Инвестиционная привлекательность авторынка значительно
пострадала с приходом второй волны мирового кризиса. Кто-то выводит
производство, кто-то инвестиции. А многие инвесторы задумываются над вопросом
перепрофилирования инвестиций из одной отрасли в другую. Так, может ли быть
французский автопром, тем индикатором куда можно и нужно вкладывать средства?
Увы, но старое
правило трех FFF – "не покупайте машины Ford, Fiat и французов" – в
массовом сознании до сих пор весьма устойчиво. Действительно, французские
автомобили Renault, Peugeot и Citroen не относятся к особо востребованным в
мире, их редко увидишь на почетных местах в разнообразных автомобильных
рейтингах, зато они часто являются предметом обидных насмешек и упреков.
В связи с французскими брендами авто обычно указывают на:
- "знаменитое
французское качество", мол, они не отличаются отменной надежностью, к тому
же очень дороги в обслуживании;
- низкую ликвидность
на вторичном рынке;
- особые автоканоны и
нормы местного автомобилестроения. Французы ведь все и всегда делают по-своему,
в том числе и автомобили. Они не особо любят приспосабливаться к миру,
предпочитая больше, чтобы мир подстраивался к ним. Причем самооценка у них
такова, что начинает казаться, что лидером европейского автопрома являются
вовсе не немцы, а французы;
- "женская"
машина, якобы это для слабой половины человечества красивый внешний вид и
французская "фамилия" авто – самое главное при его выборе. Это во
французской машине женщина за рулем, что звезда в небе: ты ее видишь, а она
тебя – нет. Мол, не хватает им брутальности и "крутизны" немецкого и
японского автопрома. И вообще, можете ли вы вообразить дородного и довольного
немецкого бюргера за рулем Renault?
Ужас, французские
машины даже не угоняют. Короче говоря, "французы" сегодня не
престижны, они не в моде. Ох уж эта мода. А ведь великая француженка Коко Шанель
предупреждала, "мода – это то, что выходит из моды".
Между тем Франция
является 2-й автомобильной державой Европы, в мире достаточно ценителей
произведений французского автопрома:
- французские
автогиганты являются одними из самых старых и популярных компаний мира. К
примеру, Peugeot – старейшая европейская марка (более 120 лет с начала выпуска
первых автомобилей);
- еще недавно доля
Renault в мировом автомобилестроении составляла порядка 5%, а Peugeot Citroen –
4%. Peugeot является 4-ой маркой автомобилей в Европе;
- их ни с кем не
спутаешь. Французы всегда делали красивые, оригинальные автомобили, автомобили
с шармом. Конечно, сегодня многие страны делают динамичные, комфортные,
изысканные, недорогие машины, но только у французов получается все это
органично и гармонично сочетать. Пожалуй, им нет равных в дизайне. Куда до них
японцам, корейцам и всяким американцам;
- что касается
рейтингов, то совсем недавно опубликован список финалистов автомобильного
"оскара" Car of the Year. Так вот среди лучших 7 серийных моделей,
выпущенных уже в этом году, находится Citroen DS5. В России, к примеру, чтобы
купить Renault Sandero/Sandero Stepway, в очереди придется томиться не один
месяц. Кстати, год назад на долю Peugeot/Citroen и Renault приходилось 8% российского
рынка.
Так что, не пора ли пересмотреть отношение к французскому
автопрому? Ждет ли нас триумфальное шествие французских авто? Каково
самочувствие французских "красавиц"? Аналитики Академии Forex и
биржевой торговли Masterforex-V попытались определиться с инвестиционной
привлекательностью самых заметных и знаменитых французских автопроизводителей –
Renault и Peugeot Citroen (им принадлежит более чем 90% всего производства авто
в стране, именно эти марки представляют французский автопром в мире).
Как продаются
французские "красавицы" в мире
Как известно, объемы
продаж – важный индикатор для рынка и для акций любой компании. Разберемся, как
с этим обстояло дело в 2011 году у PSA Peugeot Citroen и Renault SA?
PSA Peugeot Citroen – крупнейшая автомобильная компания
Франции и 2-я по размерам автокорпорация Европы (18,8% европейского рынка
легких коммерческих автомобилей). Количество сотрудников автогигантов
насчитывает 186 тысяч.
Мировой объем продаж
автомобилей Peugeot Citroen в 2011 году сократился на 1,5%, составив немногим
более 3,5 миллиона машин. Продавались они в разных концах света по-разному.
Продажи выросли в Латинской Америке (+10,6%), Китае (+7,6%), России (+34,8%).
Кстати, доля рынка Peugeot Citroen в России составила 2,7%. Зато в Европе они
упали на 6,1%. Эта компания более других пострадала от снижения европейского
авторынка. Продажи концерна за пределами Европы составили 42% против 39% в 2010
году:
■ Peugeot. В 2011
году было продано чуть более 2,1 миллиона авто, то есть Peugeot вплотную
подошла к своему историческому рекорду 2010 году (2,142 млн.).
Продажи за пределами
Европы составили 48%, что на 3% выше, чем в 2010 году. На российском рынке они
выросли на 24% (доля рынка – 1,7%). Зато на родном французском рынке Peugeot
ожидало горькое падение на 23,4%;
■ Citroen. Всего в
мире в прошлом году эта марка продала более 1,4 автомобилей (-1,65%). Как и
Peugeot, компания нарастила долю продаж за пределами Европы – 33% продаж, что
на 3% больше 2010 года. Благодаря странам Центральной и Восточной Европы
Citroen удержала 6-е место в 30 странах Европы. Прошедший год стал довольно
успешным для нее на российском рынке – рост продаж составил 59% (самым
популярным оказался Citroen C4). К тому же Citroen оказался единственной
французской маркой, которая показала рост продаж на родном рынке (доля рынка
составила 15,2%);
■ Renault SA.
Является одним из крупнейших автопроизводителей Европы, остается 2-й маркой на
европейском рынке среди производителей легковых автомобилей и лидирует в
сегменте коммерческого транспорта (8,6% рынка). Компания представлена в 118
странах, а число ее сотрудников превышает 122 тысячи человек.
Мировые продажи
компании в 2011 году составили более 2,7 миллионов автомобилей (+3,6%). Однако
в Европе продажи Renault упали на 5,7%, не удержались они и на французском
рынке (-13,8%). Где выросли продажи, так это за пределами Европы (+19,2%), они
составили 43% от общего их объема. Рекордные продажи Renault показала Россия
(+60%), что превратило ее рынок в самый быстрорастущий для компании, рыночная
доля выросла здесь до 5,8% (+0,7%). По итогам года РФ стала 4-м рынком для
Renault (10-е место годом ранее).
Сколько стоят французские "красавицы"
PSA Peugeot Citroen. Финансовые показатели компании в 2011
году существенно ухудшились:
- чистая прибыль
рухнула, по-другому не скажешь, почти вдвое – на 48,2%, с €1,13 млрд. до 588
млн. евро;
- прибыль в пересчете
на одну обыкновенную акцию существенно уменьшилась – до €2,65 (в прошлом году –
€5);
- выручка увеличилась
на 6,9% – почти до €60 млрд. против €56,6 млрд. годом ранее;
- операционный доход
составил €898 млрд. (-48,3%), то есть почти в 2-а раза меньше, чем в 2010 году.
В связи с такими безрадостными годовыми итогами компания готовится продать
активы на €1,5 млрд.
На графике акций
Peugeot SA (ADR) цена акций торгуется во флете волны А/В старшего волнового
уровня 15,00-21,58 - отмечают эксперты факультета изучения торговой системы
Мasterforex-V - после мощного снижения с июля месяца 2011 года. В случае
пробития верхней границы флета - 21,58 - сформируется бычий ФЗР уровня
Daily/Weekly и следующим важным сопротивлением выступит пивот МФ 25,47. В
случае пробития нижней границы флета - начнет свое формирование медвежья волна
С старшего волнового уровня.
Renault SA. Концерн по итогам 2011 года зафиксировал:
- падение чистой
прибыли на 39%, до €2,14 млрд. с €3,49 млрд. в 2010 году;
- увеличение
операционной прибыли до €1,24 млрд. с €635 млн. годом ранее;
- рост выручки до
€42,63 млрд. (+ 9,4%). Ожидается, что по итогам прошлого года Renault выплатит
дивиденды в размере €1,16 на акцию.
На графике акций
Renault SA формируется бычья волна С уровня Daily/Weekly. Ближайшим важным
сопротивлением для данного бычьего движения является пивот МФ 41,585. Говорить
о развороте тренда можно будет только лишь после пробития пивота МФ, наклонного
канала МФ с последующим ФЗР (см.график).
Сердце "красавицы" склонно к… проблемам
Как считают эксперты
Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, в 2012 году французских
автопроизводителей ждет продолжение трудностей и проблем, в основе чего лежат
как объективные причины, так и родовые травмы самого местного автопрома.
Чтобы избежать
сложностей и угроз на рынках акций, инвесторам стоило бы обратить внимание на
узкие места продукции автогигантов Франции. Отметим среди них основные:
- ненадежность
французских авто. К примеру, статистика техосмотров в Германии (отчет TUV-2011)
свидетельствует, что если у Toyota выявляется 3% дефектов на 100 машин, то у
того же Peugeot – 11%. То есть, если повезет с машиной, то не будете знать горя
вовек, но если достанется брак, то СТО станет вашим вторым домом. Главные
претензии обычно предъявляют к электронике, особенно это характерно для
Peugeot, не любит он бездорожья и сильных морозов, зато имеется чрезмерная
любовь к маслу. Что касается Renault, то его особенностью является разрушение
всей электронной системы при возникновении даже небольшой неполадки.
Французские машины буквально напичканы чувствительной электроникой, которая в
суровых условиях довольно быстро выходит из строя;
- дорогое
обслуживание. Оно настолько дорогое и сложное, что еще недавно во многих
техцентрах США под вывеской "Ремонтируем машины всех марок"
дописывали "Кроме Renualt, Peugeot и Citroen". Дело в том, что для
устранения в них даже простейшей поломки, может потребоваться разобрать чуть ли
не полмашины. Причем, устройство, к примеру, Citroen таково, что даже замена
аккумулятора или перегоревшей лампы в фаре может быть выполнены только в
сервисном центре;
- спорный дизайн. Далеко
не всем по вкусу вычурность дизайна некоторых моделей;
- ценовая политика. К
примеру, стоимость базового Peugeot 508 в Европе пойдет от €26 тыс., а версия
GT обойдется как минимум в €38 тыс. Однако сегодня на рынке достаточно машин
сравнимого качества, которые продаются по более низким ценам, взять хотя бы
корейские машины. Правда, по данным журнала "РБК", начальная
стоимость Peugeot 508 в России составит порядка 900 тыс. рублей. Впрочем, у
каждой компании и в каждом классе есть как автомобили-лидеры, так и аутсайдеры.
В чем же основные
причины финансовых проблем и производственных неудач французских автоконцернов?
Отметим только некоторые из них:
■ производственные
потери, связанные с перебоями поставок комплектующих, к примеру, для тех же
дизельных двигателей, из Японии. Землетрясение и цунами в "стране
восходящего солнца" привело к тому, что Peugeot Citroen пришлось временно
сократить производство на 50-60% на своих заводах во Франции, Испании и
Словакии. По той же причине Renault снизил производство в Южной Корее на
15-20%. Однако – глобализация в действии, или, другими словами, за что боролись
на то и напоролись;
■ нестабильность
европейского и французского рынка. Сегодня уже понятно, что из-за долгового
кризиса в этом году европейский автомобильный рынок, особенно
западноевропейский, ожидают трудные времена – снижение спроса в среднем на
5,3%. Между тем именно на европейский автомобильный рынок приходится основная
часть продаж Peugeot Citroen. Беспокоит и внутренний рынок. Так, продажи французских
автомобилей в январе этого года дома упали на 20%. Как говорят эксперты, это
еще не развод, но любовь между французами и их машинами, длящаяся вот уже
пятьдесят лет, серьезно пострадала. Между тем, на национальные бренды
приходится более 56% авторынка Франции;
■
монополизированность автомобильной отрасли во Франции. Напомним еще раз, три
компании – Renault, Peugeot и Citroen – обеспечивают более чем 90% общего
производства авто страны. Вот эта неплохая позиция и приличные продажи и
усыпили бдительность французских автомагнатов. Плюс ментальные особенности
французов с их чувством самодостаточности, ощущением своей особости, для
француза ничто так не важно, как быть истинным французом всегда, везде и во
всем. Вот и не заметили, как отстали по части новейших технологий, отступив в
конкурентной борьбе. Из-за чего нынешние проблемы той же Peugeot на европейском
рынке? Из-за усиления ценовой конкуренции и отсутствия обновлений по ряду
моделей;
■ значительная
конкуренция в сегменте. К примеру, в Европе сегодня явный переизбыток
производственных мощностей на рынке бюджетных автомобилей. Но именно в этом
сегменте зачастую работает Peugeot. Помимо всего прочего, этот рынок отличается
еще и низкой рентабельностью;
■ высокая стоимость
продукции. Хорошо известно, что французские авто в среднем стоят несколько
дороже, чем автомобили, собранные, к примеру, в Восточной Европе (Беларусь,
Украина, Польша, Молдова, Чехия). Эта разница объясняется несколькими
причинами:
- дорожает сырье, а
значит, увеличиваются издержки. Только из-за роста цен на сырье в прошлом году
Peugeot Citroen потеряла €700 миллионов. А французы, надо отдать им должное,
все-таки стараются работать с сырьем отменного качества;
- высокая зарплата
работников автогигантов. Недавно Всемирный банк заявил, что страны вроде
Франции слишком завышают стоимость рабочей силы, и это на фоне сокращения
рабочего времени и слишком длинных отпусков – 8 недель;
- значительные
налоги. Налоговая нагрузка во Франции считается одной из самых высоких в
Европе. К тому же на социальные нужды населения здесь расходуется примерно 30%
ВВП и пр.
В итоге в условиях
растущей международной конкуренции все это лишь усилило отставание французских
автопроизводителей.
Сердце
"красавицы" склонно и к переменам
Понятно, что компании
не собираются сдаваться перед лицом этих неблагоприятных трендов. По мнению
журналистов «Биржевого Лидера», и Peugeot Citroen, и Renault полны решимости
противостоять трудностям и проблемам. Обе компании имеют масштабные программы
своего развития. Среди главных их направлений отметим следующие:
- снижение
производственных расходов. Это касается многого, например, сокращения рабочих
мест (Peugeot Citroen уже объявил о намерении сократить почти 7 тысяч
сотрудников). Или снижения закупочных цен. В связи с этим Peugeot Citroеn взял
курс на сокращение количества ключевых поставщиков до 13, желая договориться с
ними о существенном снижении цен на сырье взамен больших объемов. Компания,
пытается сократить долги, объявила о продаже активов, включая Gefco. Peugeot
Citroеn не исключает даже продажи контрольного пакета акций, при этом оставшись
"стратегическим акционером";
-
перепозиционирование брендов в более высокий сегмент, что должно сделать
компании менее зависимыми от колебаний цен на сырье и позволить получать более
высокую маржу. 2011 год показал, что продажи автомобилей премиум-класса в мире
растут особенно быстрыми темпами, они выросли на целых 40%. Поэтому Peugeot
Citroеn делает ставку на Peugeot RCZ и 508, Citroеn DS и др. Уже сегодня доходы
компании от продажи машин премиум-сегмента составляют 17%;
- создание
сверхбюджетных машин. Корпорации исходят из того, что на мировом автомобильном
рынке достаточно как людей с ограниченными финансовыми возможностями, так и
тех, для кого современные автомобили слишком сложны в управлении. Renault, как
известно, принадлежит бренд Dacia, теперь компания взялась за создание
ультрабюджетного автомобиля, стоимость которого может составить около €3 тысяч.
Понятно, что продавать это авто компания собирается не в Европе или Северной
Америке, а в Латинской Америке, Индии и Африке. Кстати, недавно Renault открыл предприятие
в Марокко, где будет собираться малобюджетный минивен Dacia Lodgy. О намерении
выпускать дешевые автомобили для развивающихся стран заявила и Peugeot Citroеn.
Есть сведения, что Peugeot может возродить небольшой автомобиль Talbot,
стоимостью за €9 тыс.;
- развитие инноваций.
Уже сегодня 15% всех средств, выделяемых во Франции на научные исследования,
идет на автомобилестроение. В том числе и это позволяет французским компаниям
серьезно работать над гибридными технологиями. К примеру, Peugeot Citroеn
первой создала дизель-гибридный автомобиль. Peugeot вообще является пионером в
секторе электромобилей;
- экологичность.
Французские автогиганты активно работают над сокращением объема двигателей
внутреннего сгорания, гибридизацией дизельных двигателей. Например, средний
уровень выбросов для Peugeot уже составляет 129 г/км против 131,6 г/км в 2010
году, это при том что в ЕС задача снижения его до 130 г/км определена к 2015
году. Чтобы превзойти конкурентов в области самых современных экологически
чистых технологий, компания собирается выпустить три полногибридные дизельные
модели с технологией Hybrid4;
- переориентация на
новые рынки. Поставлена задача – выйти за пределы Европы, что должно снизить
зависимость компаний от стагнирующего внутреннего рынка и нестабильного
европейского. Чтобы в полной мере оценить это решение, следовало бы напомнить,
что нигде в мире не любят свой автопром так, как во Франции, и что французы,
как истинные патриоты, долго отдавали предпочтение своим и только своим авто –
Peugeot, Renault и Citroen. И вот теперь глава PSA Peugeot Citroеn Филипп Варен
заявляет о готовности стать глобальной компанией. Peugeot Citroen обещает
довести долю продаж за пределами Европы до 50% в 2015 году и до ⅔ в 2020 году.
Особое внимание, конечно, к Китаю. О том, какое значение уделяют этой стране в
компании говорит хотя бы тот факт, что один из пяти членов совета директоров
Peugeot Citroеn теперь базируется в Шанхае. Другим важным направлением является
Индия, считается, что в 2020 году она займет третье место среди мировых
автомобильных рынков. Пока же в Индии на тысячу жителей приходится всего 30
авто, тогда как, к примеру, в США – 800 машин. Вот и торопится Peugeot
построить завод в Индии, обещая выпустить первый автомобиль с его конвейера уже
в 2014 году. Французские компании активно продвигаются и на российском рынке.
Peugeot Citroen уже открыл собственное производство под Калугой. Правда,
производство автомобилей в России оказалось для компании несколько дороже, чем
в других странах. Свою роль сыграли "генерал Мороз" и "генерал
Расстояние". Слишком много средств уходит на транспортировку и
коммунальные платежи, шутка ли, завод надо отапливать по 8 месяцев в году.
В общем, сегодня
Peugeot Citroen для дальнейшего продвижения ищет российского партнера. У
Renault в России есть совместное предприятие с правительством Москвы
"Автофрамос", кроме того компания имеет блокирующий пакет акций в
"АвтоВАЗ". Собственно, и этим можно объяснить, почему тройку самых
продаваемых автомобилей в России в январе 2012 года замкнула Renault.
Надо признать, что
французские авто пользуются достаточной популярностью в мире, они:
- красивы и
элегантны. Сделать машину такой вовсе не простое дело. К примеру, Peugeot
Citroen, по словам Филиппа Варена, имеет фантастические команды дизайнеров. Не
случайно говорится, что красота не терпит дилетантства;
- достаточно надежны.
Эксперты отмечают французские дизельные двигатели, которые имеют, пожалуй,
самый большой ресурс среди конкурентов (1,2 млн. км.), особо устойчивые
подвески Citroen. Вообще, многие узлы и агрегаты на французских авто имеют куда
больший ресурс, чем даже японские. Ну, и, наконец, кто же не слышал о
"вечных" кузовах Citroen или Renault, наверное, самых противостойких
к коррозии среди всех автомобилей;
- комфортные. В
качестве примера можно вспомнить стильный и комфортный седан бизнес-класса
Peugeot 508 с салоном из качественной кожи и дорогого пластика, с внушительным
списком доступных опций и приятных мелочей, четырехзонным климат-контролем,
превосходной акустикой, навигацией и т.д. В такой машине даже длительная
поездка не вызовет усталости.
В общем, в своей
ценовой категории французские машины можно признать одними из лучших.
Автомобили ведь как люди, кто-то с именем, а кто-то с родословной. Французские
машины – и с именем, и с родословной. Поэтому, несмотря на все проблемы, цена
бумаг PSA Peugeot Citroen и Renault в этом году растет. Ведь как говорил
великий француз Мольер, "красавица все может себе позволить, красавице все
можно простить".
Комментариев нет:
Отправить комментарий