Глобальная финансовая нестабильность все чаще заставляет
инвесторов вкладывать средства в предметы роскоши, вкладывать – в надежде, что
со временем они лишь увеличатся в цене. Одними из таких предметов роскоши
заслуженно считаются британские автомобили знаменитых марок – Bentley,
Rolls-Royce, Jaguar, Aston Martin. В связи с этим совершенно естественным
выглядит вопрос: что же представляет собой британский автопром сегодня?
Насколько выгодно инвестировать в акции предприятий производителей или покупать
Rolls-Royce, Bentley, Jaguar, Aston Martin.
У британского и корейского автопрома... противоположные тренды?
Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V полагают, что вектор развития британской автомобильной промышленности зеркально противоположен сказочной траектории корейского автопрома. Если корейское автомобилестроение идет путем, условно говоря "из грязи в князи", то британское – к сожалению, встало на обратный путь, "из князей (точнее – из лордов) в грязь". Судите сами:
- фактически весь автопром Великобритании уже распродан. Во всяком случае, лучшие британские марки перешли в руки иностранных компаний: Rolls-Royce принадлежит BMW, Bentley – концерну Volkswagen, Jaguar и Land Rover – индийской Tata Motors, Aston Martin – консорциуму инвесторов из США и стран Ближнего Востока, Rover – китайскому автопроизводителю Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Легендарный британский автопром как национальный заканчивает свое существование и заканчивает его бесславно;
- идет вымирание великих марок. Новые Rolls-Royce, Bentley и прочие медленно, но все же меняют свой облик, техническую начинку, все меньше в них истинно британского духа, считают многие жители Великобритании;
- при этом эти машины, по мнению многих – воплощение автомобильного занудства. "Престижное надгробие на колесах", по-прежнему стоят баснословных денег и требуют дорогущего сервиса, сопоставимого с суммой, позволяющей открыть собственный бизнес (к примеру, тот же Rolls-Royсе Phantom стоит около 400 тысяч долларов США).
Но с другой стороны, отмечают эксперты Masterforex-V, британские машины и сегодня это не просто авто, это:
- легенды мирового автомобилестроения, шедевры автомобильного искусства, вызывающие благоговение и восторг. Как не признать, что свойственное им гармоничное сочетание консерватизма дизайна и технического новаторства – высший пилотаж мирового автопрома. Это не авто, а настоящие бриллианты, которые, как известно – навсегда;
- лидеры в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов авто – экстра-класса. А премиум-сегменту не страшен даже самый страшный кризис: спрос на элитарные авто растет. Воистину, кому кризис, а кому мать родная;
- престиж. Английские машины – это нечто большее, чем просто автомобиль. Это ваш имидж, престиж.
Как там у Шекспира говорится, "да, род один, но разная порода". Это – символ достатка, жизненного успеха и элитарности. Автомобиль королей, президентов, арабских шейхов, звезд шоу-бизнеса и просто людей с большими деньгами, для которых даже BMW – слишком дешево, а главное – не по статусу. Помните анекдот об аварии с участием Bentley. Сотрудники ГИБДД заметили, что водитель престижного авто не учел погодные условия: шел моросящий дождь. - Да какой нафиг дождь. Из окна Bentley мир всегда выглядит прекрасной безоблачной сказкой;
- не только роскошное средство передвижения, но и отличное вложение капитала. Со временем Bentley, Rolls-Royce не стареют, а только добавляют в цене. Именно поэтому инвесторы из разных стран так охотно приобретают куски британского автомобильного пирога.
Итоги 2011г. или сколько в мире эстетов и просто очень богатых людей?
Прошлый год мирового экономического кризиса для большинства известных британских автомобильных брендов оказался... весьма успешным:
■ Rolls-Royce Motor Cars Ltd. Глава компании Торстен Мюллер-Отвос назвал 2011 год – удивительным. Вот так – ни больше, ни меньше. Еще бы, в прошлом году Rolls-Royсе (напомним, принадлежит немецкой корпорации BMW), продал рекордное количество машин – более чем 3,5 тысяч (+31%). Между прочим, таких годовых продаж не было за всю его 107-летнюю историю. И дело здесь не только в выходе автомобильной отрасли из кризиса и поисках инвесторами новых сфер приложения (к примеру, Maybach было продано лишь около 200 автомобилей). Но и в продуманной стратегии корпорации: выпуске более экономичной и дешевой модели Ghost, привлечении новых покупателей из числа молодых людей и женщин, быстро продвигающихся в мире бизнеса не только ЕС , но и России, Украины , Казахстана , быстро развивающихся стран Азии (Индия , Индонезия , Сингапур , Филиппины , Гонконг, Малайзия и др.)
Больше всего в прошлом году Rolls-Royсе покупали в Китае и США, причем КНР по этому показателю впервые опередила Америку. Продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли на 47%, в Великобритании – на 30%, а на Ближнем Востоке – на 23%. Если же вести речь, о темпах роста продаж, то быстрее всего они росли в Германии и России (в РФ они удвоились).
У британского и корейского автопрома... противоположные тренды?
Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V полагают, что вектор развития британской автомобильной промышленности зеркально противоположен сказочной траектории корейского автопрома. Если корейское автомобилестроение идет путем, условно говоря "из грязи в князи", то британское – к сожалению, встало на обратный путь, "из князей (точнее – из лордов) в грязь". Судите сами:
- фактически весь автопром Великобритании уже распродан. Во всяком случае, лучшие британские марки перешли в руки иностранных компаний: Rolls-Royce принадлежит BMW, Bentley – концерну Volkswagen, Jaguar и Land Rover – индийской Tata Motors, Aston Martin – консорциуму инвесторов из США и стран Ближнего Востока, Rover – китайскому автопроизводителю Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC). Легендарный британский автопром как национальный заканчивает свое существование и заканчивает его бесславно;
- идет вымирание великих марок. Новые Rolls-Royce, Bentley и прочие медленно, но все же меняют свой облик, техническую начинку, все меньше в них истинно британского духа, считают многие жители Великобритании;
- при этом эти машины, по мнению многих – воплощение автомобильного занудства. "Престижное надгробие на колесах", по-прежнему стоят баснословных денег и требуют дорогущего сервиса, сопоставимого с суммой, позволяющей открыть собственный бизнес (к примеру, тот же Rolls-Royсе Phantom стоит около 400 тысяч долларов США).
Но с другой стороны, отмечают эксперты Masterforex-V, британские машины и сегодня это не просто авто, это:
- легенды мирового автомобилестроения, шедевры автомобильного искусства, вызывающие благоговение и восторг. Как не признать, что свойственное им гармоничное сочетание консерватизма дизайна и технического новаторства – высший пилотаж мирового автопрома. Это не авто, а настоящие бриллианты, которые, как известно – навсегда;
- лидеры в наивысшем и самом престижном из всех существующих классов авто – экстра-класса. А премиум-сегменту не страшен даже самый страшный кризис: спрос на элитарные авто растет. Воистину, кому кризис, а кому мать родная;
- престиж. Английские машины – это нечто большее, чем просто автомобиль. Это ваш имидж, престиж.
Как там у Шекспира говорится, "да, род один, но разная порода". Это – символ достатка, жизненного успеха и элитарности. Автомобиль королей, президентов, арабских шейхов, звезд шоу-бизнеса и просто людей с большими деньгами, для которых даже BMW – слишком дешево, а главное – не по статусу. Помните анекдот об аварии с участием Bentley. Сотрудники ГИБДД заметили, что водитель престижного авто не учел погодные условия: шел моросящий дождь. - Да какой нафиг дождь. Из окна Bentley мир всегда выглядит прекрасной безоблачной сказкой;
- не только роскошное средство передвижения, но и отличное вложение капитала. Со временем Bentley, Rolls-Royce не стареют, а только добавляют в цене. Именно поэтому инвесторы из разных стран так охотно приобретают куски британского автомобильного пирога.
Итоги 2011г. или сколько в мире эстетов и просто очень богатых людей?
Прошлый год мирового экономического кризиса для большинства известных британских автомобильных брендов оказался... весьма успешным:
■ Rolls-Royce Motor Cars Ltd. Глава компании Торстен Мюллер-Отвос назвал 2011 год – удивительным. Вот так – ни больше, ни меньше. Еще бы, в прошлом году Rolls-Royсе (напомним, принадлежит немецкой корпорации BMW), продал рекордное количество машин – более чем 3,5 тысяч (+31%). Между прочим, таких годовых продаж не было за всю его 107-летнюю историю. И дело здесь не только в выходе автомобильной отрасли из кризиса и поисках инвесторами новых сфер приложения (к примеру, Maybach было продано лишь около 200 автомобилей). Но и в продуманной стратегии корпорации: выпуске более экономичной и дешевой модели Ghost, привлечении новых покупателей из числа молодых людей и женщин, быстро продвигающихся в мире бизнеса не только ЕС , но и России, Украины , Казахстана , быстро развивающихся стран Азии (Индия , Индонезия , Сингапур , Филиппины , Гонконг, Малайзия и др.)
Больше всего в прошлом году Rolls-Royсе покупали в Китае и США, причем КНР по этому показателю впервые опередила Америку. Продажи в Азиатско-Тихоокеанском регионе выросли на 47%, в Великобритании – на 30%, а на Ближнем Востоке – на 23%. Если же вести речь, о темпах роста продаж, то быстрее всего они росли в Германии и России (в РФ они удвоились).
■ Bentley
Motors. В 2011 году хорошо шли дела и у этой компании. Продажи выросли
на 37% и превысили 7 тысяч автомобилей. Правда, в пиковом 2007 году было
продано все же больше – более 10 тыс. единиц.
Рынком №1 для Bentley по-прежнему остаются США – более 2 тысяч авто (+32%). А вот второе место занял все тот же Китай: за год продажи марки здесь почти удвоились (около 1,85 тысяч автомобилей).
Рынком №1 для Bentley по-прежнему остаются США – более 2 тысяч авто (+32%). А вот второе место занял все тот же Китай: за год продажи марки здесь почти удвоились (около 1,85 тысяч автомобилей).
■ Jaguar
Land Rover. Поскольку финансовый год у Tata Motors, владеющей этим
брендом, заканчивается 31 марта, придется оперировать промежуточными итогами.
Мировые продажи Jaguar Land Rover в ноябре выросли на 27% (более 29 тысяч
авто). Выручка Tata от продажи автомобилей британского подразделения Jaguar
Land Rover в III финансовом квартале увеличилась на 41% – до 3,75 млрд. фунтов
стерлингов.
Прошедший год для Jaguar Land Rover был более чем успешным в России – продажи Jaguar и Land Rover выросли на 33% и составили почти 14,4 тысячи автомобилей. Это 4-е место среди премиальных брендов в РФ. Кстати, в России на новый внедорожник LandRoverEvoqueв конце прошлого года была самая большая очередь в мире – около 3 тысяч заказов.
Прошедший год для Jaguar Land Rover был более чем успешным в России – продажи Jaguar и Land Rover выросли на 33% и составили почти 14,4 тысячи автомобилей. Это 4-е место среди премиальных брендов в РФ. Кстати, в России на новый внедорожник LandRoverEvoqueв конце прошлого года была самая большая очередь в мире – около 3 тысяч заказов.
Как объяснили аналитики кафедры портфельных инвестиций Академии Masterforex-V, все компании
показали хороший рост. Для инвестирования сейчас нет особых условий, поскольку
рынок очень сильно вырос, но поскольку в этом году ожидаем нормальный рост
экономики, можно отметить эти компании на предмет покупок после коррекции по
всему фондовому рынку.
Подгнило что-то в Британском королевстве
Еще относительно недавно британские автопроизводители значительно превосходили автопроизводителей Франции или Германии, сегодня от этого ничего уже не осталось. Дело в том, что в кризисный для автомобилестроителей период (а этот кризис в Британии длится уже не одно десятилетие), британцы не стали выкупать отечественного производителя или запрещать ввоз иномарок, они просто продали свои бренды. Как относиться к такому варианту решения проблем автомобилестроения? Может, в этом нет ничего страшного и обидного, в конце концов, работают же британские заводы, люди по-прежнему покупают знаменитые английские марки. Все, конечно, так, но настораживает и вызывает опасение другое, а именно:
■ легендарные бренды фактически пошли по рукам. Кому только они не принадлежали в последние десятилетия. К примеру, Land Rover принадлежал BMW, через время он фактически подарил компанию британской финансовой группе Phoenix Consortium, затем его купил Ford, сегодня он, как уже говорилось, является собственностью Tata Motors. Или Aston Martin. Эта компания уже почти век переходит от одного владельца к другому. Пока в 2007 году Ford не продал ее консорциуму инвесторов, главой которых является компания Prodrive. В общем, почти "шведская семья". Согласитесь, эти бесконечные продажи туда-сюда – не лучшие условия для сохранения и преумножения традиций и преемственности. И потом, если сначала бренды покупали немцы и американцы, то теперь – китайцы и индийцы. Владельцем Jaguar Land Rover, как известно, стала Tata Motors, производящая самые дешевые в мире автомобили Tata Nano за $2500. Все-таки очень разные технологические уровни у этих компаний. Хорош хозяин для люксовых автомобилей. Увы, но никто из серьезных автопроизводителей не польстился на Jaguar и Land Rover. А главное в этой ситуации, кто станет следующим их владельцем – малазийцы или вьетнамцы?
■ зачастую марки остаются убыточными. К примеру, в свое время миллиардные финансовые вливания BMW так не сделали Rover и Land Rover прибыльными. Скептики убеждены, что тем же индийцам не удастся преодолеть убыточность Jaguar Land Rover. Эта ноша явно не по их плечам;
■ британские бренды меняют свое лицо. Можно привести массу примеров того, как автомобильные легенды постепенно превращаются в автопопсу. Вот только несколько. Новый дизайн Jaguar XJ на самом деле является большим крестом на классическом облике автомобиля. Или Rolls Royce Phantom – пусть и остается со своей легендарной эмблемой, но все же является немецкой машиной. Есть и другой пример. BMW, получив ценный бренд Mini, выпустила собственный Mini, далекий от знаменитого творения британских автопроизводителей и т.д. Очевидно, что резкая смена владельцев не идет на пользу имиджу марок, а переориентирование моделей на другие рыночные сегменты способно и вовсе их уничтожить;
■ производство закрывается или переносится в другие страны. В качестве яркого примера вспомним историю MG Rover, который в 2005 году приобрел китайский производитель. Тогда на заводе в Лонгбридже легендарные Rover изготовляло 6,5 тысяч человек. Что же сегодня осталось от этого производства? Практически ничего. Сразу после покупки завода MG китайцы забрали все его оборудование домой, а в 2011 году на этом заводе начали сборку китайской модели MG6 из комплектующих, поступающих из Китая. Что же касается персонала английского отделения SAIC Motors, то сегодня он составляет 400 человек. В общем, финита ля комедия. Или Jaguar и Land Rover. Нет-нет, эти авто все еще создаются в Британии, но Tata уже открыла первое сборочное предприятие за пределами Великобритании – в Индии, впрочем, запчасти пока будут делать в Англии, а его продукция предназначена только для внутреннего рынка. Но дальше-то что – Jaguar и Land Rover будут производиться из индийских комплектующих? И кто поверит, что их захотят покупать мультимиллионеры США или стран бывшего СССР ?
В общем, за державу обидно, чужую державу и, конечно, обидно за истинных ценителей этих железных красавцев. Дорогих машин в мире полно, но британские авто это ведь нечто – сочетание технологичности и вековых британских традиций и культуры. Это как эксклюзивная яхта или бриллиант , по количеству каратов и огранки которой, каждый поймет цену и вес в мире ее владельца. Помните шутку, человек купил Rolls Royce. Проехал100 миль . Ему звонят из салона: - Извините,
пожалуйста. У вас машина без двигателя. - А как же я проехал 100 миль ? - На репутации.
Увы, гибнут давние традиции, уходят в прошлое каноны автомобильной красоты.
Быть или не быть британскому автопрому – вот в чем вопрос
Типичный путь большинства британских автопроизводителей можно представить в виде следующей логической цепочки – купля компании, укрупнение и неизбежный кризис. К примеру, Jaguar с 1960 года поглощал и поглощал малые компании, стал самым крупным автопроизводителем Британии, за чем последовал надрыв, кризис и продажа концерна. Но если подобное развитие стало устойчивым трендом, то будет естественным задаться вопросом – в чем кроются коренные причины неудач британского автопрома? Эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V выделили несколько основных факторов, в определенной степени проливающих свет на корни нынешних проблем британских автопроизводителей:
1. В Великобритании долгое время популярной была идея деиндустриализации страны. Считалось, что времена тяжелой промышленности, в том числе, автомобилестроительной, ушли навсегда. Страна решила не производить готовую продукцию, а генерировать идеи, быть локомотивом на пути в постиндустриальное общество, финансовым центром мира.
2. Политика экономического либерализма, минимизация роли правительства, невмешательство государства в экономику. Как там у Адама Смита – государство это ночной сторож, так или почти так и было в Британии.
3. Открытая экономика, что помимо всего прочего означало открытие рынка для других стран. Большой беды в этом не видели, поскольку твердо были убеждены в способности своей страны победить в конкурентной борьбе любого. Однако результат оказался противоположным – промышленность оказалась в упадке. И сегодня два знаменитых бренда – Jaguar и Land Rover приносят доход Tata Motors (95% дохода компании по итогам IVквартала прошлого года).
4. Высокие издержки производства, высокие зарплаты и налоги. Британцы знают толк в жизни и привыкли к высокому уровню благосостояния. В этой связи можно вспомнить случай с MG Rover, когда BMW продала его четырем бизнесменам из Бирмингема. Так вот, из кризиса они MG Rover не вытянули, зато себе назначили зарплаты по 3 миллиона фунтов стерлингов в год каждому, что было вдвое больше, чем у руководителей преуспевающей BMW. Это касается не только менеджмента. Больше, чем английские рабочие в Европе бастуют по любому поводу только французские. Вот и уходит промышленность в страны, где издержки и налоги меньше, а требования к экологии производства попроще.
5. Высокая стоимость машин. Конечно, Bentley, Rolls-Royce, Jaguar, Aston Martin – все это элитные авто. Многие из них выпускаются штучно, собираются вручную, являются вершиной инженерной мысли и настоящим автомобильным шедевром. В каждом автомобиле того же Aston Martin есть бронзовая дощечка с именем человека, который был ответственным за ее изготовление. Внимание к мелочам и ручной труд (между прочим, на то, чтобы стежком обойти рулевое колесо, уходит 5 часов) делают этот автомобиль эксклюзивным и, конечно же, баснословно дорогим. Rolls-Royce собирается с учетом практически любых пожеланий заказчиков – обивка салона, зачастую, из бычьей или козьей кожи из Италии, но можно и из антилопы, бегемота или крокодила, дерево для приборной доски – ливанский кедр, орех или черное дерево. Все зависит от фантазии заказчика, ну и, конечно, денег. Автомобили эти, понятно, изготавливаются практически вручную, так, к примеру, стекла Rolls-Royce, как известно, обладающие замечательной прозрачностью, шлифуются более десяти дней, на последнем этапе их шлифуют вручную козьей кожей или замшей со специальным раствором. Отсюда и цена. Например, Rolls-Royce Phantom Coupe продается в России более чем за 28 миллионов рублей. Воистину, полцарства за коня! За железного коня. Понятно, что в кризис дорогие автомобили не являются самыми востребованными.
6. Падает качество. Нарастает технологическое отставание от японцев. К примеру, нарекания у автовладельцев вызывает Land Rover Discovery. Порой из-за обилия сложной электроники его бортовая сеть основательно зависает и дает сбои, аккумулятор не заряжается и пр. Отсюда многочисленные заявления, что от этой марки кроме имени уже ничего не осталось! Ну, разве что еще многочисленные анекдоты. Типа – если джентльмен не в сервисе, а разъезжает на своем Land Rover, это вовсе не означает, что его автомобиль в порядке. Просто у господина их два. Или. Почему владельцы Land Rover никогда не здороваются, если встречаются днем? - Потому что утром на сервисе виделись.
"Иногда мы и в самой потере находим утешение"
Как отмечают журналисты «Биржевого Лидера», многие британцы в полном соответствии со словами Шекспира, и в продаже национальной автомобильной промышленности находят утешение. В самом деле, в этой жизни, сколько минусов, столько и плюсов. Позитивом же для них являются хотя бы следующие важные обстоятельства:
■ проданы знаменитые бренды не абы кому, а реальным инвесторам, перспективным, имеющим деньги для солидных инвестиций. В конце концов, деньги ведь и вправду не пахнут. Та же Tata Motors – не какая-то там никому неведомая индийская компания. Она входит в список 20 крупнейших автопроизводителей в мире, занимает 3-е место по производству автобусов и 4-е – по производству грузового транспорта. Компания обладает международными амбициями и достаточным капиталом, чтобы Jaguar и Land Rover снова стали успешными. Индийская компания недавно заявила, что намерена увеличить свои инвестиции в развитие этих марок вдвое – до $2,4 млрд. год. BMW пообещала в течение 3-х лет вложить €562 млн. в создание новой версии знаменитой малолитражки Mini и т.д. В общем, многие британские бренды уже получили второе дыхание у иностранных собственников;
■ заводы в Великобритании работают. Хотя компания Rolls-Royce принадлежит BMW, но завод по выпуску британского бренда находится в городке Гудвуд, графство Западный Суссекс. Более того, немецкий автогигант построил здесь "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства Rolls-Royce. Правда, значительная часть комплектующих все же производится на заводах BMW. К примеру, на Phantom стоят собранные в Германии 12-цилиндровые двигатели, там же готовят и кузовные детали для авто. Тем не менее, автопром Великобритании обеспечивает работой 700 тысяч британцев;
■ сотрудничество благоприятно влияет на качество авто. Перейдя в собственность к немецким автогигантам, Rolls-Royce и Bentley в придачу к британским традициям получили немецкую основательность и надежность. И сегодня не прекращается работа над ошибками и усовершенствованием машин. Так, у популярного авто Rolls-Royce Ghost активная подвеска разработана совместно с немцами. Есть и новые победы. К примеру, новый Range Rover Evoque получил премию "Внедорожник года 2012 в Северной Америке", эксперты дружно отметили его инновации, ходовые качества, безопасность и удовольствие от вождения;
■ продолжается обновление модельного ряда легендарных марок. В результате, он может удовлетворить запросы любых, самых привередливых автолюбителей. Так, на базе Phantom созданы модели купе и кабриолет. Трехдверное кросс-купе Land Rover LRX уже назвали новым чудом британского автопрома. К его достоинствам, в частности, относят заметную экономию топлива, низкий уровень выброса CO2 и уникальную начинку (к примеру, система контролируемого движения под уклон "HDC"). Bentley в ближайшие годы будет экспериментировать с экологичными технологиями, готова устанавливать гибридный привод на новые модели. А еще она обещает выпустить первый в своей истории кроссовер, который, как убеждены в компании, сразу покажет конкурентам, кто здесь босс. Bentley собирается первой установить 12-цилиндровый бензиновый мотор на премиальный внедорожник. В продаже это автомобильное чудо должно появиться в 2015 году. В Британии с нетерпением ожидают и Jaguar C-X16;
■ расширение рынков сбыта. К примеру, Rolls-Royce планирует осваивать рынки Южной Америки, а также увеличить свои представительства по всему миру. А Jaguar и Land Rover решили обзавестись промышленным партнером в Китае, в связи с этим ведут переговоры с Great Wall Motor. Открывает новые возможности для Bentley и Rolls-Royce решение Maybach, который тоже занимает сегмент люксовых автомобилей, уйти с рынка в 2013 году. И, наконец, как бы не складывалась экономическая ситуация в мире, всегда будут желающие выделиться из толпы, получить максимум комфорта (помните о Rolls-Royce, "на скорости60 миль в час самый громкий
звук в салоне – тиканье часов") и надежности, и за это готовы платить
любые деньги.
Подгнило что-то в Британском королевстве
Еще относительно недавно британские автопроизводители значительно превосходили автопроизводителей Франции или Германии, сегодня от этого ничего уже не осталось. Дело в том, что в кризисный для автомобилестроителей период (а этот кризис в Британии длится уже не одно десятилетие), британцы не стали выкупать отечественного производителя или запрещать ввоз иномарок, они просто продали свои бренды. Как относиться к такому варианту решения проблем автомобилестроения? Может, в этом нет ничего страшного и обидного, в конце концов, работают же британские заводы, люди по-прежнему покупают знаменитые английские марки. Все, конечно, так, но настораживает и вызывает опасение другое, а именно:
■ легендарные бренды фактически пошли по рукам. Кому только они не принадлежали в последние десятилетия. К примеру, Land Rover принадлежал BMW, через время он фактически подарил компанию британской финансовой группе Phoenix Consortium, затем его купил Ford, сегодня он, как уже говорилось, является собственностью Tata Motors. Или Aston Martin. Эта компания уже почти век переходит от одного владельца к другому. Пока в 2007 году Ford не продал ее консорциуму инвесторов, главой которых является компания Prodrive. В общем, почти "шведская семья". Согласитесь, эти бесконечные продажи туда-сюда – не лучшие условия для сохранения и преумножения традиций и преемственности. И потом, если сначала бренды покупали немцы и американцы, то теперь – китайцы и индийцы. Владельцем Jaguar Land Rover, как известно, стала Tata Motors, производящая самые дешевые в мире автомобили Tata Nano за $2500. Все-таки очень разные технологические уровни у этих компаний. Хорош хозяин для люксовых автомобилей. Увы, но никто из серьезных автопроизводителей не польстился на Jaguar и Land Rover. А главное в этой ситуации, кто станет следующим их владельцем – малазийцы или вьетнамцы?
■ зачастую марки остаются убыточными. К примеру, в свое время миллиардные финансовые вливания BMW так не сделали Rover и Land Rover прибыльными. Скептики убеждены, что тем же индийцам не удастся преодолеть убыточность Jaguar Land Rover. Эта ноша явно не по их плечам;
■ британские бренды меняют свое лицо. Можно привести массу примеров того, как автомобильные легенды постепенно превращаются в автопопсу. Вот только несколько. Новый дизайн Jaguar XJ на самом деле является большим крестом на классическом облике автомобиля. Или Rolls Royce Phantom – пусть и остается со своей легендарной эмблемой, но все же является немецкой машиной. Есть и другой пример. BMW, получив ценный бренд Mini, выпустила собственный Mini, далекий от знаменитого творения британских автопроизводителей и т.д. Очевидно, что резкая смена владельцев не идет на пользу имиджу марок, а переориентирование моделей на другие рыночные сегменты способно и вовсе их уничтожить;
■ производство закрывается или переносится в другие страны. В качестве яркого примера вспомним историю MG Rover, который в 2005 году приобрел китайский производитель. Тогда на заводе в Лонгбридже легендарные Rover изготовляло 6,5 тысяч человек. Что же сегодня осталось от этого производства? Практически ничего. Сразу после покупки завода MG китайцы забрали все его оборудование домой, а в 2011 году на этом заводе начали сборку китайской модели MG6 из комплектующих, поступающих из Китая. Что же касается персонала английского отделения SAIC Motors, то сегодня он составляет 400 человек. В общем, финита ля комедия. Или Jaguar и Land Rover. Нет-нет, эти авто все еще создаются в Британии, но Tata уже открыла первое сборочное предприятие за пределами Великобритании – в Индии, впрочем, запчасти пока будут делать в Англии, а его продукция предназначена только для внутреннего рынка. Но дальше-то что – Jaguar и Land Rover будут производиться из индийских комплектующих? И кто поверит, что их захотят покупать мультимиллионеры США или стран бывшего СССР ?
В общем, за державу обидно, чужую державу и, конечно, обидно за истинных ценителей этих железных красавцев. Дорогих машин в мире полно, но британские авто это ведь нечто – сочетание технологичности и вековых британских традиций и культуры. Это как эксклюзивная яхта или бриллиант , по количеству каратов и огранки которой, каждый поймет цену и вес в мире ее владельца. Помните шутку, человек купил Rolls Royce. Проехал
Быть или не быть британскому автопрому – вот в чем вопрос
Типичный путь большинства британских автопроизводителей можно представить в виде следующей логической цепочки – купля компании, укрупнение и неизбежный кризис. К примеру, Jaguar с 1960 года поглощал и поглощал малые компании, стал самым крупным автопроизводителем Британии, за чем последовал надрыв, кризис и продажа концерна. Но если подобное развитие стало устойчивым трендом, то будет естественным задаться вопросом – в чем кроются коренные причины неудач британского автопрома? Эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V выделили несколько основных факторов, в определенной степени проливающих свет на корни нынешних проблем британских автопроизводителей:
1. В Великобритании долгое время популярной была идея деиндустриализации страны. Считалось, что времена тяжелой промышленности, в том числе, автомобилестроительной, ушли навсегда. Страна решила не производить готовую продукцию, а генерировать идеи, быть локомотивом на пути в постиндустриальное общество, финансовым центром мира.
2. Политика экономического либерализма, минимизация роли правительства, невмешательство государства в экономику. Как там у Адама Смита – государство это ночной сторож, так или почти так и было в Британии.
3. Открытая экономика, что помимо всего прочего означало открытие рынка для других стран. Большой беды в этом не видели, поскольку твердо были убеждены в способности своей страны победить в конкурентной борьбе любого. Однако результат оказался противоположным – промышленность оказалась в упадке. И сегодня два знаменитых бренда – Jaguar и Land Rover приносят доход Tata Motors (95% дохода компании по итогам IVквартала прошлого года).
4. Высокие издержки производства, высокие зарплаты и налоги. Британцы знают толк в жизни и привыкли к высокому уровню благосостояния. В этой связи можно вспомнить случай с MG Rover, когда BMW продала его четырем бизнесменам из Бирмингема. Так вот, из кризиса они MG Rover не вытянули, зато себе назначили зарплаты по 3 миллиона фунтов стерлингов в год каждому, что было вдвое больше, чем у руководителей преуспевающей BMW. Это касается не только менеджмента. Больше, чем английские рабочие в Европе бастуют по любому поводу только французские. Вот и уходит промышленность в страны, где издержки и налоги меньше, а требования к экологии производства попроще.
5. Высокая стоимость машин. Конечно, Bentley, Rolls-Royce, Jaguar, Aston Martin – все это элитные авто. Многие из них выпускаются штучно, собираются вручную, являются вершиной инженерной мысли и настоящим автомобильным шедевром. В каждом автомобиле того же Aston Martin есть бронзовая дощечка с именем человека, который был ответственным за ее изготовление. Внимание к мелочам и ручной труд (между прочим, на то, чтобы стежком обойти рулевое колесо, уходит 5 часов) делают этот автомобиль эксклюзивным и, конечно же, баснословно дорогим. Rolls-Royce собирается с учетом практически любых пожеланий заказчиков – обивка салона, зачастую, из бычьей или козьей кожи из Италии, но можно и из антилопы, бегемота или крокодила, дерево для приборной доски – ливанский кедр, орех или черное дерево. Все зависит от фантазии заказчика, ну и, конечно, денег. Автомобили эти, понятно, изготавливаются практически вручную, так, к примеру, стекла Rolls-Royce, как известно, обладающие замечательной прозрачностью, шлифуются более десяти дней, на последнем этапе их шлифуют вручную козьей кожей или замшей со специальным раствором. Отсюда и цена. Например, Rolls-Royce Phantom Coupe продается в России более чем за 28 миллионов рублей. Воистину, полцарства за коня! За железного коня. Понятно, что в кризис дорогие автомобили не являются самыми востребованными.
6. Падает качество. Нарастает технологическое отставание от японцев. К примеру, нарекания у автовладельцев вызывает Land Rover Discovery. Порой из-за обилия сложной электроники его бортовая сеть основательно зависает и дает сбои, аккумулятор не заряжается и пр. Отсюда многочисленные заявления, что от этой марки кроме имени уже ничего не осталось! Ну, разве что еще многочисленные анекдоты. Типа – если джентльмен не в сервисе, а разъезжает на своем Land Rover, это вовсе не означает, что его автомобиль в порядке. Просто у господина их два. Или. Почему владельцы Land Rover никогда не здороваются, если встречаются днем? - Потому что утром на сервисе виделись.
"Иногда мы и в самой потере находим утешение"
Как отмечают журналисты «Биржевого Лидера», многие британцы в полном соответствии со словами Шекспира, и в продаже национальной автомобильной промышленности находят утешение. В самом деле, в этой жизни, сколько минусов, столько и плюсов. Позитивом же для них являются хотя бы следующие важные обстоятельства:
■ проданы знаменитые бренды не абы кому, а реальным инвесторам, перспективным, имеющим деньги для солидных инвестиций. В конце концов, деньги ведь и вправду не пахнут. Та же Tata Motors – не какая-то там никому неведомая индийская компания. Она входит в список 20 крупнейших автопроизводителей в мире, занимает 3-е место по производству автобусов и 4-е – по производству грузового транспорта. Компания обладает международными амбициями и достаточным капиталом, чтобы Jaguar и Land Rover снова стали успешными. Индийская компания недавно заявила, что намерена увеличить свои инвестиции в развитие этих марок вдвое – до $2,4 млрд. год. BMW пообещала в течение 3-х лет вложить €562 млн. в создание новой версии знаменитой малолитражки Mini и т.д. В общем, многие британские бренды уже получили второе дыхание у иностранных собственников;
■ заводы в Великобритании работают. Хотя компания Rolls-Royce принадлежит BMW, но завод по выпуску британского бренда находится в городке Гудвуд, графство Западный Суссекс. Более того, немецкий автогигант построил здесь "самую эксклюзивную в мире фабрику" для производства Rolls-Royce. Правда, значительная часть комплектующих все же производится на заводах BMW. К примеру, на Phantom стоят собранные в Германии 12-цилиндровые двигатели, там же готовят и кузовные детали для авто. Тем не менее, автопром Великобритании обеспечивает работой 700 тысяч британцев;
■ сотрудничество благоприятно влияет на качество авто. Перейдя в собственность к немецким автогигантам, Rolls-Royce и Bentley в придачу к британским традициям получили немецкую основательность и надежность. И сегодня не прекращается работа над ошибками и усовершенствованием машин. Так, у популярного авто Rolls-Royce Ghost активная подвеска разработана совместно с немцами. Есть и новые победы. К примеру, новый Range Rover Evoque получил премию "Внедорожник года 2012 в Северной Америке", эксперты дружно отметили его инновации, ходовые качества, безопасность и удовольствие от вождения;
■ продолжается обновление модельного ряда легендарных марок. В результате, он может удовлетворить запросы любых, самых привередливых автолюбителей. Так, на базе Phantom созданы модели купе и кабриолет. Трехдверное кросс-купе Land Rover LRX уже назвали новым чудом британского автопрома. К его достоинствам, в частности, относят заметную экономию топлива, низкий уровень выброса CO2 и уникальную начинку (к примеру, система контролируемого движения под уклон "HDC"). Bentley в ближайшие годы будет экспериментировать с экологичными технологиями, готова устанавливать гибридный привод на новые модели. А еще она обещает выпустить первый в своей истории кроссовер, который, как убеждены в компании, сразу покажет конкурентам, кто здесь босс. Bentley собирается первой установить 12-цилиндровый бензиновый мотор на премиальный внедорожник. В продаже это автомобильное чудо должно появиться в 2015 году. В Британии с нетерпением ожидают и Jaguar C-X16;
■ расширение рынков сбыта. К примеру, Rolls-Royce планирует осваивать рынки Южной Америки, а также увеличить свои представительства по всему миру. А Jaguar и Land Rover решили обзавестись промышленным партнером в Китае, в связи с этим ведут переговоры с Great Wall Motor. Открывает новые возможности для Bentley и Rolls-Royce решение Maybach, который тоже занимает сегмент люксовых автомобилей, уйти с рынка в 2013 году. И, наконец, как бы не складывалась экономическая ситуация в мире, всегда будут желающие выделиться из толпы, получить максимум комфорта (помните о Rolls-Royce, "на скорости
Комментариев нет:
Отправить комментарий