Температура Украинско-Российских отношений опять подымается
перед осеннее-зимним сезоном. Украинская газо-транспортная система, которой
Киев так гордился и часто использовал в качестве средства давления на Россию и
ЕС, как то в одночасье утратила всю свою ценность и значение. А причиной тому
стал запуск 6 сентября нынешнего года первой нитки российско-германского
морского газопровода "Северный поток".
Как сообщает
«Биржевой Лидер», пока что в трубу, проходящую по дну Балтийского моря, был
запущен только так называемый "технологический газ", который должен
ее заполнить до определенного давления, а в октябре уже ожидается полноценная
транспортировка «голубого топлива» европейским потребителям. Таким образом,
«Газпром», как основной поставщик российского газа в Европу выполнил свое обещание
и провел новые пути для транспортировки газа в обход Украины.
Инвесторам: что известно о «Северном потоке»?
Газопровод пройдёт по
морскому дну через акваторию Балтийского моря от бухты Портовая, что в районе
российского города Выборг, до германского побережья, а именно до города
Грайфсвальд:
1. Протяженность. Общая длина новой транспортной системы
составляет около 1,2 тыс. км.
2. Стоимость. По словам вице-премьера РФ Игоря Сечина,
стоимость газопровода " Nord Stream " составляет 8,8 млрд. евро.
3. Вторая нитка. Пока запущена первая нитка газопровода, но
активно строится и вторая, запуск которой позволит увеличить пропускную
способность «Северного потока» до 55 млрд. куб м. Уже проложено более 650 км . этого пути, а запуск
планируется осуществить в следующем году.
4. Совладельцы. Новой магистралью на паях владеют компании:
Nord Stream AG - ОАО "Газпром" (51%), BASF SE/Wintershall Holding
GmbH и E.ON Ruhrgas AG (по 15,5%), голландская N.V. Nederlandse Gasunie и
французская GDF Suez S.A. (по 9%).
5. Главная цель постройки. Дорогостоящий проект «Северный
поток» задумывался и был осуществлен как альтернатива газо-транспортной системе
независимой Украины – до недавнего главного транзитера российского газа в
Европу. Украинско-российские отношения, которые за последние шесть лет
сопровождались минимум тремя «газовыми войнами» очень беспокоили европейских
потребителей российских энергоносителей.
В результате
российское правительство и «Газпром» были вынуждены пойти на убытки с целью
диверсификации в сфере экспорта «голубого топлива». «Северный поток», так же
как и «Южный поток» (который еще строится), в будущем должен полностью заменить
газо-транспортную систему Украины и стать основным путем поставок российского
газа в Старый Свет. Именно поэтому магистраль предназначена, главным образом,
для переноса потоков с уже действующих маршрутов. Украинских транзитеров
постепенно хотят лишить всех преимуществ: даже для Чехии и Словакии российский
газ вопреки элементарной географии и здравому смыслу планируется транспортировать
через Германию.
Расчеты россиян:
1. «Избавиться от диктата стран-транзитеров». Именно так
премьер-министр РФ Владимир Путин охарактеризовал основную цель строительства и
запуска «Северного потока». "Как у любой транзитной страны, всегда есть
искушение попользоваться своим транзитным положением. Теперь этот эксклюзив
исчезает", - подытожил российский премьер после того, как лично запустил
первую линию" Nord Stream ".
2. Теперь развязаны руки. С сентября нынешнего года Москва
может разговаривать с Киевом жестче, чем когда-либо, поскольку из рук украинцев
удалось выбить последний козырь – транспортировку российского газа в Европу.
Теперь можно сколько угодно повышать цену газа для Украины, объясняя ее якобы
условиями рынка, давить на ее руководство с целью добиться слияния «Нафтогаза»
с «Газпромом» или вступления Украины в Таможенный союз, обещая в награду
снижение цены на желанное «голубое топливо».
3. Украину лишат газа. Уже построенная первая нитка "
Nord Stream " способна обеспечить транспортировку около 20 миллиардов
кубометров газаиз России в Европу в год. Это практически столько же, сколько
ежегодно перекачивалось через украинскую ГТС.
4. Украину лишат денег. По мнению генерального директора
Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константина Симонова,
введение в эксплуатацию «Северного потока» приведет к недополучению Украиной
потенциальной прибыли в размере 770 млн. долл. в год.
Аналитики компании
"Форекс-тренд" (входит в ТОП мирового рейтинга брокеров форексАкадемии Masterforex-V), обращают внимание на основные плюсы газо-транспортной
системы Украины:
1. Объемы прокачки снизятся незначительно. На это надеется
министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. Согласно
приведенным им расчетам, запуск «Северного потока» не сможет радикальным
образом повлиять на работу ГТС Украины. "Сегодня мы транзитируем больше,
чем в прошлом году, с учётом увеличения потребления газа в Европе мы
рассчитываем, что у нас если уменьшится объём транзита, то незначительно",
- заявил министр. Действительно, за 8 месяцев 2011 г . объем транзита
российского газа в Европу через Украину вырос на 13,76%, достигнув отметки 70
млрд. 43 млн. куб. м. Эти цифры на целых 13,24% превышают показатели 2010 г .
2. Украина рекламирует свою ГТС. Украинская сторона
настаивает на уникальности своей газо-транспортной системы. Ее особенность
заключается в наличии крупных подземных хранилищ, расположенных около западной
границы. Именно этот фактор обеспечивает абсолютно стабильные поставки газа в
страны Западной Европы при любых обстоятельствах. Чего нельзя сказать про
обходные газопроводы - "Северный поток" и "Южный поток".
Они проложены по дну моря, вследствие чего их функционирование может быть
связано с многочисленными и не всегда изученными рисками. Стоит ли менять
надежный канал поставок газа на новаторский и непроверенный ради какой-то
эфемерной политической выгоды?
3. Киев призывает к модернизации ГТС. Как выход для Украины
видится модернизация газо-транспортной системы, принять участие в которой
приглашаются все, в том числе и российский «Газпром». И президент страны Виктор
Янукович, и премьер Николай Азаров призывали западных инвесторов принять
участие в этом процессе. В декабре 2010 г . Украина начала модернизировать ГТС
собственными силами. В 2011 г .
в обновление планируется вложить 3,1 млрд. грн. Средства пойдут на модернизацию
магистральных газопроводов и станций, на реконструкцию компрессорных станций, а
также на усовершенствование подземных газохранилищ.
4. Украина угрожает демонтировать свою ГТС. Как крайний
способ убеждения официальный Киев использует скрытые угрозы, обещая частично
демонтировать свою газо-транспортную систему в случае ее невостребованности.
Как сказал журналистам пресс-секретарь премьер-министра Украины Виталий
Лукьяненко: «Россия строит обходные трубопроводы вокруг Украины. Украина хочет
получить ясный ответ, рассчитывает ли в дальнейшем РФ использовать украинскую
ГТС. Если не собирается использовать, то ее содержание для Украины
нерентабельно». В случае незаинтересованности сторон в использовании украинской
ГТС, она может быть либо частично демонтирована, либо использоваться другим
образом.
Что представляет из себя украинская ГТС? Газотранспортная
система Украины включает в себя 37,5 тыс. км газопроводов, 71 компрессорную
станцию и 13 подземных хранилищ газа с общим активным объемом газа 32 млрд.
куб. м. Пропускная способность системы на входе - 288 млрд куб. м газа в год,
на выходе - 175 млрд. куб. м, в том числе в страны Евросоюза - 141 млрд куб. м.
По словам экс-премьера страны Юлии Тимошенко, стоимость газотранспортной
системы Украины может составить 150 млрд. долл.(!) И вся эта «махина» в
ближайшее время рискует остаться не у дел.
Какое влияние "газовый спор" окажет на курс
гривны?
По мнению экспертов
факультета детального изучения торговой системы Masterforex-V "газовый
спор" Украины и РФ не окажет существенного влияние на курс гривны. Курс
гривны находится в средне-долгосрочном нисходящем тренде. Ближайшим уровнем
поддержки для нисходящего тренда выступит пивот MF в области 10,70, пробитие и
закрепление за которым продолжит нисходящее движение. Пробитие же пивота MF и
наклонного канала MF, защищающих данное медвежье движение укажет на
формирование бычьей волны старшего волнового уровня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий