пятница, 30 марта 2012 г.

Куда потечет белорусский бензин?


Экономическая ситуация заставляет Лукашенко активно заняться наполнением государственной казны. Появившаяся информация о том, что Казахстан рассматривает возможность принять участие в приватизации белорусских нефтеперерабатывающих заводов, возродила внимание к возможностям и проблемам нефтеперерабатывающей отрасли Беларуси. По словам посла Казахстана в Беларуси Ергали Булегенова, внимание нефтедобывающей центрально-азиатской республики к белорусским НПЗ обусловлено заинтересованностью Астаны «продавать европейским странам нефтепродукты более высокого качества по более высокой цене».

Сегодня Казахстан продает в Западную Европу до 8 млн. тонн сырой нефти в год, но использование белорусских НПЗ позволит Астане экспортировать нефтепродукты – а это более выгодный бизнес.

Белорусские власти в поисках выхода из прошлогоднего валютно-финансового кризиса в республике вынуждены были обратиться за многомиллиардным кредитом в Антикризисный фонд ЕврАзЭС. Условием получения займа было обязательство Минска провести масштабную приватизацию – в объеме 7,5 млрд. долларов США равными долями в течение трех лет. В Беларуси есть множество государственных предприятий, которые можно выставить на продажу. Стоит ли Минску отдавать в частные руки собственные нефтеперерабатывающие заводы? А если продавать их, то кто сможет предложить белорусам лучшую цену?.

Есть ли будущее у белорусских НПЗ?

Стоит ли овчинка выделки? Есть ли смысл белорусским властям попытаться удержать нефтеперерабатывающую отрасль республики в своих руках? С одной стороны, государственный контроль над белорусскими НПЗ приносит ощутимые дивиденды госказне и экономике Беларуси, пояснили «Биржевому Лидеру» эксперты землячества трейдеров и инвесторов Беларуси Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V:
■ ведущие нефтеперерабатывающие предприятия Беларуси – «Нафтан» в Новополоцке и Мозырский НПЗ – полностью обеспечивают внутренние потребности республики, в том числе дешевым автомобильным топливом. А горючка для авто в Беларуси – социально значимый продукт, находящийся под бдительным присмотром государевого ока. Поэтому обеспечивать отечественных автомобилистов белорусские НПЗ сейчас обязаны даже в убыток себе;
■ вырабатываемые местными НПЗ нефтепродукты – стратегический товар, основная доходная часть белорусского экспорта: в прошлом году 70 проц. их продукции ушло за границу, причем не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья (около 80 проц. всех экспортированных нефтепродуктов). В 2011 г. экспорт нефтепродуктов принес доходы в объеме 12,5 млрд. долл. Даже если отнять экспортные пошлины, которые были выплачены России как поставщику сырой нефти, доход составил огромную для Беларуси сумму – 9,5 млрд. долл.;
■ в 2011 г. экспортные параметры резко возросли: Беларусь на 47,4 проц. увеличила завоз российской нефти (до 19,1 млн. тонн), соответственно увеличился и экспорт нефтепродуктов – на 39,2 проц. (до 15,6 млн. тонн). Маржа между средней закупочной ценой российской нефти и средней ценой экспорта нефтепродуктов также впечатляет – соответственно 432 долл. и 804 долл. за тонну. На 2012 г. Минск запросил 23 млн. тонн, но получил 21,5 млн. тонн (но всё равно больше чем, в прошлом году, – на 2,4 млн. тонн).

