американской истории. Да чего там – у большинства местных жителей испанские фамилии и английские имена. О Филиппинах порой говорят, что это не совсем Азия, скорее Южная Америка. Иногда филиппинцев называют "латиноазиаты", в том числе и из-за их любви к внешним эффектам и жизни в стиле мыльных опер. Спросите, в чем это сходство? Например, в том, что филиппинцы:
 ■ примерные семьянины. Семья, как и в сентиментальном телесериале, для филиппинца – самое важное в жизни, а честь семьи – превыше всего. Поэтому они отличаются крепостью уз: разводы (в этой католической стране развестись практически невозможно), самоубийства, депрессии здесь большая редкость. Они с трогательным и огромным уважением относится к старшим. Филиппинки же в мире известны как примерные жены: покладисты и добродушны, заботливы и аккуратны, женственны и хозяйственны, да еще ничего не требуют взамен;
 ■ вежливые и терпимые. Они всегда учтивы, уважение к другому человеку у них доведено просто до автоматизма. Здесь никогда вам не ответят категоричным отказом, скорее мило скажут "может быть". А еще Филиппины называют "страной улыбок", потому что улыбки практически не покидают лиц местных жителей;
 ■ отличает оптимизм и редкая приспособляемость. Для них характерен оптимистический взгляд на жизнь, они могут найти выход из самых непростых положений, выжить в самых сложных условиях;
■ смирение и скромность. Филиппинец безоговорочно покорен судьбе и неистово верит в Бога;
■ романтичные и душевные. Как известно, важным признаком мыльной оперы является драматический и эмоциональный характер сюжета. Так вот, филиппинки очень влюбчивы и сентиментальны, верят в настоящую любовь и безоблачное семейное счастье. А дружба у них только тогда дружба, когда на всю жизнь и не меньше;
■ неспешность. Живут они, как в мыльной опере, в медленном темпе. Отсюда их непунктуальность, вечное запаздывание. Обещание вернуться через "одну минутку" обычно выливается в 20-минутное ожидание;
■ необычайная музыкальность. Филиппинцы поют буквально всегда и буквально везде, при этом поют очень хорошо. Нет большего развлечения для них, чем караоке, здесь самозабвенно любят устраивать различные торжества и праздники, конкурсы и турниры, фейерверки и соревнования. В общем, не жизнь, а настоящая мыльная опера. Правда, если бы не проза жизни, но куда же без нее.

Филиппинский тест или какие риски несет страна инвесторам?

Разочарование инвесторов, связанное с "азиатским чудом", в свое время было настолько сильным, что и сегодня этот регион воспринимается как рискованное направление для вложений. Сегодня, во избежание повторения, они хотят знать все о факторах риска, с которыми сопряжены вложения в экономику страны. Здесь к месту был бы определенный тест. К примеру, "филиппинский тест". Как известно, его применяют для оценки школьной зрелости ребенка. Для этого его всего лишь просят достать через голову правой рукой левое ухо. Дело в том, что школьная зрелость наступает, как правило, одновременно с увеличением интенсивности роста длины рук.

 Так вот, эксперты «Биржевого Лидера» считают, что Филиппины еще не дотягиваются до "левого уха". Эта страна пока еще не справилась с целым рядом рисков, тормозящим ее развитие. Отметим среди них следующие:
1. Риски политические. Несмотря на то, что на первый взгляд в стране установилась относительно спокойная социально-политическая обстановка, она далека от безмятежной. Не случайно в рейтинге миролюбия стран мира Филиппины оказались на 136-м месте из 153. Что же является источником политического напряжения в стране, которое способно серьезно помешать ее развитию:
 - противостояние на юге страны с боевиками из "Исламского фронта освобождения Моро", которые уже 40 лет борются за создание независимого государства на острове Минданао. Эта война во второй половине ХХ века забрала 120 тысяч жизней. Но и сегодня печально известная организация "Абу Сайяф" периодически убивает и похищает с целью выкупа христиан и туристов. Этот конфликт идентичностей в Минданао так и не получил своего разрешения;
 - непростые отношения с соседями. Речь идет о территориальном споре между Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Брунеем и, разумеется, Филиппинами за богатый нефтью и газом архипелаг Спратли. В связи с этим в Южно-Китайском море нарастает напряженность между Китаем и Филиппинами. Филиппины неоднократно обвиняли КНР во вторжении в свои территориальные воды. Уравновешивать влияние Китая в этом регионе Манила собирается с помощью США. Последние готовы помочь Филиппинам в "противостоянии агрессивным действиям" со стороны Китая вооружением и модернизацией армии. В свою очередь Пекин уже заявил о намерении увеличить свои патрульные суда в этом регионе;
 -  постоянно существующая угроза террористических актов. Вот и опять на днях взорвалось несколько бомб в пригородах филиппинской столицы. Особенно эта опасность возрастает накануне выборов (известный случай 2009 года, когда произошло массовое убийство сторонников оппозиционного кандидата в губернаторы провинции Магуиндана). Ситуация осложняется тем, что оружие здесь легко может купить любой желающий. На руках у населения от 470 тысяч до 3,9 миллиона пистолетов, точной цифры не знает никто. Запрет на ношение огнестрельного оружия введен только накануне, в ходе и сразу после всеобщих выборов, на время избирательной кампании создаются и контрольно-пропускные пункты;
 - коррупция. Transparency International в Индексе восприятия коррупции определила Филиппинам далекое 129-е место из 182-х возможных. Очевидно, что тотальная коррупция (по некоторым данным разворовывается 20% НВП), политическое покровительство бизнесу, семейственность (филиппинцы стараются жить и работать своим кланом), важные экономические реформы оставляют лишь на бумаге. В стране стало чуть ли не национальным видом спорта "посади экс-президента или экс-министра" за коррупцию.
2. Риски экономические. Эксперты отмечают, что экономика Филиппин теряет темпы роста, зато быстро растет задолженность. Среди отрицательных факторов, ограничивающих возможности развития страны можно выделить:
- нехватку энергоресурсов. К примеру, из-за высоких цен на электроэнергию феррохромовая промышленность Филиппин теряет перспективы на будущее, хотя, казалось бы, под боком находятся Япония, Южная Корея, Тайвань, готовые покупать ее продукцию. Более того в последние годы закрылись многие заводы и фабрики страны, промышленность ушла в Китай. И это происходит тогда, когда развитые страны, напротив, возвращаются к индустриализации;
- не самые лучшие условия для развития бизнеса. Так, по легкости ведения бизнеса страна стоит на 136-м месте. А каким может быть это место, если на подготовку отчетности и уплату налогов уходит 195 часов в год. Налог на прибыль составляет 21%, тогда как средний показатель по Восточной Азии и Тихоокеанскому региону составляет 16,8% и т.д.;
- экспортно-ориентированную экономику. Которая, как известно, является очень уязвимой перед неблагоприятным изменением внешних факторов. Получается, что экономическое самочувствие страны зависит от выздоровления американской и японской экономики. К тому же рост благосостояния, пусть и медленный, сводит на нет основное преимущество страны – дешевую рабочую силу, подрывая тем самым экспортное процветание Филиппин;
- отсутствие реструктуризации экономики на основе новейших технологий. Спрашивается, где филиппинские автомобили, компьютеры, ЖК-телевизоры? Страна ведь не маленькая. Увы, но филиппинское экономическое чудо так и не состоялось. Свою роль в этом сыграло и то, что она оказалась вне зоны борьбы с "красной угрозой", за чертой "санитарного кордона", и у США не было необходимости подпитывать филиппинскую экономику инвестициями, технологиями, заказами, как японскую, корейскую или тайваньскую, что и вывело их в конечном счете на мировые рынки;
 - малопродуктивное натуральное сельское хозяйство с малым уровнем механизации. Поэтому своего продовольствия не хватает и его приходится регулярно импортировать.
3. Социальные риски. Серьезными проблемами для филиппинской экономики остаются:
- пропасть между имущими и неимущими, высокий уровень бедности. Сегодня за чертой бедности живут более 30 миллионов филиппинцев. Около 3-х миллионов до сих пор живут без света в хибарах, на помойках или просто под открытым небом – на улицах;
- наркотики. Помимо всего прочего отсюда экспортируются марихуана и гашиш в Восточную Азию, США и на другие западные рынки;
- образование в стране в принципе обязательное до седьмого класса. Однако по свежим данным, большинство филиппинцев ограничивается пятью годами и т.д. Причин всему этому много. Среди них и высокая рождаемость, и опустошение природных ресурсов, миллионы крестьян лишены земли, которая позволила бы им себя прокормить, и высокий уровень коррупции. И многое, многое другое.
4. Природные риски. На Филиппинах не редкость землетрясения и тайфуны. Каждый год в сезон дождей, а именно, с июня по декабрь на острова обрушиваются около 20 бурь и тайфунов, порой вызывающих сильные наводнения. Самый разрушительный из них в 1991 году унес жизни 6-и тысяч человек. Вот и в конце 2011 года на Филиппинах от тайфуна погибли почти 1,5 тысячи человек.

 Другими словами, на Филиппинах инвесторам надо быть готовыми к неразвитости местного фондового рынка, возможным проблемам с ликвидностью, недостатком информации и развитой коррупции. Этот "букет", конечно, способен отпугнуть любого осторожного инвестора. Но разве не риск сопутствует сверхприбыли? Не нами было сказано, чей риск, того и выгода.

Филиппинский песо: перспективы инвестиций

 Как отметили аналитики Академии Masterforex-V, филиппинский песо прорвал техническое сопротивление и привел к доходности среди большинства развивающихся азиатских валют в четверг, поскольку инвесторы ожидают дополнительный приток инвестиций в Азию на свежих новостях по процентной ставке ФРС США. Председатель ФРС Бен Бернанке заявил в среду, что центральный банк США будет готов предложить дополнительные стимулы. Комментарий вызвал краткосрочные покупки инвесторами в погоне за прибылью развивающихся азиатских валют.
 Заинтересованность в развивающихся азиатских единиц оживила перспективы валют, хотя прибыль может быть ограниченной возможными интервенциями со стороны центральных банков, которые рассматривают перекупленость валют.

PHP/USD Филиппинский песо на данный момент стоит 0,02347 доллара США:



понедельник, 30 января 2012 г.

Социальные игры: новый объект инвестиций.

При инвестировании, каждому инвестору нужно правильно и всесторонне оценивать деятельность инвестиционного проекта. Многие вкладывают свои сбережения в инвестиционные компании (Пифы, Тройка Диалог, БКС, Финам), кто-то зарабатывает на бирже (ММВБ, РТС, SP 500, акции, опционы), фьючерсах (нефть, золото, серебро, кофе, пшеница, хлопок, бензин, газ, сахар, прочие товары), а кто-то инвестирует в разработку... игр.

 Социальные игры являются одной из самых высокодоходных отраслей игровой индустрии. Как же правильно оценить успех и соответственно прибыльность от такого инвестиционного проекта или оценить успех предыдущих проектов компании или конкурентов?

Показатели социгр или что нужно знать инвестору?

 Как объяснил эксперт в области онлайн игр Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V Владислав Царенко, каждая игра имеет свои показатели, по которым можно оценить ее успешность. В первую очередь это количество установок и количество активных игроков за день\месяц в онлайн игре. Первый показатель говорит нам о том, насколько широкой массе игроков интересна эта игра, а второй – сколько реально активных игроков посещают ее в день\месяц:
- TI (Total installs) – количество установок;
 - DAU (Daily active users) – количество активных пользователей за день;
 - MAU (Monthly active users) – количество активных пользователей за месяц.

 Обычно эти данные открыты и их может посмотреть каждый желающий по любому приложению. Остальные цифры буду скрыты от обычных пользователей, но, тем не менее, будут очень интересны инвесторам при оценке игр той или иной компании:
ARPU (Average Revenue Per User) – средний доход на одного пользователя;
DARPU (Daily Average Revenue Per User) – средний доход на одного пользователя в день.

 Средний доход на одного пользователя – довольно важный показатель. Он говорит о прибыльности игры в целом. К сожалению, он не очень четко отображает реальную ситуацию, потому что далеко не все игроки являются активными. Иногда число установок игры очень отличается от кол-ва активных пользователей. Именно поэтому существует более точный показатель - ARPDAU:
ARPDAU (Average Revenue Per daily active user) - средний доход на одного активного пользователя в день

 Помимо этого, как отмечают журналисты «Биржевого Лидера», для оценки приложения можно также использовать понятия дохода с одного платящего пользователя – ARPPU и DARPPU:
ARPPU (Average Revenue Per Pay User) – средний доход на одного платящего пользователя;
DARPPU (Daily Average Revenue Per Pay User) – средний доход на одного платящего пользователя в день.

От чего зависят показатели и прибыль социальной игры?

1. От жанра. В зависимости от жанра игры, сумма платежей на одного человека может колебаться. Проанализировав показатели DARPU (Средних доход на одного пользователя в день) различных проектов на просторах Facebook, можно составить такой рейтинг:
 ■ RPG (Role-playing games) – ролевые игры, в которых уклон идет на развитие вашего уникального персонажа, который развивается за счет прохождения квестов, выполнения работы и сражений. Такие игры в среднем имеют наибольшие показатели DARPU - $0.10 - $0.12;
 ■ казино, покер – азартные игры. Имеют уверенное второе место по показателю DARPU;
 ■ "Virtual World" (Виртуальный мир) – игры с постоянно обновляемым широким контентом, в котором игрок ведет жизнь, подобную реальной. Он работает, общается, поднимается по карьерной лестнице, обустраивает дома и так далее. Занимают третье место со средним показателем около $0.05 на одного пользователя;
 ■ Resource Management Games (RMGs) – стратегические игры, на основе управления ресурсами. В список таких игр входят различные фермеры, менеджеры кафе, салонов красоты и прочее. Их DARPU обычно ниже остальных игр и в среднем равен $0.02;
 ■ Остальные казуальные игры – имеют DARPU $0.01 и ниже.
 Не стоит забывать, что несмотря на то, что определенные жанры имеют первенство по показателю дохода с одного человека, нужно оценивать еще и количество самих пользователей, которых может заинтересовать игра.

2. От масштабности. Кроме жанра, стоит отметить, что прибыльности игры зависит еще и от ее масштабности. Как понимать «масштабность» игры? Очень просто – оценивая графику игры, размеры ее мира и, главное, количество инвестиций, которые она требует.

 В этом понимании игры можно поделить на 3 категории:
 ■ казуальные. Эти игры созданы для всех и для каждого. Обычно они имеют довольно простую графику, не очень масштабный мир и создаются достаточно конвейерно. Они не требуют от игрока особых познаний и большого количества времени:
 - ARPU таких игр обычно колеблется от $0.10 до $0.20;
 - пример: Farmville, Cityville, Bejeweled (Facebook). Тюряга, Безумие (Вконтакте).
 ■ Mid-core (игры средней масштабности). Игры, требующие более существенных инвестиций. Обычно такие игры более конкурентоспособные в своем жанре, но требуют определенных навыков от игрока.
 - ARPU таких игр обычно колеблется в диапазоне от $0.25 до $1.25;
 - пример: Mafia Wars, Backyard Monsters, Army Attack (Facebook). Правила Войны (Вконтакте).
 ■ Hard-core игры. Это так называемая переходная ступень между социальной игрой и MMORPG. Такие игры называются “Massively Multiplayer Social Games” (MMSG). Они требуют крупных инвестиций, но и, соответственно, приносят самую большую прибыль:
 - показатель ARPU таких игр составляет $4.25 - $7;
 - примером таких игр могут послужить Kingdoms of Camelot и Dragons of Atlantis в сети Facebook; Королевство в сети Вконтакте.

Зависимость прибыли от возрастной категории

Возраст игрока – очень важный аспект, влияющий на получаемую от него прибыль. Если оценить данные из сети Facebook, можно сказать что наибольшую прибыль на одного платящего пользователя приносят игроки старшего возраста (40-49, 50+) (см. таблицу). Но, тем не менее, если оценивать возрастные группы в целом (см. диаграмму 1), большего всего транзакций в игру проводят подростки в возрасте 16-17 лет, а также молодежь в возрасте 20-29 лет.

 Этот факт четко показывает, что ориентируясь на разные возрастные группы, можно получать абсолютно разные показатели ARPPU (средней прибыли на платящего пользователя) и ARPU (средней прибыли на пользователя):



Все из ЕС, а Хорватия в ЕС.

22 января 2012 года произошло событие, которое заранее преподносилось как очень важное для Европы и, как минимум, судьбоносное для одной из входящих в нее стран, а именно для Хорватии. Речь идет о прошедшем в этой балканской стране референдуме, на котором граждане получили возможность высказать свое мнение о том, поддерживают ли они идею вступления Хорватии в Евросоюз.

 С одной стороны, это казалось формальной процедурой, поскольку официальный Загреб еще с 2003 года целенаправленно движется в сторону ЕС, а подобные референдумы во всех странах-членах союза всегда проходили «без сучка, без задоринки», но с другой стороны – все, прежде всего в Брюсселе, понимали, что сейчас не самый лучший момент для расширения «европейского дома», нет уже былого энтузиазма, да и реноме недавно еще блестящего проекта заметно подпорчено долговым кризисом. Поэтому хорватский референдум должен был ответить на вопрос: популярна ли еще сама идея Евросоюза или нет?

Что значит референдум, который мало что доказал?

 Евгений Ольховский, ведущий канадский эксперт Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V отметил, что чуда не произошло, и в минувшее воскресенье большинство жителей Хорватии на референдуме высказались за присоединение к ЕС:
 ■ позитив. Если быть точным, то свыше 66 % принявших в нем участие граждан высказались за вхождение в Евросоюз, в то же время более 33 % проголосовали против этой идеи. Недействительными признаны 0,6% бюллетеней. В результате обеспечен получено столь желанное властями и Брюсселем одобрение, высокий показатель поддержки, и снятие последних возможных препятствий на пути Хорватии в ЕС. Теперь дело за малым – за одобрением принятия нового члена парламентами всех 27 стран ЕС, но с этим никаких проблем не возникнет и уже 1 июля 2013 года Евросоюз официально увеличится на еще одно государство.
 ■ негатив. Омрачает триумф еврооптимистов беспрецедентно низкая явка хорватов. К урнам для голосования пришло всего 43,5% жителей страны от общего числа имеющих право голоса. Получается, что идею вступления Хорватии в ЕС поддержало что-то около 30% жителей, поэтому их волеизъявление трудно считать легитимным. Такова оказалась ложка дегтя в бочке меда.

Инвесторам: чего ожидает Хорватия от вступления в Евросоюз?

«Путь в Европу» для бывшей югославской республики оказался очень длинным:
 - в 90-е годы никто и слушать в Брюсселе не желал о евронадеждах хорватского руководства. Республика для западных партнеров представлялась некой поствоенной территорией, где еще недавно осуществлялись этнические чистки, из которой ушли десятки тысяч беженцев, и где царил авторитарный националистический режим президента Франьо Туджмана;
 - только после 2000 года, со смертью названного выше президента, в Хорватии начались демократические преобразования. Вхождение в ЕС и НАТО были объявлены главными приоритетами внешней политики страны;
 - заявку на членство в Евросоюзе Хорватия подала в 2003 году, а серьезные переговоры о вступлении начались приблизительно в 2005. Все зависело от степени сотрудничества хорватских властей с Гаагским трибуналом в вопросе выдачи военных преступников;
 - другим препятствием были незначительные территориальные споры с соседней Словенией, но стороны в итоге пришли к согласию;
 - летом 2011 года главы государств ЕС проголосовали за прием Хорватии, а в декабре был подписан Договор о вступлении Хорватии в Евросоюз. Германия и Австрия больше других лоббировали принятие этой балканской республики;
 - оставалось провести только референдум, который должен был закрепить в глазах хорватов успехи их правительства.
 ■ власти. Дело в том, что стремление присоединиться к Евросоюзу для хорватских властей давно уже стала идеей фикс. Это обещали народу, с этим шли на выборы, об этом без конца говорили зарубежным партнерам, одним словом, вели себя ровно так же, как и многие власти в других восточно и южноевропейских странах. "Это великий момент в нашей истории. Мы присоединяемся к самым успешным европейским странам",— прокомментировал итоги референдума президент Хорватии Иво Йосипович. Идею евроинтеграции поддерживает абсолютное большинство хорватских политиков;
 ■ народ. Простые хорваты в это воскресенье удивили не только своих политиков, но и всех европейцев. Конечно, было очевидно, что былого воодушевления ожидать не следует, но и подобный скепсис мало кто мог предвидеть. Еще недавно в европейскую мечту безоговорочно верило до 80% хорватов. И вдруг буквально на глазах эта цифра сократилась вдвое. Евроскептиков в стране стало так много, что они начали организовывать многочисленные митинги в столице и срывать флаги ЕС. В чем же причины невысокой явки и такого неубедительного голосования?
 - многих хорватов уже стал раздражать затянувшийся переговорный процесс с Брюсселем;
 - людям стало казаться, что к их стране предъявляются все время какие-то новые, причем явно завышенные требования. ЕС вел с Хорватией переговоры по 35 пунктам;
 - очень многим не нравилось, то что местные власти идут на поводу у ЕС и выдают в Гаагу т.н. «военных преступников», которых в стране все еще считают героями;
 -Хорваты воочию наблюдают проблемы в соседних странах-членах ЕС: Греции, Болгарии, они видят антиевропейские протесты в Венгрии и Румынии и все это, конечно, не играет на руку еврооптимистам;
 - кризис еврозоны – это вообще худшая реклама идей евроинтеграции из всех, которые только можно придумать;
 - и, наконец, очень многие хорваты попросту не связывают решение своих личных проблем со вступлением в ЕС.

 Противники же вступления Хорватии в Евросоюз, объединенные в "Движение за Хорватию - не в ЕС", объявили в понедельник, что не признают результаты состоявшегося накануне референдума. Глава этого движения Дражен Келеминец вообще всех ошарашил откровением: "ЕС - это масонская организация против религии, Бога и церкви. Вступление в этот союз принесет Хорватии потерю суверенитета". Хотя именно католическая церковь, которая поддержала вступление Хорватии в ЕС, очень много сделала для положительного результата референдума.

Чего ожидает Евросоюз от вступления в него Хорватии?

У Брюсселя положение сейчас очень незавидное. Евросоюз страдает от давления извне, от внутреннего шатания (непонятно, что делать с «больными экономиками», с протестами в Венгрии и Румынии), от подковерной борьбы за лидерство между Германией и Францией, от двойственной (и нашим, и вашим) позиции Великобритании.

Как отмечает финансовый портал «Биржевой Лидер», имидж ЕС плох как никогда. Только недавно говорили о близкой кончине европейской валюты. А всем понятно без объяснений, что в случае исчезновения евро и сам Евросоюз простоит недолго. Поэтому еврочиновникам, как воздух, нужен был хоть небольшой, но успех. Именно такой, который мог бы показать всем скептикам, что европейская мечта все еще живет и, возможно, даже побеждает. Случай с Хорватией – именно таков.

 Поэтому легко объяснить неприкрытый восторг еврочиновников высочайшего ранга, которые старательно хотят выдать сомнительный результат за полный триумф. "Итоги референдума - это хорошая новость для Хорватии, региона и Европы… Вступление Хорватии в ЕС в качестве полноправного члена откроет перед страной новые возможности, будет способствовать стабильности и повышению благосостояния" - говорится в совместном заявлении председателя Евросовета Хермана ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу.

Что означает вступление Хорватии в ЕС для инвесторов?

 Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings сразу же после оглашения результатов референдума опубликовало официальный пресс-релиз, в котором сообщает, что вхождение в состав Евросоюза даст Хорватии возможность получить доступ к существенным внешним финансовым источникам, увеличить прямые иностранные инвестиции и привлекательность страны в глазах экспорт-ориентированных иностранных компаний.

 Однако перспектива вступления в ЕС скорее увеличивает, нежели уменьшает необходимость структурных реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата и поддержку экономического роста. Имеется в виду модернизация таких жизненно важных отраслей как кораблестроение.

 Относительно будущего курса евро, то как отметили аналитики кафедры развития торговой системы раннего прогнозирования Академии трейдинга Masterforex-V, валютная пара EURUSD на рынке FOREX продолжает отработку ТР (точки разворота) уровня Н4 вверх. В рамках этой отработки сформирована волна "А" уровня Н1, и в данный момент идет построение сложной коррекционной волны "В". Ее целью при отсутствии сигналов к завершению будет являться уровень 1.2904:



Ведущие экономисты учат европейских политиков.

Давос, последние 20, лет стал Меккой для многих политиков и экономистов. Ведущие экономисты мира собрались в Давосе, чтобы обсудить будущее единой европейской валюты. Основным инструментом для спасения и борьбы с рецессией в Европе, считают эксперты, должны быть финансовые стимулы, а не сокращения. Греция оставит еврозону и, по-видимому, это будет не последняя страна, ​​говорит американский экономист Нуриэль Рубини.

 Европа в очередной раз неправильно реагирует на финансовый кризис, считает известный финансист Джордж Сорос. Чего же стоит ожидать на фоне кризисных явлений в ЕС и сумеет ли курс евро выдержать испытание финансовым кризисом?

Мнение экспертов: что Евросоюз делает не так?

 Всемирный экономический форум в Давосе (Швейцария) начал свою работу. Участие примут 2600 человек, среди которых политики, банкиры, экономисты и руководители гигантских компаний по всему миру. Как и предполагал «Биржевой Лидер», главной темой пяти дней переговоров является выход евро зоны из кризиса.

 Ведущие финансисты мира раскритиковали все старания политиков ЕС выйти из кризиса, так:
 ■ Джордж Сорос. По мнению миллиардера, лидеры европейских стран все сделали неправильно, реагируя, как на прошлый, так и на нынешний финансовый кризис. Об этом Сорос поведал журналистам в Давосе, где проходит Всемирный экономический форум. По словам финансиста, европейские власти своей беспорядочной реакцией на происходящие события показали полное непонимание основ работы финансовых рынков:
 - дезинтеграция ЕС. Отметим, что Сорос и ранее говорил о том, что Европе пора перестать решать раз за разом обрушивающиеся финансово-долговые проблемы, а начать вводить необходимые изменения. Вместо этого рынку предлагают структурные реформы, которые не могут в целом изменить ситуацию, действуя лишь сегодня и сейчас. К тому же, тотальная жесткая экономия, режим которой вводится в некоторых странах региона, дабы втиснуть национальные бюджеты в трехпроцентный лимит дефицита, введет Евросоюз в политическую дезинтеграцию, отметил финансист;
- еврооблигации. Единые еврооблигации, в каком бы виде их не преподнесли, но они необходимы рынку и необходимы самой Европе, сказал Сорос, добавив, что Евросоюзу необходим стимул в налогово-бюджетной политике;
 - открытое послание ЕС. Осенью прошлого года Джордж Сорос подписался под открытым посланием к Европейскому союзу, в котором говорилось о необходимости принятия срочных мер, иначе финансовая система Европы может обрушиться. Под посланием подписались еще около ста известных экономистов и финансистов. Кроме того, Сорос не исключал, что дальнейшее промедление европейских властей приведет ко второй волне «Великой депрессии»;
 - возможности выхода из кризиса. Выходом из ситуации Сорос видит создание единого для ЕС финансового ведомства, которое будет следить за наполнением национальных бюджетов и осуществлять надзор за недопущением превышения установленного дефицита бюджета. Такой орган должен иметь широкие полномочия, вплоть до возможности карательных санкций против стран-штрафников. Данное предложение практически нашло поддержку в Евросоюзе и на саммите в декабре прошлого года лидеры стран ЕС могли принять соответствующее решение, однако учреждение бюджетного союза заблокировала Великобритания, сославшись на угрозу потери национального суверенитета.
 - евробонды. Вторым необходимым шагом является выпуск единых евробондов, отметил Сорос. Но это предложение миллиардера не нашло поддержки уже у Германии. По словам А.Меркель, канцлера ФРГ, время для такого шага еще не настало. Жесткая экономия, которая сегодня навязывается Европе, толкает регион в дефляционную спираль и никакие структурные реформы не смогут изменить сложившегося положения, сказал журналистам Сорос;
 - пример ЦБ Италии. Хорошим предложением Сорос считает предложение Центробанка Италии. Суть предложения состоит в том, чтобы позволить ЕФФС / Европейский фонд финансовой стабильности / выкупать краткосрочные векселя с низкими процентами стран, имеющих высокий уровень государственного долга;
 - политика. Политические противоречия усугубляют экономические проблемы, что может привести к развалу Европейского союза, не исключил такого варианта развития событий Джордж Сорос. Выразили сомнение в твердости курса евро и другие экономисты. На фоне таких заявлений курс евро пошел вниз.

 Власти европейских стран показали, что плохо понимают механизмы работы финансовых рынков. Сегодня такая политика привела к тому, что Греция стоит одной ногой в дефолте и может быть исключена из еврозоны, отметил финансист.




■ Рубини: Европе необходима фискальная экспансия. Рубини заявил, что Европе для выхода из долгового кризиса нужна массивная денежная экспансия и фискальный набор политических стимулов. Это по его словам, единственный путь, который может спасти от распада еврозоны. "Евро против доллара должен торговаться на 20-30 процентов ниже, чтобы помочь ослабленой экономике ЕС, если зона евро хочет сохранить сообщество", сказал Рубини.
 - Morgan Stanley. С мнением Рубини, относительно мер в Европе солидарен и Стивен Роуч из Morgan Stanley. Он отметил, что зона евро не может бороться с экономическим спадом и рецессией только экономией бюджетных средств - нужна наоборот - фискальная экспансия ЕС.

 Такие страны, как Германия, задают слишком высокие планки, недостижимые другими странами, что ведет к внутренним разногласиям и политическим упрекам. Жесткие меры экономии, навязываемые странам с высоким бюджетным дефицитом ведут к падению показателей экономического роста, к рецессии, что не является выходом из положения. Нужны другие, более действенные меры, считают ведущие экономисты и финансисты.

Рецессия ЕС: что ждет курс евро?

 Как объяснил ведущий финансовый эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский, мировая экономика в опасности и.основной причиной кризиса по-прежнему являются большие риски в зоне евро.

 Как ранее подсчитали аналитики МВФ, глобальная экономика вырастет в 2012 году приблизительно на четыре процента, однако, фонд изменил свой прогноз уменьшив его до 3,25 процента.

 Многие проблемы в странах еврозоны не решены и пока этого не произошло, финансовая стабильность в мире остается в опасной зоне. Это может привести к глобальному кризису, с серьезными социальными и экономическими последствиями.

 Технически, курс евро продолжает формирование бычьей волны а(С)/С уровня Daily. Эксперты факультета изучения торговой системы Masterforex-V отмечают, что вся бычья волна от отметки 1.2623 еще сохраняет актуальность стать 4-й волной уровня Daily3, пробитие сопротивления 1.3245 отменит эту вероятность. Ближайшие сильные сопротивления для движения вверх это область 1.3230/1.3245 и отметка 1.3333. Для расчета целей вниз необходима разворотная волна А с пробитием наклонного канала МФ 1.2623/1.2927 и пивота МФ 1.2937.


четверг, 26 января 2012 г.

Насколько эффективно борется с инфляцией Казахстан?

Одним из весомых экономических параметров развития страны является инфляция. Республика Казахстан как одна из стран СНГ прошла достаточно извилистый путь инфляционных процессов. Максимальный показатель за историю независимости государства отмечен в 1992 году и по официальным данным составил 2960%. Подобного размера значение присуще всем странам бывшего СССР и связано с началом тернистого пути независимости.

 Правительству Казахстана удалось стабилизировать показатели инфляции вследствие жесткой денежно-кредитной политики, однако, как отмечают эксперты Академии Masterforex-V для достижения диапазона инфляции развитых стран 4 – 7% правительству Республики есть над чем трудится. 

 Очередной календарный год завершен и журналисты «Биржевого Лидера» провели анализ результатов экономической политики 2011 года, построившей уровень инфляции в Казахстане.

Статистика инфляции в Казахстане

 Рассматривать уровень инфляции начнем со времен обретения независимости.

В начале пути изучаемый показатель был катастрофичен. Выбор верного направления экономического развития и управления инфляцией создали условия для образования среднего уровня показателя у отметки 8,6% за последнее десятилетие.
 По итогам 2011 года инфляция в РК составила 7,4%.

 За год с декабря 2010 цены на продукты питания увеличились в среднем на 9,1%. В начале 2011 года Казахстан, как и все страны мира, подхватил гречневую лихорадку – цены за 1 кг возросли в 2,2 – 3,9 раза. Вслед за ростом цен на этот вид крупы, взлетели и цены на все другие продукты питания.

 Повышение цен на непродовольственные продукты за 2011 год произошло на 5,3%. Самым интересным для рассмотрения является нефть и нефтепродукты. Земли Казахстана, как известно, богаты нефтью. В большинстве случаев месторождение сдано в аренду иностранным компаниям, осуществляющим добычу. Они, добывая черное золото, реализовывают его за пределами страны, минуя отечественные казахстанские заводы. Отсюда возникает дефицит собственного топлива в стране и проблемы взаимодействия с Россией по поставкам нефти, которая является основным экспортером топлива  в Казахстан.

 Уровень стоимости услуг повысился на 7,3% за прошедший год, при этом качество услуг не повысилось даже на 5%.
 По ежемесячным темпам роста инфляции относительно высокие показатели отразились лишь в начале года
 

Факторы роста инфляции в РК в 2011 году.

 На рост инфляции внушительное влияние оказывает ситуация на товарных рынка мира. Нестабильная ситуация на зерновые культуры в прошедшем году сказалась на повышении  цен на них, в том числе и на экспортные позиции Казахстана по ним.

 Принятие решения о повышении уровня заработной платы государственным служащим со второй половины года увеличило инфляционные ожидания граждан страны. Дополнительные доходы казахстанцев моментально отразились в стоимости товаров первой необходимости.

 Эксперты по экономическим тенденциям одной из причин увеличения инфляции за прошедший год называют рост цен на ГСМ. За прошедший год цены реализации ДТ подскочили на 20%, газ – 7,5%, БЕНЗИН – 17,4%. Для производителей цены в себестоимости операционной деятельности также возросли: по ДТ – на 24%, по газу – на 8,8%, по бензину – на 23%.

 Свое влияние  на инфляцию оказала и монополизированность отечественной экономики. Механизм конкуренции в стране работает очень слабыми темпами. Политика ценообразования внутри республики ориентирована на импортные цены. Аналитики отмечают заблуждение о том, что рост денежной массы сам по себе влияния на инфляцию не оказывает. За ним прячется извечное стремление догнать цены на импортные товары. К слову, на изменение индекса потребительских цен значительно влияет удельный вес импортируемых товаров продовольственного, непродовольственного характера и услуг.

Прогнозы экономического развития Казахстана в 2012 году

 Пессимистические настрои, бытующие в прошлом году, плавно перетекли в  год текущий. Ожидание мировой рецессии или стагнации, ухода доллара с мирового рынка и его замена на иную валюту, возможность распада Евросоюза -  все это так или иначе не повлияет лишь на потребление продуктов питания, приобретение товаров, без которых невозможно прожить людям. А для производства товаров и продуктов питания так или иначе нужно сырье. Для реального производственного сектора всегда будут необходимы металл и углеводороды. Такой прогноз  звучит весьма  обнадеживающе  для Казахстана.

 Правительство Казахстана нацелено на сохранение положительных тенденций экономического развития страны

 Внешнеэкономические ожидания скорее негативны – возможен рост экономических рисков с внешней мировой арены. В первую очередь ожидаются неудобства, связанные с непростой ситуацией в Еврозоне. Многочисленные  попытки ЕС оперативно разрешить сложившуюся долговую ситуацию не способны самостоятельно покрыть дефицит бюджета отдельных стран, находящихся на гране экономического упадка.

 В силу богатства запасов страны «черным золотом», мировые цены на нефть также делают Казахстан зависимым. Негативно изменение стоимости нефти может сказаться на экономике страны лишь в случае длительных и существенных падений стоимости топлива на мировых рынках. Большие залежи спасут страну от ожидаемого спада цен на нефть в мире, которое ожидается в первой половине текущего года. Дополнительной страховкой Казахстана являются значительные золотовалютные запасы страны, в частности запасы золота.

 Все вопросы касательно обеспечения устойчивости обменного курса национальной валюты – тенге – задача приоритетная и стратегически важная для правительства и Национального банка. Стабильность курса денежной единицы государства  является весомым фактором, влияющим на инфляцию.

 Программа развития денежно-кредитной политики направлена в текущем году на удержание постоянных цен на базовые товары и процветание стоимостной стабильности. Осознание необходимости стабилизировать инфляцию как соблюдения одного из непременных условий макроэкономической стабильности республики, привело к установлению инфляционного порога в 2012 году в пределах коридора 6% – 8%.

Китайский автопром: время инвестиций.

Китайская продукция уверенно захватывает мировые рынки. Похоже, Поднебесная империя вознамерилась выпускать все: от детских сосок до автомобилей. Все чаще на дорогах мира можно встретить китайские автомобили. То, что Китай производит все, что только можно производить, хорошо известно. Как говорится, Бог создал землю, а все остальное сделали китайцы.

 Товары с лейблом "Сделано в Китае" – от риса, обуви, телефонов и до компьютеров с различной бытовой техникой – заполонили буквально весь мир. Но, чтобы экспортировать собственные конкурентоспособные авто?!

 Вспомним, еще совсем недавно никто всерьез не воспринимал автопром Поднебесной, относились к нему не иначе как к чуду чудному и диву дивному. То есть весьма иронически, если не сказать издевательски. Тем не менее, вопреки чуть ли не всеобщему скепсису, производство и продажи китайских авто растут изо дня в день. КНР со своими машинами, под пока неизвестными широкой публике брендами – Lifan, Great Wall, Chery, Hafei, BYD, Geely и др., всерьез вступил в борьбу за мировой рынок. И сегодня эксперты живо обсуждают вопрос – "захватят ли китайские автомобили весь мир и когда это произойдет"?

Раз словечко, два словечко - будет песенка о перспективах китайских авто

 Как отмечают аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, экспертное сообщество какого-то единого, общего мнения относительно мирового будущего китайского автопрома не имеет.

 Часть экспертов полагает, что пройдет время, совсем небольшое, и китайские авто непременно составят достойную конкуренцию машинам мировых производителей (так, они уже вплотную приблизились к Корее). Ну, а дальше, а дальше – автопром во всем мире вымрет, и останется только китайский. В общем, за ним будущее. Главные их аргументы можно свести к следующему:
 - очень бурный старт. За весьма короткий период Китай стал крупнейшим автопроизводителем в мире. Сегодня в стране выпускается 18-19 млн. машин в год, это больше, чем производят все страны ЕС вместе взятые, и почти в два раза больше, чем в США. А ведь в 1992 году в Поднебесной собрали 1 млн. машин. Рост просто беспрецедентен. Считается, что у КНР уже сегодня – 18% мирового автопроизводства. С такими темпами роста уже через несколько лет страна будет выпускать больше машин, чем весь остальной мир;
 - автопром быстро прогрессирует. В КНР сегодня насчитывается около 400 автомобильных брендов. Ну, какая еще страна сравнится в этом с Китаем;
 - в номинации цена-качество конкурентов у китайцев нет. Они серьезно заняли нишу в супернизкой ценовой категории – дешевых, но "нафаршированных" автомобилей. А потребителей, для которых цена превыше всего, в мире хватает;
 - китайские автогиганты строятся в других странах. Так, с февраля 2012 года китайский концерн Great Wall начинает выпуск своих автомобилей в Болгарии (машины предназначены для Болгарии, Румынии и Турции), планируется, что к 2015 году они будут широко представлены в Швеции, Норвегии и Великобритании. Кроме того, китайцы имеют собственные сборочные производства во многих странах мира, в том числе, в России и на Украине;
 - потихоньку скупает известные бренды мирового автопрома ("Биржевой лидер" уже писал о приобретении Volvo корпорацией Geely Automobile). В СМИ заговорили ни много ни мало о прямой угрозе, нависшей над немецким, японским и корейским автопромом.

 Иными словами, эксперты убеждены, что из года в год будет расти количество и повышаться качество китайских авто, они будут экспортироваться во все страны мира, неустанно завоевывая и завоевывая новые рынки. Это мировая тенденция. Все остальное от лукавого, то есть от устаревших негативных стереотипов о китайской продукции 90-х годов прошлого столетия.

Китайский автопром: угроза или панацея для инвесторов в мире?

 Однако не все эксперты исполнены светлого оптимизма, более того отношение к китайским автомобилям у многих аналитиков весьма ироничное. Они отмечают:
 - китайские машины вызывают серьезные опасения, поскольку зачастую не соответствуют нормам безопасности. Не случайно о них говорят как об убийцах на дороге, "капсулах смерти", "китайском корыте с гвоздями", не выдерживающих даже легкого ДТП. Для авто ведь не цена – главное, а безопасность;
 - подделка всегда останется подделкой, мол, "нация бракоделов" никогда не будет выпускать качественные автомобили. Сколько бы китайцы не копировали японские и европейские автомобили, а разрабатывают инновации по-прежнему Mercedes-Benz, BMW, AUDI. Классические автопроизводители в случае чего просто перейдут в более высокие и доходные сегменты рынка;
 - не пользуются широким спросом:
 ▪ не удается нарастить долю даже на родном рынке. Их продажи в КНР составляют всего 20%;
 ▪ китайские машины годятся для экспорта только в страны СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. При этом их позиции ухудшаются по сравнению с докризисным уровнем даже в России. Так, за первые три квартала 2011 года здесь было продано китайских авто 2% всех проданных в стране, тогда как в 2007 году было 3,5%. Между тем несколько лет назад планировалось, что к 2012 году они составят почти 10% всех продаж. Но не случилось;
 ▪ туго идет покорение мира. Той же Great Wall в ЕС выписали большой штраф и выставили из Евросоюза за продажу машин-клонов.

 Эксперты полагают, что Китай со своими машинами никогда не сможет вписаться в западную автокультуру, он всегда будет иметь положение, не имеющего права входить дальше вестибюля на "концерте" мировых автогигантов.

 В общем, сколько экспертов, столько и мнений. Так удастся ли китайским автопроизводителям завоевать мировые рынки? И если "да", то за счет чего именно? Другими словами, чего ожидать от автомобилестроителей Поднебесной в ближайшем будущем?

 Самый большой автомобильный рынок Китая в мире:

Китайское авто не авто – без недостатков

 Проблемы китайских автопроизводителей являются классическим секретом Полишинеля, то есть, другими словами, никаким секретом они не являются. Вообще о недостатках машин из Поднебесной можно писать либо бесконечно много, либо ограничиться простым их перечислением. Выберем середину и отметим их самые главные недостатки:
1. Устаревшие конструкции. Зачастую они представляют собой упрощенные и лишь несколько осовремененные модели западных и японских производителей начала 90-х годов прошлого столетия, но, правда, с изрядной порцией недоработок.
2. Низкое качество. Здесь можно было бы ограничиться напоминанием того, что "счастливые" обладатели дешевых китайских машин посещают СТО чуть ли не каждые 10 тысяч километров пробега. Собственно это предопределено низким качеством сборки, быстрым износом деталей, устаревшими двигателями, отставанием по эргономике, хрупкостью бамперов, которые трескаются даже при легком ударе, ржавчиной кузова и пр. Отсюда и шутки типа – кузов китайского авто настолько тонкий, что в яркую и солнечную погоду местами светится насквозь, мол, они из фольги сделаны. В салонах порой скрипит пластик, возникают проблемы с электрическим стеклоподъемником, бывает, отказывают магнитолы и кондиционеры. При всем этом еще и явно недостаточный уровень сервисного обслуживания и ремонта. Впрочем, ничто задаром не бывает хорошего качества, и потом за последние годы китайцы сумели многое обновить и исправить.
3. Недостаточная безопасность. Напомним, редкому китайскому авто удавалось пройти краш-тест на безопасность. Собственно, из-за этого в свое время был запрещен их импорт в ЕС. Дело в том, что у большинства этих машин еще недавно отсутствовали подушки безопасности, а кузов даже при легком столкновении сминался в гармошку. К примеру, результаты краш-теста седана Brilliance BS6 показали, что его просто нельзя продавать в Европе. Как шутят, манекен тупо убежал с очередного краш-теста китайского автомобиля.
4. Некомфортны. О них обычно говорят как о китайских игрушках, то есть – яркие, красивые и… вонючие (это от некачественного пластика). Оценить это могут разве что токсикоманы. Есть проблемы с шумоизоляцией, со временем просаживаются подушки сидений, начинаются дребезжание и скрипы, очевидна недолговечность салонной обшивки и т.д.
5. Стойкие негативные стереотипы китайских брендов, и связанный, в том числе и с этим, потребительский скепсис. Понятно, что это является одним из главных препятствий на пути продвижения китайских авто на запад. Впрочем, китайцы сейчас развернули принципиально новую рекламную кампанию, направленную на повышение имиджа авто.

 Итак, что означают все эти проблемы и недостатки автопрома КНР? Это – детская болезнь, проблемы роста или родимые пятна, устоявшаяся хроника? Есть достаточно четкое ощущение, что для китайских автомобилей эти проблемы являются временным явлением. В конце концов, автомобильному производству в Европе и США более 100 лет, а кроме того, кто еще каких-то 15 лет назад слышал про корейские машины? Возможно, китайцам просто нужно время.

Китайское авто не авто - без достоинств

 Конечно, пока китайский автопром слаб, но, как замечают эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, серьезной ошибкой будет его недооценивать. Каждый год он производит как минимум на 1 млн. автомобилей больше, чем в предыдущем. Ожидается, что к 2020 году Китай подойдет к космической цифре в 300 млн. машин. Надо признать, что мало кому удавался подобный бурный старт в истории. Так благодаря же чему и кому автомобильная промышленность КНР двигается семимильными шагами?
1. Всесторонняя поддержка государства. Дело в том, что развитие автопрома является одним из четырех ключевых китайских национальных проектов. Вот так! Там понимают, что автопроизводство поднимает экономику (в той же Германии оно дает 20% ВВП и ⅓ рабочих мест), при разумном подходе оно является таким же прибыльным, как газовая и нефтяная промышленность. Как заметил журналист Константин Гурдин, в списке крупнейших компаний мира «Форчун-500» нефтегазовые гиганты идут вровень с автомобильными. Поэтому в Китае созданы, можно сказать, идеальные условия для ускоренного развития автопрома:
 - щедрое финансирование. Установка компартии КНР – денег на развитие автобизнеса не жалеть. Известно, что новые автозаводы здесь напрямую финансируются из бюджетов своих провинций;
 - закупка лицензий и технологий у известнейших зарубежных корпораций;
 - создание собственной базы НИОКР;
 - защита отечественного производителя. Вплоть до 2009 года в стране существовал жесткий режим лицензий, высокие пошлины и другие ограничения на импортные машины. В первой половине 90-х годов пошлины были повышены до 80%, это стимулировало создание автосборочных предприятий в стране, все новые предприятия создавались с участием государства и получали налоговые льготы. Открывая производство в КНР, мировые автогиганты просто обязаны брать в партнеры китайских предпринимателей.
2. Создание конкурентной среды. Да будет вам известно, что в КНР сегодня работают целых 160 автозаводов. Из них только 13 являются совместными предприятиями с мировыми автогигантами (Ford, Volkswagen, BMW, Honda и т.д.). Вот они-то и конкурируют между собой за каждого покупателя.
3. Дешевая рабочая сила и низкокачественные материалы.
4. Откровенные заимствования. Речь идет как о прямом копировании, так и скрытом воровстве технологий. Практически у любой китайской модели есть свой клон. За основу взяты почти все популярные автомобильные бренды. К примеру, есть явное сходство у B11 и Daewoo Magnus, кроссовера Tiggo и Toyota Rav4, Geely GE и Rolls-Royce Phantom, BYD T6 и Porsche Cayenne, Great Wall Peri и Fiat Panda и т.д., и т.п. Всего не перечислить.
5. Умение быстро учиться. Все же надо отдать должное китайцам, они умеют чутко реагировать на критику и быстро выполнять пожелания покупателей. Замеченные недостатки исправляются буквально на конвейере. В итоге каждый новый автомобиль Поднебесной становится только лучше и лучше. К примеру, представительский Chery F11, разработанный в сотрудничестве с европейскими специалистами, собирается конкурировать не с кем-нибудь, а с Mercedes и BMW. Или вот еще долгожданные новости. В конце прошлого года сразу два китайских автомобиля – Geely Emgrand EC7 и MG6 успешно прошли краш-тесты EuroNCAP и получили по четыре звезды. Еще дальше пошел BYD S6, получив пять звезд и став первым китайским кроссовером с подобным высоким рейтингом. Все больше китайских машин получают надежные двигатели. Что касается дизайна, то если еще недавно он был предметом повсеместных насмешек, то, к примеру, у Chery M11 он уже не только родной, но и совсем даже неплохой (конечно, и в этом случае привлекли к работе итальянское кузовное ателье Pininfarina, к слову сказать, одно из лучших в мире).
6. Ментальность. Как говорят в Китае, "в Поднебесной нет невыполнимых дел, необходимо только, чтобы каждый проявил старание". Воистину, когда китайцы за что-то берутся, то делают это старательно и до победного конца. Они так просто не сдаются.

 Что же касается плюсов китайских авто, то сегодня к ним обычно относят:
- доступную цену. Китайские автомобили – это самые дешевые машины на рынке. К примеру, на Украине кроссовер BYD S6 стоит от $ 21 990. Эти машины незаменимы для непритязательных и не очень состоятельных покупателей. Нужно же ездить хоть на чем-то. К тому же при вполне сравнимой цене, они все же по всем направлениям опережают российские машины. Правда, 30% пошлина на ввоз в РФ автомобилей, установленная в кризис, привела к тому, что китайцы потеряли это свое основное преимущество;
- простоту конструкции и ремонта;
- достаточно современный внешний вид, особенно по сравнению с российскими Lada;
- богатую базовую комплектацию. То, что в других автомобилях устанавливается за отдельную плату, в китайских – имеется уже в базовой комплектации. Они, что называется, нафаршированы под завязку различными опциями.

 В дорогих комплектациях есть подушки безопасности, регулировка руля по высоте, кондиционер, электропривод зеркал, обогрев передних сидений, легкосплавные диски и пр., а стоят они на порядок дешевле своих японских и корейских собратьев. К примеру, у внедорожника Great Wall Hover имеется климат-контроль, полный привод, антиблокировочная система, надежная система безопасности.

 Все это значит, что на китайские автомобили, несмотря ни на что, есть и будет спрос.

Опять война на белом свете – автомобильная война

 В последнее время стало очевидным, что китайский автопром начал новое наступление на мировой рынок. Не пробив в нем особой бреши перед кризисом, отсидевшись и перегруппировав силы в кризис, китайцы вновь пошли в атаку. Но на этот раз они действуют куда умнее и обстоятельнее.

 Они покупают всемирно известные автомобильные бренды. Сказано же было, нормальные герои ведь всегда идут в обход. Китайцы, скупая нерентабельных автопроизводителей с громкими именами, получают практически все – активы, технологическую базу, сети сбыта продукции и в качестве вишенки на торте – всемирно известные бренды. И благодаря этому собираются совершить качественный скачок в автомобилестроении. Напомним, основные вехи этого пути:
- еще шесть лет назад китайцы купили раскрученную английскую марку MG Rover. Купили задешево – и сразу же закрыли производство в Европе, заявив, что в Англии будет происходить только сборка, основное производство останется в Китае. Хозяин – барин;
- уже в кризис они приобрели у General Motors марку Hummer.
 Агентство Bloomberg тогда сообщало, что китайцам эта покупка обошлась всего где-то в $150 млн.;
- знаменитый шведский бренд Volvo совсем недавно перешел под контроль китайской компании Geely Automobile.  Цена сделки – $1,8 млрд. Форд, между прочим, приобрел ее в 1999 году за $6,5 млрд. Так одним махом компания удвоила свои производственные мощности. К тому же Ford обязался еще долгое время поставлять комплектующие и осуществлять техническую поддержку;
- из самого свежего можно назвать сообщение, что немецкий автоконцерн Daimler ищет китайского инвестора, который мог бы купить 5-10% его акций. Что называется, продолжение следует, новая серия приобретений явно не за горами.

 В общем, мир еще непременно увидит, к чему ведет убойное сочетание древней культуры и ментальности китайцев, значительных финансов и человеческих ресурсов с современными наукой и технологиями. Перефразируя Ларошфуко, у китайских автомобилей, как и у плодов, есть своя пора. И, пожалуй, ждать осталось не так уж и долго.

Инвесторам: перспективы китайского автопрома

 Как объяснил Алексей Афанасьев, руководитель кафедры портфельных инвестиций Академии Masterforex-V, китайская недвижимость и автомобильный сектор показал слабые показатели в 2008 году. В 2010 году продажи оказались сильными.

 Рост кредитования помог начать продажи недвижимости, которые прибавили около 8% в первом квартале 2011 года. Продажа автомобилей в апреле выросла на 25%, самый высокий рост с времени сокращения налогов и субсидий для стимулирования расходов.

 Ликвидность на внутреннем рынке по-прежнему высокая, благодаря чему компании и частные инвесторы имеют высокие сбережения. Учитывая улучшение экономических данных и признаков восстановления в отдельных областях, уверенность в Китай возвращается. Также видим некоторый прогресс в бытовом секторе. Например, в начале 2011 года ожидалось, что средняя цена продажи недвижимости увеличится на 20%.

 Приняв для анализа важнейший биржевой индекс Гонконга Hang Seng, который отражает колебания акций в различных секторах, учитывает особенности фондового рынка Гонконга и поддерживает международную совместимость в отображением в классификации FTSE Global System, которая составляется и управляется FTSE International Limited, можно сказать, что на графике видно возможную смену тенденции и формируется ФЗР, цена акции остановилась в районе 180 где раньше был замечен интерес крупных денег, патенциал хода 230-240: