Западные лидеры в поисках следов исламского терроризма уже
переходят все грани, в то время как эксперты не поддерживают эти доводы. Ведущие
иностранные СМИ - The Guardian, The Financial Times, The New York Times, Forbes
буквально взорвала новость об опубликованном докладе, содержащем в себе результаты
исследования, проведенного организацией Triangle Centre on Terrorism and
Homeland Security, которая специализируется на изучении проблемам терроризма и
внутренней безопасности.
Так вот, выяснилось,
что угроза национальной безопасности США и простым жителям страны со стороны
мусульманских экстремистов на самом деле является абсолютно ничтожной. За
прошедший 2011 год лишь двадцати американцам, исповедующим ислам, было
предъявлено обвинение в терроризме, а из 14000 убийств, зарегистрированных в стране
за год, ни одно не было совершено лицом, подозреваемом в мусульманском
религиозном экстремизме. Это может означать только одно: исламофобские
настроения, вот уже долгое время раздуваемые в США, не имеют под собой реальной
почвы.
Во всяком случае, именно
так стали утверждать многочисленные политологи и журналисты. Причем, выводы
делались не только о Соединенных Штатах, но и о Европе. А бить в колокола,
действительно, есть основание: ведь на Западе за последние несколько лет
исламофобия приобрела грандиозные масштабы, превратившись из идеологии
маргинальных группировок чуть ли не в одно из самых распространенных в обществе
настроений, согласно которым мусульманин все больше и больше воспринимается в
мире, как "враг".
Что такое исламофобия и чем она опасна в США?
Как объяснил ведущий
эксперт Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V Евгений Ольховский,
впервые термин «исламофобия» появился в эссе востоковеда Этьена Дине «Восток
глазами Запада», которое вышло в свет в 1922г. Под ним понималось негативное
отношение к мусульманской религии и культуре, исторически сложившееся в
христианском мире со времен Крестовых походов и войн с сарацинами.
В 90-е годы этот
довольно сомнительный термин прочно вошел в политический лексикон и стал
довольно популярным в европейских странах. Им обозначали, в первую очередь,
негативную реакцию местного населения на растущую волну эмиграции и на упорное
нежелание приезжих из мусульманских стран интегрироваться в европейское
общество. После терактов 11 сентября 2001 года данный термин мгновенно
перекочевал за океан и приобрел более глобальный смысл: теперь он подразумевал
не только бытовые опасения добропорядочных бюргеров, но и боязнь за сохранения
мира во всем мире. Не больше и не меньше. С тех пор, надо сказать, мало что
изменилось.
В Соединенных Штатах
ситуация довольно сложная. Там далеко не так все однозначно, как в Европе. И
отличий тут довольно много:
■ позитив:
1. Соединенные Штаты
– государство, созданное эмигрантами, поэтому его граждане, по определению, не
могут осуждать приток желающих стать американцами, какую бы религию они не
исповедовали.
2. США изначально
создавалось диссидентами, то есть представителями гонимых религиозных учений.
Американская земля давала приют сторонникам любых верований.
3. В США, как и в
любом федеративном государстве, очень большую роль играет община –
территориальная, этническая, религиозная. Поэтому устроить дискриминацию по
какому-нибудь признаку сейчас довольно сложно.
4. У американцев
исторически сложились иные негативные стереотипы относительно этносов и рас.
Там традиционно опасаются афроамериканцев и латиноамериканцев. Мусульманская
община в стране довольно малочисленна и не столь заметна как в Европе. По
количеству и темпам прироста она значительно уступает негритянской и
латиноамериканской, по уровню криминализации тоже.
5. Правительство США
долгое время (до 11 сентября) рассматривало защиту интересов мусульман во всем
мире как часть своей внешней политики. Американцы сотрудничали с Пакистаном
против Индии, очень дружили с Саудовской Аравией, защитили Кувейт, помогали
афганским моджахедам в боях против советской армии, боролись на стороне
боснийских мусульман и косовских албанцев.
■ негатив:
1. В США практикуется
политика т.н. «плавящего котла», которая, в отличие от европейского
мультикультурализма, подразумевает превращение всех жителей страны в одну
американскую нацию: со схожими ценностями, культурой и историей.
2. В США действует
очень жесткое эмиграционное законодательство и депортировать из страны
нежелательного гостя там намного легче, чем в Европе.
3. В США очень сильна
протестантская Церковь, которая отличается воинственностью и не очень славится
излишней толерантностью. Не случайно случаи публичного сожжения Корана
протестантскими пасторами отмечены только в Соединенных Штатах.
4. В США очень
болезненно относятся к вопросам собственной, а, главное, государственной
безопасности. Такую пощечину как 11 сентября 2001 года, американцы получали
только однажды в своей истории – в декабре 1941г. при Перл-Харборе. Тогда это
закончилось атомной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки. И в дальнейшем
американская неприязнь к уже побежденным японцам активно эксплуатировалась
Голливудом на протяжении более 40 лет (аж до конца 80-х). Понятно, что вызов,
брошенный звездно-полосатой нации 11 сентября 2001 года, забудется очень и
очень нескоро. Кстати, несмотря на в высшей степени толерантные заявления
высших руководителей страны, тот же Голливуд полностью переключился на создании
образа «новой угрозы с Востока» - исламского террориста (неважно какой
национальности).
5. Американцы не
имели никаких колоний в мусульманском мире (в отличие от Франции,
Великобритании, Италии, Испании или Нидерландов), а потому не могут испытывать
такого чувства вины как европейцы. Более того, США – одна из
стран-победительниц во Второй мировой и ей трудно навязать (как Германии или
Италии) какие-то квоты по приему беженцев и т.д.
Исламофобия в Европе: откуда она взялась?
В Старом Свете
ситуация коренным образом отличается от американской. Европа, которая считается
колыбелью и оплотом христианской цивилизации, имеет большой опыт конфликтов с
мусульманами, причем многочисленные исторические претензии накопились у обеих
сторон:
- захват арабами
Испании и последующая Реконкиста;
- Крестовые походы на
Восток;
- захват турками
Константинополя, порабощение балканских народов, попытки завоевать Центральную
Европу;
- бесчинства
алжирских пиратов в Средиземном море;
- поход Наполеона в
Египет;
- колониальные войны
европейцев в Азии и Африке.
■ ксенофобия в Старом
Свете всегда была традиционным явлением. Появилась она вместе с христианством,
изрядно раздувалась Католической Церковью, потом целым рядом европейских (в
первую очередь, немецких) философов и, в результате, закончилась появлением
нацизма в середине прогрессивного ХХ века;
■ эмиграция и
толерантность по отношению к ней никогда не входили в систему приоритетов
европейца. Там не принято было селить у себя большие колонии чужаков. И сами
европейцы предпочитали уезжать за моря, а не селится в соседней стране.
Исключение составляет, пожалуй, только православный мир. Положение изменилось
после Второй мировой войны, когда Европа потеряла десятки миллионов жителей и
была вынуждена отстраиваться буквально с нуля, а потому остро нуждалась в
большом количестве рабочих рук. Таким образом, эмигрантов приглашали к себе
далеко не от хорошей жизни;
■ привилегии бывших
колоний. В конце 60-х годов после массового освобождения колониальных народов в
ряде европейских государств (бывших метрополий) были приняты законы, дающие
привилегированные возможности для жителей бывших колоний для получения вида на
жительство. Делалось это для сохранения политических и экономических связей. В
результате, во Францию хлынул поток алжирцев и тунисцев, в Великобританию –
пакистанцев и бангладешцев, в Италию – ливийцев и сомалийцев, в Голландию –
индонезийцев, в Испанию – марроканцев. Законы о воссоединении семей позволяли
каждому родившемуся на территории европейской страны и автоматически
получившему ее гражданство привести туда всех своих родственников – хоть сотню,
хоть две сотни;
■ Европа
географически ближе к мусульманскому Востоку, чем США. Поэтому эмигранты в
первую очередь ехали именно туда. Естественно, вскоре их количество превысило
допустимые в глазах местного населения пределы.
Во многих европейских
странах у руля долгое время находились либеральные или даже социалистические
партии, которые всячески продвигали идеи мультикультурализма и создание новой
Европы, как единого дома для всех.
В Европе, в отличие
от США, очень больно «давали по рукам» представителям прессы, которые пытались
заострить проблемы, связанные с эмиграцией. В результате, вопрос замалчивался и
уходил в низы, то есть на улицы.
Мусульманские общины в Европе
Как отмечают аналитики «Биржевого Лидера», в странах
Евросоюза проживает сегодня 15 миллионов мусульман. Людей, исповедующих ислам,
в европейских государствах насчитывается примерно столько: Нидерланды – 10%,
Франция – 6-7%, Германия и Швейцария – по 5%, Великобритания – 3%. Это в
среднем по стране. Однако, если говорить о возрастных группах, то ситуация
выглядит несколько иначе. Так, например, в Германии - среди детей до 15 лет
доля мусульман достигает уже 22%. Это значит, что в немецких школах практически
каждый четвертый – мусульманин.
■ основные претензии
европейцев к мусульманам:
1. Тунеядство. Якобы, приезжие и их потомки совсем не хотят
работать.
2. Пренебрежение местными традициями и культурой. Пение
муэдзина по утрам, массовые молитвы на центральных улицах городов, хиджабы и
даже паранджи, строительство мечетей, нежелание учить местный язык и т.д.
■ основные претензии
мусульман к европейцам:
1. Дискриминация при приеме на работу. В Великобритании,
например, уровень безработицы пакистанцев и бангладешцев равен 20% (среди
остальных эмигрантов – 11%, по стране – 6%); В Германии – 21% (по стране – 8%),
во Франции – 22%, по стране – 13%.
2. Дискриминация при получении образования. В Германии около
70% мусульман не продолжают учебу после получения среднего или начального
образования. В среднем по стране этот показатель – 25%.
3. Дискриминация в учебных заведениях и общественных местах.
Запрет на ношение хиджабов в школах и вузах Франции, ограничение на проведение
культовых обрядов и т.д.
■ исламофобия среди
европейских христиан. Что интересно, признаки исламофобии отчетливо
прослеживаются как в католических, так и в протестантских государствах.
Достаточно вспомнить речь Папы Римского Бенедикта XVI, произнесенную в 2006
году в немецком городе Регенсбург. Глава католиков критически высказался в адрес
ислама, вызвав бурю восторгов у своей паствы и гнев у мусульман. Или же можно
привести пример успехов правых политических партий в Голландии, Австрии,
Венгрии, Ирландии, Германии, запрет на ношение хиджабов во Франции, на
строительство минаретов в Швейцарии и т.д.
Отдельно стоит
вспомнить карикатурный скандал в Дании или теракты, совершенные Брейвиком в
Норвегии. Среди православных какой-то ярко выраженной исламофобии не
проявляется, разве что только в виде составного элемента привычной ксенофобии.
Сербы, конечно, недолюбливают албанцев и боснийцев, болгары – турок, русские –
жителей Северного Кавказа. Но каких-либо общественных настроений, направленных
конкретно против мусульманской религии и ее обрядов, там не прослеживается.
Кому может быть выгодно разжигание исламофобии?
Отдельно стоит
вспомнить карикатурный скандал в Дании или теракты, совершенные Брейвиком в
Норвегии. Среди православных какой-то ярко выраженной исламофобии не
проявляется, разве что только в виде составного элемента привычной ксенофобии.
Сербы, конечно, недолюбливают албанцев и боснийцев, болгары – турок, русские –
жителей Северного Кавказа. Но каких-либо общественных настроений, направленных
конкретно против мусульманской религии и ее обрядов там не прослеживается:
1. Правящим элитам, которые хотят социальный конфликт
перевести в национальный. Отвлечь собственный народ от насущных проблем
(обеднение, безработица, конкуренция) и перевести возмущение в иное русло.
Проще говоря, придумать внутреннего врага или пугало. Долгое время с этой целью
использовался антисемитизм, теперь ему на смену пришла исламофобия.
2. Националистическим партиям и движениям. Которые получают
возможность громко заявить о себе и даже выйти на самый высокий политический
уровень.
3. Неким внешним силам:
- США выгодна
исламофобия в Европе, России и Китае, поскольку эти страны будут поддерживать
ее действия в Ираке, Афганистане, Иране и на Ближнем Востоке.
- Китаю выгодна
исламофобия в других странах, которые, возможно, не станут резко осуждать его
жесткие меры по отношению к мусульманским (уйгурским) сепаратистам.
- России – по той же
причине, только сепаратисты на Северном Кавказе.
- Израилю – это
жизненно необходимо, поскольку привлекает к нему симпатии европейской,
американской и другой общественности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий