Во все времена в странах производителях нефти цены на ГСМ
были на низком уровне. Наш северный сосед – Россия – является одним из
крупнейших экспортеров нефти. Тем не менее сейчас, один из самых актуальных
вопросов сегодня для большинства россиян, что будет с ценами на бензин? Этот
вопрос волнует не только автомобилистов и пассажиров, но и инвесторов. Прогнозы
экспертов по этому поводу весьма неоднозначны, некоторые склонны считать, что
цены возрастут, другие же придерживаются мнения, что цена на топливо снизится.
Возможно, нарастающее волнение вызвано приближающимися выборами. А что же будет
с ценой на топливо после выборов?
Насколько уже выросли цены?
По данным Российского
статистического комитета, в октябре 2011 года розничные цены на бензин в России
возросли на 18% в сравнении с аналогичным периодом в 2010 году. Если брать
статистику за 2011 год, то за 10 месяцев цена на топливо возросла на 14,5%.
При этом бензин марки
Аи-76 поднялся в цене на 0,8%, Аи-92 — на 0,6%, марки Аи-95 — более чем на
0,7%. А вот дизельное топливо значительно прибавило в цене в сравнении с
бензином - на 2,7%.
Октябрьское повышение цен затронуло 66 субъектов Российской
Федерации, 9 регионов оставили уровень цен прежним, а 8 регионов пошли на
снижение топливных цен. В Санкт-Петербурге и Москве цены на бензин за октябрь
возросли на 0,5% и 0,8%, соответственно. В целом же потребительская цена на
бензин по России за октябрь была больше цен производителей в 1,8-1,9 раза.
Какие меры предпринимает правительство РФ?
Государственная Дума России внесла поправки в Налоговый
кодекс, где установлены новые графики изменения акцизов на бензин. В
соответствие с принятым документом, до выборов 2012 года цена на автомобильное
топливо останется неизменной, после же начнется ее рост. Так, нынешний график
фиксировал рост акцизов в 2012 году на 1,2 рубля за литр, однако принятые
поправки закрепляют такое положение цен только до июня, далее произойдет их
рост:
■ когда и насколько?
Например, с июля 2012 года акциз на «Евро-2» вырастет на 35 копеек за литр, а
еще через год составит 1,4 рубля за литр, что составит 10 000 рублей с тонны.
Похожая ситуация прогнозируется и бензином «Евро-3»: во втором полугодие 2012
года повышение на 35 копеек, в 2013 году — до 1,35 рубля с литра. На дизельное
топливо марок «Евро-2» и «Евро-3» также планируется провести повышение на 20 и
40 копеек, соответственно;
■ какой сбор не будет
увеличен? Поправками предусмотрен единый акциз на топливо 4-го и 5-го
экологического класса и повышения цен в 2012 году не прогнозируется, тогда как
с 2013 бензин «Евро-4» возрастет на 1,25 рублей, а «Евро-5» снизится в цене на
1,20 рублей за литр;
■ послевыборные
перспективы. Начиная с 2013 года, рост цен на автомобильное топливо можно будет
считать значительным, при этом частичное подорожание начнется уже после
парламентских выборов 2012 года. Следует, однако, напомнить, что немногим ранее
некоторые из депутатов Госдумы выступили с ходатайством о том, чтобы ввести
уголовную ответственность за необоснованный рост цен на топливо в результате
сговора;
■ мнение госэксперта.
Бывший заместитель министра энергетики Российской Федерации Владимир Милов
считает, что нынешние цены на бензин значительно завышены, сообщая при этом,
что уровень цен на бензин в России достигнут уровня развитых стран и, что
дальше им расти, вроде бы, некуда. Владимир Милов считает, что 5-7 рублей за
литр — «надбавка, которую народ платит за монополизм».
В чем причины постоянного роста цен на бензин в России?
Аналитики Академии
форекс и биржевой торговли Masterforex-V выделяют ряд факторов, которые влияют
на топливные цены:
- повышение акцизов,
увеличение цен на оптовую продукцию отражается и на розничной цене;
- повысились расходы
обслуживания сетей АЗС;
- дисбаланс розницы и
опта вследствие административного вмешательства государства;
- мировой рост
стоимости нефти;
- инфляционные
прогнозы правительства занижены, удержать инфляционное давление вряд ли
возможно.
Почему же государство не снижает цены на бензин?
Владимир Путин ссылается на законы рынка. Глава
правительства Владимир Путин в свою очередь прокомментировал сложившуюся
обстановку на нефтяном рынке, заявив, что с возрастанием спроса сначала
появляется дефицит, но потом, как ответ, начинают расти цены.
Аналитики «Биржевого Лидера» полностью поддерживают мнение президента Российского топливного союза
Е. Аркуша, который отметил, что как только появляются слухи о замораживании цен
на автомобильное топливо, то сразу же наступает тотальный дефицит:
• российские власти
демонстрирует разнонаправленные тренды. С одной стороны, они пытаются бороться
с ценами и дефицитом административными методами, вводя запреты и ограничения
неэкономического характера;
• с другой же
стороны, есть разумные рыночные предложения – об инициативе ФАС мы говорили
выше, Минэнерго предлагает строить независимые НПЗ, которые будут работать на
давальческом сырье, и т.д.;
• с третьей стороны, предложение Минэнерго, поддержанное
премьером В. Путиным, снять запрет на бензин класса Евро-2 означает отход от
развития российской экономики, возвращение к дедовским энергоносителям.
Цены в рознице на автомобильное топливо будут расти,
прогнозируют эксперты Академии Masterforex-V. На сколько – будет зависеть от
ближайших действий российских властей. И не следует забывать, что в Украине и
Беларуси бензин почти в полтора раза дороже, чем в России, а в Литве и Польше –
более чем в два раза. Даже в США бензин на АЗС дороже российского.
Как отмечают
аналитики кафедры торговли производными финансовыми инструментами Академии
Masterforex-V, бензин, как нефтепродукт, тесно кореллирует с нефтью. Основными,
влияющими на его цену, факторами остаются макроэкономические и политические
события. Экономические показатели в последнее время выходят смешанные, но в
целом указывают на замедление мировой экономики и сокращение потребления нефти.
Несколько выросший
импорт нефти в Китае и политические проблемы на Ближнем Востоке поддерживают
рынок в напряженном состоянии. Однако, общий спад экономики и снижение
потребления толкают цену вниз.
Январский контракт на
бензин торгуется в диапазоне 2,4-2,8. На текущий момент цена находится на
уровне 2,5, после пробоя которого ближайшим уровнем сопротивления будет 2,4 на
котором также потенциал падения не исчерпывается. Кроме макроэкономических
факторов, связанных с нефтью, надо еще отметить такой фактор падения цен, как
сезонный спад потребления бензина, связанный с сокращением грузоперевозок в
зимний период года
Комментариев нет:
Отправить комментарий