Но есть и другая сторона вопроса, отмечают эксперты Академии Masterforex-V:
■ белорусские НПЗ нуждаются в срочной модернизации производства. Ныне глубина переработки нефти на них составляет около 72 проц. – это соответствует среднероссийским показателям, но значительно меньше европейских. Чтобы обезопасить себя от колебаний мировых цен на нефть, требуется уровень переработки 92-95 проц., как на многих европейских НПЗ. Цена вопроса – несколько миллиардов долларов;
■ можно ли модернизировать белорусские НПЗ? Вопрос заключается в деньгах. У самих НПЗ средств нет (в первую очередь, из-за нерентабельных цен на внутреннем рынке и так называемого «перекрестного субсидирования», по которому нефтепереработчики вынуждены поддерживать убыточные предприятия белорусского химпрома). Белорусские банки такие объемы кредитования просто не потянут, а иностранные кредиторы требуют госгарантий (на что Минск идти не хочет, дабы не увеличивать размеры внешнего долга Беларуси);
■ но самое главное – белорусские НПЗ «жируют» только благодаря дешевой российской нефти. Все заявления государственных мужей Беларуси о диверсификации путей поставок нефти не выдерживают никакой критики: так, «большой друг Беларуси» президент Венесуэлы Уго Чавес в 2011 г. смог поставить в Беларусь всего лишь 1,2 млн. тонн нефти против обещанных 10 млн. тонн (при общей потребности белорусских НПЗ более 20 млн. тонн), да и то по цене, вдвое больше российской. Аналогичная картина и с азербайджанской нефтью – по украинским нефтепроводам поставлено 890 тыс. тонн вместо планировавшихся 4 млн. тонн.

Вообще, белорусская нефтеперерабатывающая отрасль – это осколок советского прошлого. Построить мощные НПЗ в республике, не имеющей собственных значительных запасов нефти, руководство СССР подвигли немцы, которые еще полвека назад рассмотрели грядущий кризис с энергоносителями. (В советские времена, кстати, объем переработки нефти на белорусских НПЗ был вдвое больше нынешних, до 40 млн. тонн в год.) НПЗ в Беларуси (как и газотранспортная система) стали своеобразной перевалочно-перерабатывающей базой энергоресурсов Советского Союза на пути в Западную Европу. Но валюта с Запада текла не в Минск, а в Москву. Развал СССР ничего не изменил в этой схеме.

Кому продать или найдется ли инвестор?

Кто, кроме Казахстана, объявившего о своей заинтересованности, может купить белорусские НПЗ? Список других потенциальных приватизаторов короток:
■ развитые страны Европы и Америки белорусские НПЗ не интересуют – как по экономическим причинам, так и политическим (в подробности можно не вдаваться);
 Венесуэла? Дружба со страной, расположенной на другом конце земного шара, – это стопроцентно политический проект, не имеющий серьезного отношения к экономике;
 Азербайджан? Вряд ли Баку будет ссориться с Москвой из-за сомнительных активов;
■ «азиатские тигры» в лице Китая и Казахстана? Только с благословения Москвы, так как купить завод мало – нужно обеспечить его сырьем, а нефтяная труба находится в руках россиян. Достаточно вспомнить Мажейкяйский НПЗ в Литве, который приватизировала польская компания PK Orlen: после перекрытия вентиля на российском нефтепроводе завод еле-еле сводит концы с концами, получая нефть через морской терминал Бутинге.

Почему же Россия не форсирует приватизацию белорусских НПЗ? Плод должен «дойти до кондиции», и тогда он сам упадет в руки желающих по самой приемлемой для них (желающих) цене. В 2010 г. российские нефтяные компании утратили интерес к белорусским НПЗ из-за введения новых вывозных пошлин на нефть в России и требований белорусских властей. На 2012-2015 гг., согласно российско-белорусским договоренностям, требования Минска существенно смягчены – так, белорусские «дочки» российских нефтяных компаний получили право не только на переработку до 50 проц. нефти, поступающих на белорусские НПЗ, но и право полностью распоряжаться произведенной белорусскими НПЗ продукцией, в том числе на ее экспорт и снабжение своих сетей АЗС в самой Беларуси. Сейчас Минск за свои объекты выставляет завышенные (по мнению российской стороны) цены, а как показывает новейшая история, воинственная риторика президента Александр Лукашенко всегда заканчивается тихой капитуляцией – вспомните белорусскую ГТС, которая ныне на 100 процентов принадлежит российскому «Газпрому». Недаром посол РФ в Беларуси А. Суриков заявил, что российская сторона ждет от Минска «конкретных инициатив по поводу приватизации белорусских НПЗ» – на языке военных это называется почетными условиями капитуляции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий