вторник, 24 мая 2011 г.

Останется ли кресло главы МВФ за европейцем?



Скандал, связанный с руководителем МВФ подходит к логическому завершению. Новостные СМИ всего мира распространили информацию, что в четверг, 19 мая, находящийся в Нью-Йорке под арестом, директор-распорядитель Международного валютного фонда Доминик Стросс-Кан заявил о намерении покинуть свой пост. Этот шаг влиятельного финансиста был вполне предсказуем. Экспертное сообщество не сомневалось в неизбежности отставки нынешнего главы МВФ с момента его взятия под стражу в аэропорту Кеннеди.

Американский министр финансов Тимоти Гайтнер уже давно призывал совет директоров фонда поскорее назначить временно исполняющего обязанности главы этой авторитетнейшей финансовой организации. Сейчас этот пост занял Джон Липски, тоже американец и второй человек (после Стросс-Кана) в фонде. Нужно отметить, что США имеют самое большое представительство в МВФ, им принадлежит в этой организации 16% голосов. А если учесть, что Доминика Стросс-Кана «свалили» не без помощи американцев, к тому же прибавить их необычайную активность в вопросе выборов нового главы, то можно предположить, что в скором времени МВФ, возможно, ожидают большие перемены.

Когда и как пройдут выборы?

 Аналитики землячества Западной Европы Академии Masterforex-V обращают внимание на то, что совет директоров фонда уже в четверг начал обсуждать организационные вопросы, которые касаются выборов нового главы, и начал выдвигать кандидатуры:
 • вопрос о новом директоре-распорядителе Международного валютного фонда может быть рассмотрен на саммите "большой восьмерки", который пройдет 26-27 мая во французском Довиле. Однако лидеры G8 могут лишь достичь определенных договоренностей. В выборах руководителя фонда должны участвовать все члены МВФ;
 • «среди директоров фонда (которые будут избирать главу МВФ) достигнуто соглашение о том, что процесс выборов должен быть открытым и прозрачным, а критерием для выбора должны быть заслуги кандидата. Когда мы говорим «открытый процесс», это означает открытый для всех, а не для кого-то», - сказал Джон Липски, имея в виду, что в выборах смогут принять участие все, кто этого достоин (безотносительно к географии);
 • в Международный валютный фонд входят представители 187 стран, каждая из которых имеет квоту, соответствующую ее экономическому потенциалу. Поэтому самыми крупными представительствами в МВФ обладают США и государства еврозоны;
 • так уж повелось, что согласно неписаной традиции, пост главы МВФ в подавляющем большинстве случаев достается европейцам, а то время, как американцы оставляют за собой кресло руководителя Всемирного банка;
 • также все уже привыкли, что выборы главы МВФ носят лишь формальный характер, и их результат заранее предрешен. В 2007 году Доминика Стросс-Кана избрали практически на безальтернативной основе;
 • доли голосов экономически развитых стран (США, Франции, Великобритании, Германии) настолько велики, что они с легкостью могут заблокировать любого неугодного кандидата. Поэтому страны-участники во избежание недоразумений всегда предпочитали согласовывать кандидатуру будущего лидера заранее.

Что должно измениться сейчас?

 По сведениям крупнейшего финансового портала «Биржевой Лидер», ближайшие выборы обещают стать действительно настоящими, возможно, даже открытыми и демократическими. Из этой процедуры должна уйти кулуарность и всевозможные закулисные договоренности. Что же стало причиной столь радикальных перемен в «тихом царстве» под названием МВФ. Это, прежде всего, такие факторы как:
 1. Рост влияния стран с динамично развивающейся экономикой (Китая, Индии, России, Бразилии, ЮАР).
 2. Желание США несколько изменить правила игры, под видом их усовершенствования.

 То есть одни стали думать, что их постоянно возрастающие взносы в фонд дают право претендовать на реальное право голоса и большую степень влияния на принятие решений. А другие (американцы) решили их в этом поддержать. Именно поэтому на ближайших выборах будет выдвинуто куда больше одной или двух кандидатур. И, разумеется, далеко не все желающие будут представлять Старый Свет.

Кто же претендует на пост нового главы МВФ?
 Эксперты называют несколько имен.
 1. Министр финансов Франции Кристин Лагард – на сегодняшний день, признанный фаворит гонки.
 2. Председатель правления Дойчебанка Йозеф Аккерманн.
 3. Бывший глава минфина Германии Пеер Штайнбрюк.
 4. Экс-глава Бундесбанка Аксель Вебер.
 5. Бывший премьер-министр Великобритании Гордон Браун.
 6. Бывший министр финансов ЮАР Тревор Мануэль.
 7. Крупный турецкий финансист Кемаль Дервис.
 8. Министр финансов Сингапура Тарман Шанмугаратнам
 9. Глава эмиссионного банка Мексики Агустин Карстенс.
 10. Председателя Нацбанка республики Казахстан Григорий Марченко (поддержанный на Совете глав правительств СНГ).

Кто поддерживает кандидатуру европейца?

 Конечно же, сами европейцы, причем они это делают решительно и твердо:
 • канцлер Германии Ангела Меркель первая заявила, что «есть серьезные основания» назначить новым главой МВФ выходца из Европы, хорошо знакомого с проблемами еврозоны, как региона, имеющего определенные долговые проблемы;
 • против нарушения сложившейся традиции так же высказался и министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс. «Предпочтительнее сохранить сложившийся порядок вещей», — заявил он;
 • такую же точку зрения высказал и премьер Италии Сильвио Берлускони;
 • казначейство (министерство финансов) Великобритании также официально поддержало эту точку зрения. Хотя еще совсем недавно, в апреле, премьер-министр Дэвид Кэмерон высказывался в том ключе, что фонду стоит посмотреть "за пределы Европы, в другие регионы мира", чтобы укрепить свои глобальные позиции. Тут интересны два момента: последнее время Лондон просто повторяет мнение Вашингтона, следовательно, нетрудно догадаться «откуда дует ветер» относительно кандидата от третьих стран. И второе: почему Кэмерон говорил о возможном преемнике Стросс-Кана еще в апреле, когда тот еще даже не думал о посещении Нью-Йорка?

Кто хочет видеть на посту главы МВФ неевропейца?

 1. О позиции США можно только догадываться, хотя вся эта шумиха с честными и открытыми выборами говорит об их стремлении наконец-то отойти в сторону от давних традиций.
 2. Китай, чье влияние в МВФ за последние годы значительно возросло, поддерживает выдвижение кандидатуры «от третьих стран». Удельный вес голосов этой страны в фонде также вырос за счет уменьшения доли США и ЕС, однако не настолько, чтобы влиять на принятие решений.
 3. Генсек Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа так же заявил, что новым главой МВФ вовсе не обязательно должен стать европеец. Напомним, что эта организация объединяет 34 демократических государства с развитой рыночной экономикой, среди которых большинство участников ЕС, США, Япония, Австралия, Южная Корея.
 4. Представители России, ЮАР, Бразилии и Таиланда уже заявили о том, что следующим директором-распорядителем фонда должен стать представитель одной из стран с развивающейся экономикой.
 5. Бывший глава Банка Канады Дэвид Додж заявил, что выбор нового руководителя МВФ должен быть основан на прагматических (а не географических ) соображениях.

Что может означать избрание нарушение традиций и избрание нового главы МВФ из числа неевропейцев?

 • если впервые в истории фонд возглавит представитель развивающихся стран, то это станет прямым указанием на растущую роль таких государств в современном мире;
 • прежде всего, по мнению экспертов, такой поворот событий будет означать смягчение позиций МВФ по отношению к странам-должникам;
 • однако такой вариант развития событий сейчас кажется маловероятным. Доказательством тому – резко изменившаяся позиция Великобритании.

 Все склоняется к тому, что США все-таки поддержат претендента от Франции. Как компромиссный вариант возможно избрание представителя Турции, как человека из страны, не входящей в ЕС, но отлично разбирающегося в проблемах еврозоны. Очевидно, что необходимые договоренности уже достигнуты, а все разговоры о честных и прозрачных выборах были лишь поводом хорошенько поторговаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий