Если для одних автопроизводителей (японских, французских и др.)
2011 год стал годом бесконечных тревог, разочарований и безвозвратных потерь,
то для лидера европейского рынка и гордости немецкого автопрома
мультибрендового концерна Volkswagen Group (объединяет такие бренды как Audi,
Bentley, Bugatti, Lamborghini, Porsche, Seat, Škoda, Volkswagen) он оказался более
чем удачным.
Чем обусловлен успех Volkswagen Group и стоит ли инвесторам присоединяться далее к покупке ценных бумаг концерна, покупая акции, облигации, опционы автогиганта, получая вместе с ним свой процент прибыли?
Чем обусловлен непрекращающийся рост акций Volkswagen Group даже в кризис?
Успех Volkswagen Group обусловлен следующими факторами деятельности автоконцерна, отметили аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V:
- VW Group знают и ценят во всем мире. Вот и рейтинг самых дорогих автомобильных брендов 2011 года не смог обойтись без его машин: на 6-м месте расположился Audi (стоимость бренда 6,171 млрд. долларов США), на 8-м – Porsche (стоимость – 4,580 млн. долларов США). А Volkswagen уже в этом году признан самым успешным брендом по версии "What Car Awards";
- его машины представлены буквально во всех нишах, на любой вкус и кошелек: есть экономный – VW Golf (помните анекдот: нефтяной король покупает золотой Cadillac. Протягивает продавцу чек и говорит: - Сдачу пришлите в «Фольксвагенах»), престижные – Audi, быстрые – Porsche;
- авто концерна прочно обосновались в первой десятке почти всех автомобильных рейтингов. К примеру, Porsche 911 и Volkswagen up (наряду с BMW 3 Series) оказались в тройке финалистов престижнейшего международного конкурса «Всемирный автомобиль года» (World Car of the Year). А в рейтинге надежности марок автомобилей (J.D. Power) на почетном 3-м месте устроился Audi;
- неуклонно растет спрос на эти машины. Потребители не только России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, но и по всему миру высоко ценят Audi, Porsche, Volkswagen и др. Доказательством тому есть признание VW Group безоговорочным лидером продаж в Германии – почти 37% всех новых машин. На его родине такие модели как Golf, Passat и Polo – по итогам прошлого года впервые могут занять все три призовых места в списке наиболее популярных автомобилей. К тому же VW Group остается лидером европейского авторынка с долей 23,3%. Можно ли представить себе мир без немецких машин?
- престижность авто. Сошлемся на немецкий финансовый еженедельник Wirtschaftswoche, который регулярно публикует рейтинг предметов роскоши, которые должен иметь любой уважающий себя состоятельный мужчина. Так вот, первые места в нем занимают модели немецких автопроизводителей, среди которых и Porsche. Понятно, что на таких машинах в булочную, конечно, не поедешь;
- Volkswagen Group входит в тройку крупнейших автоконцернов (наряду с GM и Toyota). По результатам 2011 года он обошел лидера предыдущего года – Toyota. А поглотив производителя элитных спорткаров Porsche (ему обещана значительная автономия), к 2018 году он может стать крупнейшим автоконцерном в мире.
Поставки автомобилей на рынок с января по июнь 2011:
Чем обусловлен успех Volkswagen Group и стоит ли инвесторам присоединяться далее к покупке ценных бумаг концерна, покупая акции, облигации, опционы автогиганта, получая вместе с ним свой процент прибыли?
Чем обусловлен непрекращающийся рост акций Volkswagen Group даже в кризис?
Успех Volkswagen Group обусловлен следующими факторами деятельности автоконцерна, отметили аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V:
- VW Group знают и ценят во всем мире. Вот и рейтинг самых дорогих автомобильных брендов 2011 года не смог обойтись без его машин: на 6-м месте расположился Audi (стоимость бренда 6,171 млрд. долларов США), на 8-м – Porsche (стоимость – 4,580 млн. долларов США). А Volkswagen уже в этом году признан самым успешным брендом по версии "What Car Awards";
- его машины представлены буквально во всех нишах, на любой вкус и кошелек: есть экономный – VW Golf (помните анекдот: нефтяной король покупает золотой Cadillac. Протягивает продавцу чек и говорит: - Сдачу пришлите в «Фольксвагенах»), престижные – Audi, быстрые – Porsche;
- авто концерна прочно обосновались в первой десятке почти всех автомобильных рейтингов. К примеру, Porsche 911 и Volkswagen up (наряду с BMW 3 Series) оказались в тройке финалистов престижнейшего международного конкурса «Всемирный автомобиль года» (World Car of the Year). А в рейтинге надежности марок автомобилей (J.D. Power) на почетном 3-м месте устроился Audi;
- неуклонно растет спрос на эти машины. Потребители не только России, Украины, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, но и по всему миру высоко ценят Audi, Porsche, Volkswagen и др. Доказательством тому есть признание VW Group безоговорочным лидером продаж в Германии – почти 37% всех новых машин. На его родине такие модели как Golf, Passat и Polo – по итогам прошлого года впервые могут занять все три призовых места в списке наиболее популярных автомобилей. К тому же VW Group остается лидером европейского авторынка с долей 23,3%. Можно ли представить себе мир без немецких машин?
- престижность авто. Сошлемся на немецкий финансовый еженедельник Wirtschaftswoche, который регулярно публикует рейтинг предметов роскоши, которые должен иметь любой уважающий себя состоятельный мужчина. Так вот, первые места в нем занимают модели немецких автопроизводителей, среди которых и Porsche. Понятно, что на таких машинах в булочную, конечно, не поедешь;
- Volkswagen Group входит в тройку крупнейших автоконцернов (наряду с GM и Toyota). По результатам 2011 года он обошел лидера предыдущего года – Toyota. А поглотив производителя элитных спорткаров Porsche (ему обещана значительная автономия), к 2018 году он может стать крупнейшим автоконцерном в мире.
Поставки автомобилей на рынок с января по июнь 2011:
Ну
разве это не успех? Тем не менее, в иностранных и СМИ России и СНГ
время от времени появляются материалы под звучными заголовками – «Куда катится
немецкий автопром?», «Немецкий автопром не рулит!», в которых говорится о
грядущем закате его былой славы, о том, что немецкие авто перестали быть
качественными и пр. В этой связи можно вспомнить свежий рейтинг
удовлетворенности автовладельцев международного маркетингового агентства J. D.
Power&Associates, в топ-5 которого кроме Mercedes-Benz «немцев» больше не
оказалось. Audi, Volkswagen и Porsche заняли только 6-е, 12-е и 14-е места
(показатели двух последних оказались ниже среднего по индустрии). Так насколько
же выгодно инвестировать в акции Volkswagen Group и покупать Volkswagen, Audi и
Porsche? Попробуем разобраться.
Объемы мировых продаж VW Group: как «немцы» наступают
Прошлый год для Volkswagen Group в целом и для его главных марок – Volkswagen, Audi и Porsche – стал рекордным.
В 2011 году концерн показал самые высокие продажи за всю свою историю. Благодаря этому VW Group занял 2-е место в мире по количеству проданных автомобилей – 8,26 млн. машин (+ 14,7%). Это немногим меньше, чем у мирового лидера – General Motors (9 млн. единиц). Что касается начала этого года, то для VW Group оно выдалось вполне успешным, к примеру, в феврале мировые продажи увеличились на 17,7%:
- Volkswagen в 2011 году поставила новый мировой рекорд продаж – 5,1 млн. авто. Особенно подросли продажи в Китае (+13,8%), здесь впервые было продано свыше 1,72 млн. авто, США (+26,3%), Индии (+151%) и России (+100,4%). Volkswagen уверенно начал и этот год, серьезно выросли продажи в США (в январе прирост на 47,9%), Центральной и Восточной Европе (+67%), России (+118,4%), а вот в Китае и Германии произошло снижение соответственно на 8,6% и 8,4%;
- Audi AG. Для машин этого бренда прошлый год был более чем успешным. Именно в 2011 году Audi впервые в истории обогнал по продажам Mercedes-Benz, став 2-м по величине в мире производителем люксовых автомобилей (после BMW). Компания продала рекордные 1,38 млн. единиц (+19%). В общем, что не год, то рекорд. Впервые крупнейшим рынком для Audi стал Китай (+37%), более 313 тыс. штук. Растут продажи бренда и в этом году (+8%).
- Porsche AG. В который уже раз приходится повторять слово «впервые». Так вот, впервые за всю историю существования Porsche продажи выросли на 21% – почти до 117 тыс. автомобилей. Это вполне достойная цифра для производителя спортивных автомобилей класса «люкс». В планах концерна – довести уровень продаж до 200 тыс. машин в год к 2018 году. И в этом году продолжился рост продаж (в январе – на 4,8%). Прирост произошел за счет сильных продаж в Германии (+16%) и Северной Америке (+9,2%), а вот в Китае концерн нарастил продажи лишь на 0,1%.
Volkswagen Group поставки автомобилей в месяц, тыс. штук:
Объемы мировых продаж VW Group: как «немцы» наступают
Прошлый год для Volkswagen Group в целом и для его главных марок – Volkswagen, Audi и Porsche – стал рекордным.
В 2011 году концерн показал самые высокие продажи за всю свою историю. Благодаря этому VW Group занял 2-е место в мире по количеству проданных автомобилей – 8,26 млн. машин (+ 14,7%). Это немногим меньше, чем у мирового лидера – General Motors (9 млн. единиц). Что касается начала этого года, то для VW Group оно выдалось вполне успешным, к примеру, в феврале мировые продажи увеличились на 17,7%:
- Volkswagen в 2011 году поставила новый мировой рекорд продаж – 5,1 млн. авто. Особенно подросли продажи в Китае (+13,8%), здесь впервые было продано свыше 1,72 млн. авто, США (+26,3%), Индии (+151%) и России (+100,4%). Volkswagen уверенно начал и этот год, серьезно выросли продажи в США (в январе прирост на 47,9%), Центральной и Восточной Европе (+67%), России (+118,4%), а вот в Китае и Германии произошло снижение соответственно на 8,6% и 8,4%;
- Audi AG. Для машин этого бренда прошлый год был более чем успешным. Именно в 2011 году Audi впервые в истории обогнал по продажам Mercedes-Benz, став 2-м по величине в мире производителем люксовых автомобилей (после BMW). Компания продала рекордные 1,38 млн. единиц (+19%). В общем, что не год, то рекорд. Впервые крупнейшим рынком для Audi стал Китай (+37%), более 313 тыс. штук. Растут продажи бренда и в этом году (+8%).
- Porsche AG. В который уже раз приходится повторять слово «впервые». Так вот, впервые за всю историю существования Porsche продажи выросли на 21% – почти до 117 тыс. автомобилей. Это вполне достойная цифра для производителя спортивных автомобилей класса «люкс». В планах концерна – довести уровень продаж до 200 тыс. машин в год к 2018 году. И в этом году продолжился рост продаж (в январе – на 4,8%). Прирост произошел за счет сильных продаж в Германии (+16%) и Северной Америке (+9,2%), а вот в Китае концерн нарастил продажи лишь на 0,1%.
Volkswagen Group поставки автомобилей в месяц, тыс. штук:
Что
заработали «немцы» в 2011 году
Как известно, гораздо важнее объемов проданных авто является рентабельность компании, доходность производства. Как с этим обстояло дело у Volkswagen Group в прошлом году? Какая из его марок была более доходной?
■ Volkswagen AG:
- доналоговая прибыль достигла почти 19 млрд. евро, то есть выросла более чем в 2 раза. Этот результат стал лучшим за всю историю компании;
- чистая прибыль увеличилась до 15,4 млрд. евро, более чем в 2 раза;
- операционная прибыль выросла на 57,8%, составив 11,2 млрд. евро;
- прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию составила 33,10 евро против 15,17 евро в предыдущем году;
- выручка увеличилась почти на 26%, достигнув 159 млрд. евро;
- выплаты по дивидендам повышены с 2,2 до 3 евро на акцию.
Только с начала этого года акции Volkswagen подорожали на 20%, повысив капитализацию компании до 60,2 млрд. евро. Стоимость бумаг увеличилась до 141,15 евро. Марка Volkswagen заработала 3,8 млрд. евро (+75%).
■ Audi AG. В прошлом году стал самым доходным для VW брендом:
- операционная прибыль выросла до 5,35 млрд. евро (против 3,3 млрд. евро в 2010 году).
- чистая прибыль составила 4,39 млрд. евро, увеличившись почти вдвое;
- выручка выросла до 44,1 млрд. евро, что почти на 10 млрд. евро больше, чем в предыдущем году.
■ Porsche AG. Во многом благодаря повышению спроса на внедорожники Cayenne 2011 год принес компании большие прибыли:
- доналоговая прибыль увеличилась на 22% – до 2,05 млрд. евро;
- маржа операционной прибыли составила 18,7%, что сделало Porsche самым прибыльным автоконцерном мира;
- выручка повысилась на 18% – до 10,9 млрд. евро.
Операционная прибыль Volkswagen Group по кварталам, млн. евро:
Как известно, гораздо важнее объемов проданных авто является рентабельность компании, доходность производства. Как с этим обстояло дело у Volkswagen Group в прошлом году? Какая из его марок была более доходной?
■ Volkswagen AG:
- доналоговая прибыль достигла почти 19 млрд. евро, то есть выросла более чем в 2 раза. Этот результат стал лучшим за всю историю компании;
- чистая прибыль увеличилась до 15,4 млрд. евро, более чем в 2 раза;
- операционная прибыль выросла на 57,8%, составив 11,2 млрд. евро;
- прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию составила 33,10 евро против 15,17 евро в предыдущем году;
- выручка увеличилась почти на 26%, достигнув 159 млрд. евро;
- выплаты по дивидендам повышены с 2,2 до 3 евро на акцию.
Только с начала этого года акции Volkswagen подорожали на 20%, повысив капитализацию компании до 60,2 млрд. евро. Стоимость бумаг увеличилась до 141,15 евро. Марка Volkswagen заработала 3,8 млрд. евро (+75%).
■ Audi AG. В прошлом году стал самым доходным для VW брендом:
- операционная прибыль выросла до 5,35 млрд. евро (против 3,3 млрд. евро в 2010 году).
- чистая прибыль составила 4,39 млрд. евро, увеличившись почти вдвое;
- выручка выросла до 44,1 млрд. евро, что почти на 10 млрд. евро больше, чем в предыдущем году.
■ Porsche AG. Во многом благодаря повышению спроса на внедорожники Cayenne 2011 год принес компании большие прибыли:
- доналоговая прибыль увеличилась на 22% – до 2,05 млрд. евро;
- маржа операционной прибыли составила 18,7%, что сделало Porsche самым прибыльным автоконцерном мира;
- выручка повысилась на 18% – до 10,9 млрд. евро.
Операционная прибыль Volkswagen Group по кварталам, млн. евро:
В благодарность за хорошую работу фирма пообещала выплатить
каждому своему работнику – от инженера до посудомойки – рекордные премии в 7,6
тыс. евро. Таким образом, Volkswagen Group в прошлом году обеспечил себе
приличный запас финансовой прочности на будущее.
Биржевой график Volkswagen Group:
Биржевой график Volkswagen Group:
Как объяснил Алексей Афанасьев, руководитель кафедры портфельных инвестиций Академии Masterforex-V, акции компании
Volkswagen Group выглядят довольно сильно, чему свидетельством являются
прогнозы аналитиков на 2012 и 2013 гг. (подавляющее большинство считают, что
объем продаж и доходы на акцию будут только расти).
В целом учитывая тот факт что в этом году ожидаем дальнейшего роста фондовых рынков, компанию можно рассматривать на предмет инвестирования. Для покупки акций данной компаний стоит дождаться коррекции по всему рынку и на признаках восстановления ап тренда искать входы по данному инструменту.
Рядом с удачей всегда неудача?
2012 год, отмечают аналитики «Биржевого Лидера», обещает быть если и не тяжелым, то точно непростым. Так, ожидается, что темпы роста немецкой экономики едва ли превысят 0,7%, спрос на новые автомобили в Германии и мире в ближайшем будущем не будет расти такими темпами, как в прошлом году, а значит, будут сокращаться заказы на производство и падать прибыльность компаний. А тут еще внутренние проблемы Volkswagen Group. Тревогу вызывает многое, например:
- техническое состояние авто. Хотя у нас буквально на подсознательном уровне заложено глубокое доверие к немецким автомобильным брендам, Made in Germany многие десятилетия воспринимается как высший знак качества, но в последнее время все чаще вызывает настороженность по поводу надежности их машин. К примеру, у Volkswagen нарекание вызывают неполадки в электрооборудовании, способные вызвать пожар и отказ тормозной системы; у Audi – плохая работа системы отопления, в результате чего салон либо вовсе не прогревается, либо прогревается слишком медленно, а также проблемы с системой зажигания (Audi А4, А6, А8). Из последних новостей в этом ключе – Porsche отозвал 100 тысяч Porsche Cayenne из-за плохо закрепленных передних фар, а Audi отзывает A6 из-за дефекта подушек безопасности. Такая, прямо скажем, недешевая машина как Audi с пробегом более 100 тысяч километров может принести своему владельцу проблемы и немалые материальные затраты. Вот и начинаются разговоры о том, что сегодня японские автомобили гораздо надежнее, чем германские;
- комфортность. Трудно оспаривать комфортность немецких машин. Не случайно в топ-10 автомобилей (рейтинг американской компании Ecology Center), в чьих салонах обнаружена наименьшая концентрация токсичных испарений на 7-м месте оказался Audi S5. Но в том же рейтинге в десятке худших машин из-за использования в отделке салона некачественного пластика на 9-м месте оказался Volkswagen Eos. А как быть с тем, что некоторые модели дорогого Audi не имеют дешевых, но абсолютно необходимых опций вроде обогрева стекол, особенно лобового стекла, бачка омывателя и форсунок?
- высокие цены. Как-то еще можно объяснить запредельные цены на культовые спортивные автомобили класса люкс (базовая стоимость Porsche 911 Carrera Сoupe – почти 4,5 млн. рублей, а 911 Carrera S Coupe – 5 млн. руб.), но цена на тот же VW Golf 7 будет стартовать от 17 тыс. евро;
- неопределенные перспективы на важных рынках сбыта и т.д.
Исходя из всего вышеизложенного, логичным выглядит вопрос – чем же можно объяснить отмеченные (и неотмеченные) проблемы Volkswagen Group? Предложим вашему вниманию только несколько очевидных объяснений:
■ импортные запчасти и узлы. Практически все немецкие автомобили, включая и самые дорогие модели, в той или иной степени собираются из агрегатов, узлов и запчастей, изготовленных в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, то есть без надлежащего немецкого контроля. Соответственно падает качество и надежность продукции. К примеру, те же японцы все самое важное в автомобилестроении стараются делать сами;
■ крайне высокая стоимость автомобилей, вызванная в том числе и высоким налогообложением в Германии. А, как известно, происходящая сегодня стагнация того же европейского автомобильного рынка и борьба за покупателя требует значительного снижения цен;
■ определенная вялость инженерной мысли, дефицит специалистов неудачные маркетинговые решения. В том числе и из-за этого, отмечают эксперты, Volkswagen зашел в тупик в развитии своего модельного ряда (в качестве примера обычно приводится попытка концерна продлить жизнь явно устаревшему Passat в лице Passat CC). Здесь можно упомянуть и неумело проведенные непомерно дорогие слияния, к примеру, с тем же Porsche. Между тем, три бренда концерна – Lamborghini, Bentley, Bugatti – собирают больше автомобилей за неделю, чем Porsche производит за год;
■ слишком большое внимание к дорогостоящим моделям вместо того, чтобы отдать приоритет дешевым машинам, пользующимся бурным спросом на быстро развивающихся азиатских рынках. Пока немецкие компании занимались «дорогостоящими игрушками» японцы их стали теснить даже на внутреннем рынке;
■ медленное расширение производства. К примеру, если Toyota владеет предприятиями почти в 30 странах мира, практически на всех континентах планеты, то Volkswagen Group производит автомобили в 21 странах, причем, преимущественно европейских;
■ осложнение отношений с Suzuki. Известно, что глава Suzuki Осаму Судзуки обвинил Volkswagen в том, что он выдает японские технологии за собственные (к примеру, разработки компактных бюджетных автомобилей для рынков Индии и Южной Америки). Обидевшись, Suzuki заявила о прекращении партнерства с Volkswagen Group и потребовала назад свои акции. Поскольку VW не собирается их возвращать, японская компания подает на Volkswagen в суд;
■ опасность возникновения монополии Volkswagen Group в Германии со всеми вытекающими из этого последствиями. Напомним, суммарные германские продажи марок концерна достигают почти 37% всех новых машин.
Везет тому, кто везет
Поскольку удачу, как известно, за деньги не купишь, она является вознаграждением за долгое усердие, хорошо бы выяснить, что помогало, помогает и будет помогать Volkswagen Group, занимать завидную позицию на мировом автомобильном рынке? То есть, каковы они – факторы роста германского концерна? В каком направлении он будет развиваться в ближайшие годы, какие намечаются новые тренды в деятельности Volkswagen? Сразу скажем, руководство концерна не собирается почивать на лаврах, готовится полное реформирование автогиганта. Отметим основные направления намеченной перестройки и перезагрузки VW Group:
1. Вложение инвестиций в невиданных масштабах. Концерн в ближайшие пять лет планирует инвестировать в производство рекордные 62,4 млрд. евро Здесь явно не жадничают. Кто-то судорожно пытается сохранить имеющееся производство, а VW Group к 2018 году намерен увеличить штат на 50 тыс. сотрудников и выйти на выпуск более 10 млн. автомобилей в год.
2. Модернизация производства. Объявлено, что Volkswagen собирается устроить ни много ни мало промышленную мини-революцию, готовится самый серьезный пересмотр методики производства за последние 20 лет. Конечной целью должно стать снижение стоимости производства на 20%. Добиваться этого будут, в том числе, за счет создания разных автомобилей из абсолютно унифицированных компонентов (электрика, электроника, рулевое управление, подвески и пр.). Что сделает их взаимозаменяемыми и позволит экономить около 5 миллиардов евро в год, к тому же сократит время сборки на треть. Скептики, правда, уже предостерегают – малейший просчет при конструировании хотя бы одной детали может привести к лавине отзывов всех моделей всех марок, к тому же лишит марки индивидуальности.
3. Внедрение новых технологий. Volkswagen Group взят курс на экономичность и экологичность моделей. Концерн обещает, что каждое следующее поколение его моделей будет на 10-15% экономичнее своего предшественника. Так, Volkswagen вовсю работает над модульной платформой с поперечным расположением двигателя, которая позволит почти на 90% сократить число вариантов сборки двигателей, а также устанавливать любые альтернативные двигатели. Эти наработки уже получили признание на вручении «Премии немецкой экономики в сфере инноваций – Первой глобальной премии в сфере инноваций».
Среди амбициозных целей компании – стать лидером в области экологии. В качестве примера достижений в этом перспективном направлении можно привести Volkswagen Polo седан 5 поколение, который уже успел завоевать многочисленные международные награды – «Автомобиль года 2011», «Лучший экологичный автомобиль года», «Золотой руль», «Зеленый руль», «Прорыв в области дизайна и инноваций». Глава компании VW Group Мартин Винтеркорн уже провозгласил 2013-й год "годом электрической мобильности" для концерна. В этой связи самой ожидаемой моделью компании является спорткар, полностью оснащенный электрической установкой – Audi R8 e-tron. Кроме того, немецкие машины, признанные во всем мире самыми «умными», продолжают умнеть не по дням, а по часам. Известно, что наибольшее количество телематических сервисов среди европейских автогигантов предлагает именно немецкий автопром. Сегодня авто уже само сообщает в сервисный центр о поломке или вызывает службы экстренного реагирования при аварии. Только этого мало. К примеру, инженеры из Porsche намерены создать систему, приближающуюся к автопилоту, что фактически превратит водителя в пассажира.
4. Расширение продуктовой линейки для всех марок и запуск новых моделей. Правда, новые модели у Volkswagen Group и без того выходят каждый год. Дополнительные перспективы открываются в связи с тем, что VW собирается до конца этого года купить оставшиеся 50,1% акций Porsche. А у Porsche AG планы расширить свой модельный ряд за счет внедорожника Porsche Macan. Уже весной этого года она планирует выпустить новую версию знаменитого спорткара Porsche 911 и т.д.
5. Освоение новых сегментов рынка. Не отказываясь от старых, проверенных годами и десятилетиями компактных авто, на которые по-прежнему приходятся основные продажи Volkswagen, концерн собирается серьезно работать на новых для себя направлениях. Учитывая, что в мире растет спрос на большие автомобили класса люкс, особые надежды возлагаются на Porsche и Audi. Поставлена задача в премиальном сегменте обойти BMW к 2015 году. Компания Audi готова в ближайшие четыре года вложит в разработку новых технологий и расширение производства €13 млрд. И еще одна новость. Audi начала переговоры о покупке производителя мотоциклов Ducati. Это важно хотя бы потому, что в модельной линейке Volkswagen пока нет мотоциклов, в отличие от того же BMW.
6. Завоевание новых рынков. Концерн и без того широко представлен на международных рынках (кстати, это помогло ему лучше других пережить кризис), во всяком случае, больше чем французские или итальянские автопроизводители, но он продолжает активно укреплять свои мировые позиции. Volkswagen уже имеет 17% долю китайского рынка, теперь активно окучивает российский автомобильный рынок, который может стать №1 в Европе уже к 2015 году. Концерн уже заключил соглашение о сборке своих автомобилей на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде.
7. Развитие глобальной сети предприятий. В Volkswagen хорошо понимают, что обогнать General Motors он сможет, только расширив глобальное производство. Так что VW Group собирается строить новые заводы, прежде всего в Юго-Восточной Азии. В концерне считают, что его присутствие на этих рынках по-прежнему недостаточное. В связи с этим планируется к 2014 году ввести в строй еще один завод в Китае, заинтересовался Volkswagen и малазийскими заводами. Интересует концерн и Северная Америка. Так, Audi планирует не позднее 2015 года открыть собственное производство в США и Мексике. Напомним, что с 2007 года Volkswagen производит автомобили в Калуге и т.д.
И, конечно, залогом роста концерна остается внутренний рынок. Известно, что немцы традиционно предпочитают «свои» марки и не жалеют денег на дорогие и престижные машины. Их понять можно, пожалуй, только немцам в автомобилестроении удалось сделать невозможное, а именно – достичь почти полного единства человека и автомобиля. А в Европе немецкий автомобильный рынок по-прежнему остается главным и решающим.
Volkswagen Group планирует до 2016 года добиться соотношения капитальных затрат и дохода в среднем на уровне около 6%, что является конкурентоспособным показателем, способным обеспечить стабильное будущее. В общем, не случайно индекс доверия инвесторов к экономике Германии (ZEW) в марте этого года буквально взлетел с 5,4 пункта в феврале до 22,3 пункта. Как говорится, без комментариев.
Итак, секрет успеха Volkswagen Group в целом понятен и очевиден, ничего мудреного нет. Во-первых, стараться жить не старыми заслугами, а новыми задачами. Во-вторых, на первое место всегда ставить качество, а прибыль сама придет. И, в-третьих, везет тому, кто делает то, что другие только собираются сделать. А это значит, держись, GeneralMotors!
В целом учитывая тот факт что в этом году ожидаем дальнейшего роста фондовых рынков, компанию можно рассматривать на предмет инвестирования. Для покупки акций данной компаний стоит дождаться коррекции по всему рынку и на признаках восстановления ап тренда искать входы по данному инструменту.
Рядом с удачей всегда неудача?
2012 год, отмечают аналитики «Биржевого Лидера», обещает быть если и не тяжелым, то точно непростым. Так, ожидается, что темпы роста немецкой экономики едва ли превысят 0,7%, спрос на новые автомобили в Германии и мире в ближайшем будущем не будет расти такими темпами, как в прошлом году, а значит, будут сокращаться заказы на производство и падать прибыльность компаний. А тут еще внутренние проблемы Volkswagen Group. Тревогу вызывает многое, например:
- техническое состояние авто. Хотя у нас буквально на подсознательном уровне заложено глубокое доверие к немецким автомобильным брендам, Made in Germany многие десятилетия воспринимается как высший знак качества, но в последнее время все чаще вызывает настороженность по поводу надежности их машин. К примеру, у Volkswagen нарекание вызывают неполадки в электрооборудовании, способные вызвать пожар и отказ тормозной системы; у Audi – плохая работа системы отопления, в результате чего салон либо вовсе не прогревается, либо прогревается слишком медленно, а также проблемы с системой зажигания (Audi А4, А6, А8). Из последних новостей в этом ключе – Porsche отозвал 100 тысяч Porsche Cayenne из-за плохо закрепленных передних фар, а Audi отзывает A6 из-за дефекта подушек безопасности. Такая, прямо скажем, недешевая машина как Audi с пробегом более 100 тысяч километров может принести своему владельцу проблемы и немалые материальные затраты. Вот и начинаются разговоры о том, что сегодня японские автомобили гораздо надежнее, чем германские;
- комфортность. Трудно оспаривать комфортность немецких машин. Не случайно в топ-10 автомобилей (рейтинг американской компании Ecology Center), в чьих салонах обнаружена наименьшая концентрация токсичных испарений на 7-м месте оказался Audi S5. Но в том же рейтинге в десятке худших машин из-за использования в отделке салона некачественного пластика на 9-м месте оказался Volkswagen Eos. А как быть с тем, что некоторые модели дорогого Audi не имеют дешевых, но абсолютно необходимых опций вроде обогрева стекол, особенно лобового стекла, бачка омывателя и форсунок?
- высокие цены. Как-то еще можно объяснить запредельные цены на культовые спортивные автомобили класса люкс (базовая стоимость Porsche 911 Carrera Сoupe – почти 4,5 млн. рублей, а 911 Carrera S Coupe – 5 млн. руб.), но цена на тот же VW Golf 7 будет стартовать от 17 тыс. евро;
- неопределенные перспективы на важных рынках сбыта и т.д.
Исходя из всего вышеизложенного, логичным выглядит вопрос – чем же можно объяснить отмеченные (и неотмеченные) проблемы Volkswagen Group? Предложим вашему вниманию только несколько очевидных объяснений:
■ импортные запчасти и узлы. Практически все немецкие автомобили, включая и самые дорогие модели, в той или иной степени собираются из агрегатов, узлов и запчастей, изготовленных в странах Восточной Европы и Юго-Восточной Азии, то есть без надлежащего немецкого контроля. Соответственно падает качество и надежность продукции. К примеру, те же японцы все самое важное в автомобилестроении стараются делать сами;
■ крайне высокая стоимость автомобилей, вызванная в том числе и высоким налогообложением в Германии. А, как известно, происходящая сегодня стагнация того же европейского автомобильного рынка и борьба за покупателя требует значительного снижения цен;
■ определенная вялость инженерной мысли, дефицит специалистов неудачные маркетинговые решения. В том числе и из-за этого, отмечают эксперты, Volkswagen зашел в тупик в развитии своего модельного ряда (в качестве примера обычно приводится попытка концерна продлить жизнь явно устаревшему Passat в лице Passat CC). Здесь можно упомянуть и неумело проведенные непомерно дорогие слияния, к примеру, с тем же Porsche. Между тем, три бренда концерна – Lamborghini, Bentley, Bugatti – собирают больше автомобилей за неделю, чем Porsche производит за год;
■ слишком большое внимание к дорогостоящим моделям вместо того, чтобы отдать приоритет дешевым машинам, пользующимся бурным спросом на быстро развивающихся азиатских рынках. Пока немецкие компании занимались «дорогостоящими игрушками» японцы их стали теснить даже на внутреннем рынке;
■ медленное расширение производства. К примеру, если Toyota владеет предприятиями почти в 30 странах мира, практически на всех континентах планеты, то Volkswagen Group производит автомобили в 21 странах, причем, преимущественно европейских;
■ осложнение отношений с Suzuki. Известно, что глава Suzuki Осаму Судзуки обвинил Volkswagen в том, что он выдает японские технологии за собственные (к примеру, разработки компактных бюджетных автомобилей для рынков Индии и Южной Америки). Обидевшись, Suzuki заявила о прекращении партнерства с Volkswagen Group и потребовала назад свои акции. Поскольку VW не собирается их возвращать, японская компания подает на Volkswagen в суд;
■ опасность возникновения монополии Volkswagen Group в Германии со всеми вытекающими из этого последствиями. Напомним, суммарные германские продажи марок концерна достигают почти 37% всех новых машин.
Везет тому, кто везет
Поскольку удачу, как известно, за деньги не купишь, она является вознаграждением за долгое усердие, хорошо бы выяснить, что помогало, помогает и будет помогать Volkswagen Group, занимать завидную позицию на мировом автомобильном рынке? То есть, каковы они – факторы роста германского концерна? В каком направлении он будет развиваться в ближайшие годы, какие намечаются новые тренды в деятельности Volkswagen? Сразу скажем, руководство концерна не собирается почивать на лаврах, готовится полное реформирование автогиганта. Отметим основные направления намеченной перестройки и перезагрузки VW Group:
1. Вложение инвестиций в невиданных масштабах. Концерн в ближайшие пять лет планирует инвестировать в производство рекордные 62,4 млрд. евро Здесь явно не жадничают. Кто-то судорожно пытается сохранить имеющееся производство, а VW Group к 2018 году намерен увеличить штат на 50 тыс. сотрудников и выйти на выпуск более 10 млн. автомобилей в год.
2. Модернизация производства. Объявлено, что Volkswagen собирается устроить ни много ни мало промышленную мини-революцию, готовится самый серьезный пересмотр методики производства за последние 20 лет. Конечной целью должно стать снижение стоимости производства на 20%. Добиваться этого будут, в том числе, за счет создания разных автомобилей из абсолютно унифицированных компонентов (электрика, электроника, рулевое управление, подвески и пр.). Что сделает их взаимозаменяемыми и позволит экономить около 5 миллиардов евро в год, к тому же сократит время сборки на треть. Скептики, правда, уже предостерегают – малейший просчет при конструировании хотя бы одной детали может привести к лавине отзывов всех моделей всех марок, к тому же лишит марки индивидуальности.
3. Внедрение новых технологий. Volkswagen Group взят курс на экономичность и экологичность моделей. Концерн обещает, что каждое следующее поколение его моделей будет на 10-15% экономичнее своего предшественника. Так, Volkswagen вовсю работает над модульной платформой с поперечным расположением двигателя, которая позволит почти на 90% сократить число вариантов сборки двигателей, а также устанавливать любые альтернативные двигатели. Эти наработки уже получили признание на вручении «Премии немецкой экономики в сфере инноваций – Первой глобальной премии в сфере инноваций».
Среди амбициозных целей компании – стать лидером в области экологии. В качестве примера достижений в этом перспективном направлении можно привести Volkswagen Polo седан 5 поколение, который уже успел завоевать многочисленные международные награды – «Автомобиль года 2011», «Лучший экологичный автомобиль года», «Золотой руль», «Зеленый руль», «Прорыв в области дизайна и инноваций». Глава компании VW Group Мартин Винтеркорн уже провозгласил 2013-й год "годом электрической мобильности" для концерна. В этой связи самой ожидаемой моделью компании является спорткар, полностью оснащенный электрической установкой – Audi R8 e-tron. Кроме того, немецкие машины, признанные во всем мире самыми «умными», продолжают умнеть не по дням, а по часам. Известно, что наибольшее количество телематических сервисов среди европейских автогигантов предлагает именно немецкий автопром. Сегодня авто уже само сообщает в сервисный центр о поломке или вызывает службы экстренного реагирования при аварии. Только этого мало. К примеру, инженеры из Porsche намерены создать систему, приближающуюся к автопилоту, что фактически превратит водителя в пассажира.
4. Расширение продуктовой линейки для всех марок и запуск новых моделей. Правда, новые модели у Volkswagen Group и без того выходят каждый год. Дополнительные перспективы открываются в связи с тем, что VW собирается до конца этого года купить оставшиеся 50,1% акций Porsche. А у Porsche AG планы расширить свой модельный ряд за счет внедорожника Porsche Macan. Уже весной этого года она планирует выпустить новую версию знаменитого спорткара Porsche 911 и т.д.
5. Освоение новых сегментов рынка. Не отказываясь от старых, проверенных годами и десятилетиями компактных авто, на которые по-прежнему приходятся основные продажи Volkswagen, концерн собирается серьезно работать на новых для себя направлениях. Учитывая, что в мире растет спрос на большие автомобили класса люкс, особые надежды возлагаются на Porsche и Audi. Поставлена задача в премиальном сегменте обойти BMW к 2015 году. Компания Audi готова в ближайшие четыре года вложит в разработку новых технологий и расширение производства €13 млрд. И еще одна новость. Audi начала переговоры о покупке производителя мотоциклов Ducati. Это важно хотя бы потому, что в модельной линейке Volkswagen пока нет мотоциклов, в отличие от того же BMW.
6. Завоевание новых рынков. Концерн и без того широко представлен на международных рынках (кстати, это помогло ему лучше других пережить кризис), во всяком случае, больше чем французские или итальянские автопроизводители, но он продолжает активно укреплять свои мировые позиции. Volkswagen уже имеет 17% долю китайского рынка, теперь активно окучивает российский автомобильный рынок, который может стать №1 в Европе уже к 2015 году. Концерн уже заключил соглашение о сборке своих автомобилей на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде.
7. Развитие глобальной сети предприятий. В Volkswagen хорошо понимают, что обогнать General Motors он сможет, только расширив глобальное производство. Так что VW Group собирается строить новые заводы, прежде всего в Юго-Восточной Азии. В концерне считают, что его присутствие на этих рынках по-прежнему недостаточное. В связи с этим планируется к 2014 году ввести в строй еще один завод в Китае, заинтересовался Volkswagen и малазийскими заводами. Интересует концерн и Северная Америка. Так, Audi планирует не позднее 2015 года открыть собственное производство в США и Мексике. Напомним, что с 2007 года Volkswagen производит автомобили в Калуге и т.д.
И, конечно, залогом роста концерна остается внутренний рынок. Известно, что немцы традиционно предпочитают «свои» марки и не жалеют денег на дорогие и престижные машины. Их понять можно, пожалуй, только немцам в автомобилестроении удалось сделать невозможное, а именно – достичь почти полного единства человека и автомобиля. А в Европе немецкий автомобильный рынок по-прежнему остается главным и решающим.
Volkswagen Group планирует до 2016 года добиться соотношения капитальных затрат и дохода в среднем на уровне около 6%, что является конкурентоспособным показателем, способным обеспечить стабильное будущее. В общем, не случайно индекс доверия инвесторов к экономике Германии (ZEW) в марте этого года буквально взлетел с 5,4 пункта в феврале до 22,3 пункта. Как говорится, без комментариев.
Итак, секрет успеха Volkswagen Group в целом понятен и очевиден, ничего мудреного нет. Во-первых, стараться жить не старыми заслугами, а новыми задачами. Во-вторых, на первое место всегда ставить качество, а прибыль сама придет. И, в-третьих, везет тому, кто делает то, что другие только собираются сделать. А это значит, держись, GeneralMotors!
Комментариев нет:
Отправить комментарий