вторник, 22 ноября 2011 г.

ШОС: непонятный вектор развития.



Трансформация экономических блоков в военно-политические  - процесс длительный и весьма сложный. В мире не так много таких примеров. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая минувшим летом отпраздновала десятилетний юбилей со дня своего основания, когда-то задумывалась как мощный Евразийский блок – альтернатива НАТО.

 В первые годы существования основатели нового объединения заявляли, что двери ШОС будут открыты для всех, однако прошло 10 лет, а воз и ныне там. Полноценными членами все еще остаются только те страны, которые вступили в Шанхайскую организацию сотрудничества в 2001 году. Это Россия, Китай, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. В 2005 году четыре страны получили статус наблюдателей, это Индия, Иран, Монголия и Пакистан.

 Однако с тех пор никаких подвижек больше не произошло: ни одного нового полноценного члена, ни одного наблюдателя. Только сплошная чехарда и путаница в определениях, где перемешались полноценные члены, формальные наблюдатели, «гости» (Афганистан, Содружество Независимых Государств и Ассоциация государств Юго-Восточной Азии - АСЕАН) и «партнеры по диалогу» (Белоруссия и Шри-Ланка). И это при том, что многие государства хотят попасть в организацию, а лидеры стран-участниц ШОС постоянно говорят о необходимости расширения. Так в чем же, собственно, проблема?

В чем привлекательность ШОС для мировых государств?

 В организацию входят самые крупные страны мира с самым большим населением. Как сказал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время саммита в Астане: «Лидеры государств, сидящие за этим столом переговоров, являются представителями половины человечества»:
1. Потенциал. В Шанхайской организации сотрудничества первую скрипку играет КНР, как государство с самой мощной экономикой. Например, Китай в июне 2009 года, когда в мировой экономике наблюдалась депрессия, пообещал увеличить заем государствам-членам ШОС в 10 миллиардов долларов. Правой рукой у Пекина выступает Россия, как государство с мощнейшим военным потенциалом.
2. ШОС признают многие. В июне 2010 года генсек ООН Пан Ги Мун довольно лестно отозвался об этой организации: «ШОС становится все более важным инструментом обеспечения безопасности и интеграции в Евразийском регионе. Нам доставляет удовлетворение, что взаимодействие между ООН и ШОС столь динамично развивается…Я надеюсь на продолжение нашего сотрудничества в общей работе на благо мира и процветания на всей территории региона ШОС».

 Любопытно, что даже американцы, против которых, честно говоря, и выстраивался этот блок, проявляли интерес к ШОС. Так помощник госсекретаря по делам южной и центральной Азии Роберт Блейк, недавно заявил, что Вашингтон «пока не принял решения, будем ли мы обращаться с просьбой к ШОС о предоставлении нам статуса наблюдателя либо партнера по диалогу». Это довольно странное заявление, чем-то похожее на давнишнее обращение руководства СССР с просьбой принять их в блок НАТО, но факт говорит сам за себя. Одним словом, популярность у ШОС высока, вопрос: почему блок «впал в ступор»?

Для чего создавалась и в чем суть ШОС?

 По мнению экспертов Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, первоначально ШОС создавалась как организация, призванная способствовать обеспечению безопасности и поддержания стабильности в Средней Азии, а также ради противодействия иностранному военному присутствию в регионе:
■ основная цель. Однако, как видим сейчас, основная цель достигнута не была: в регионе, и не только в Афганистане, но и в Средней Азии появились американцы и их многочисленные союзники по НАТО. И все они чувствуют себя там более чем уверенно;
■ истинная цель создания ШОС. Блок действительно ориентировался исключительно на Среднюю Азию. После распада Советского Союза и образования в Средней Азии сразу нескольких независимых государств, КНР озаботился проблемой сохранности своих границ. Пекин волновала перспектива экспорта исламского терроризма из Афганистана через Среднюю Азию в заселенные мусульманами восточные районы Китая. Китай стал подписывать со своими среднеазиатскими соседями различные двусторонние договора в сфере безопасности. Вскоре к этим процессам подключилась и Россия, которая с одной стороны, боялась того же, что и Китай, а с другой, ее очень волновала активность Пекина в Средней Азии. Сначала была создана т.н. «шанхайская пятерка» (Казахстан, КНР, Киргизия, Россия и Таджикистан), которая со временем трансформировалась в более развернутый блок (после присоединения Узбекистана). Так и появилась ШОС: якобы для сдерживания американцев, а на самом деле для взаимного контроля между Москвой и Пекином. А цель всей этой игры – Средняя Азия. Во всяком случае, так было раньше.

Чем ШОС занимается и какие у нее успехи?

Основная цель организации это борьба с негосударственными формами беззакония, предотвращение терроризма, сепаратизма, экстремизма и наркотрафика. С этой целью страны сотрудничают в деле охраны границ, регулярно проводят совместные масштабные учения. Хотя и здесь на бумаге одно, а на деле – совсем другое. Например, тот же Таджикистан отвергает предложения РФ совместно охранять таджико-афганскую границу, в то время как принимает охотно помощь от американцев:
 1. Государства-участники взаимодействуют по вопросам транспорта, энергетики, телекоммуникаций, военным и торговым вопросам.
 2. В 2006 году создано Межбанковское объединение ШОС.
 3. Китаю и России членство в ШОС помогает соперничать с американскими деловыми кругами в борьбе за права на разработку нефтяных месторождений и сооружение газопроводов в Средней Азии. Но опять же, чисто теоретически.
 4. КНР наращивает торговлю, инвестиции и транспортные связи с республиками Средней Азии, превращаясь в их основного партнера.
 5. Кроме того, дипломатический вес Пекина как лидера ШОС заметно вырос на международной арене.

 Почему ШОС выгодно расширяться?
■ главная задача организации – это борьбе с исламским экстремизмом и политической нестабильностью в Средней Азии. Для выполнения первого пункта программы было бы очень полезно сделать полноценным членом ШОС Пакистан.
■ принятие в ШОС Афганистана. Пусть даже как наблюдателя, может положить конец соперничеству Пакистана и Индии за влияние в этой стране после ухода американцев. Пока что это соперничество сильно дестабилизирует регион.
■ включение в ШОС Индии расширит клуб «динамичных экономик». А возможная стабилизация Пакистана и Афганистана позволит транспортировать в Индию энергоносители из России и Средней Азии.
■ если принять Иран, это выведет ШОС на новые рынки: на Ближний Восток. Соответственно, американцам там придется потесниться.

 Какие противоречия мешают расширению ШОС?
1. Проблема с Индией. Дели очень хочет стать полноценным членом ШОС, чтобы еще сильнее укрепиться на рынках Средней Азии. Однако именно там ее интересы пересекаются с китайскими, поэтому Пекин всячески против этого. Россия всячески лоббирует интересы своего давнего партнера (Индии), в то время как Пекин принялся в противовес ей «продвигать» Пакистан.
2. Иран «не принимают» по многим причинам. Прежде всего, не хотят связываться с одиозным режимом, против которого сейчас так ополчился Запад. Кроме того, против выступают республики Средней Азии, которые не желают перемещения центра интересов организации из их региона в другую сторону, например на Ближний Восток.
3. Проблема глубже. В целом, похоже, что ШОС в принципе не желает расширяться. Огромные различия стран-членов: в населении, в географических размерах, в экономических ресурсах, в военной силе и в геополитической ориентации уже осложняют переговоры, и реализации политики ШОС. Принятия новых членов лишь добавит масла в огонь.
4. Кто может быть принятым. Чтобы привнести хоть какую-то внутреннюю логику в столь разнородную солянку, которой на сегодняшний день является ШОС, были выработаны и в 2010 году утверждены критерии, которым должна соответствовать страна, претендующая на присоединение и полноценное членство. Итак, любая страна, желающая вступить в ШОС, должна:
 - располагаться в Евразии,
 - уже иметь статус наблюдателя или партнера ШОС,
 - иметь дипломатические связи и активные экономические и гуманитарные отношения со всеми действующими членами ШОС,
 - не быть объектом санкций ООН ,
 - не находиться в состоянии вооруженного конфликта с другой страной.

Как отмечают журналисты «Биржевого Лидера», в силу вышеназванных причин у Ирана, Индии и Пакистана могут возникнуть определенные проблемы на пути в ШОС. Между тем, на фоне постоянных отказов и проволочек по отношению буквально ко всем, ШОС, что называется, «неровно дышит» по отношению к Туркмении. Это единственная среднеазиатская республика не входящая в организацию, к тому же обладающая огромными запасами газа и нефти. Но Ашхабад упорно придерживается формальной позиции нейтралитета по отношению ко всем региональным союзам в области безопасности, хотя и не брезгует сотрудничать с находящимися в Афганистане американцами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий