среда, 7 сентября 2011 г.

Россия и Узбекистан: новый виток напряженных отношений.



Внешняя политика российского руководства в последнее время не находит поддержки среди населения стран-соседей. Так, согласно последнему опросу, проведенному американским центром по изучению общественного мнения Gallup, около 81 % населения Узбекистана поддерживает политику нынешней российской власти, 4% не поддерживают и 15% не определились в своем мнении по этому поводу.

 Такой специфический опрос был проведен в странах СНГ, очевидно, с целью выявить, в какой из них народ наиболее дружелюбно воспринимает Россию. Как оказалось, более всех остальных северной соседке симпатизируют в Таджикистане (94%), потом в Кыргызстана (84%), в Узбекистане (81%) и в Армении (75%). Рекордсменом по количеству недовольных политикой Кремля остается Грузия.

 Сейчас, во время встречи глав Содружества в Душанбе, очень многие эксперты утверждают, что внутри СНГ накопилось великое множество трудноразрешимых противоречий, а у России наметились довольно серьезные проблемы в Средней Азии. Аналитики финансового портала «Биржевой Лидер» задались вопросом, в каком состоянии на сегодняшний день находятся взаимоотношения Москвы с крупнейшим государством региона – Узбекистаном – и в чем страна привлекательна для инвесторов?

Основные этапы непростого политического сотрудничества

 Эксперты Академии форекс и биржевой торговли Академии Masterforex-V отмечают, что в течение 90-х годов Узбекистан пытался выстраивать свои внешнеполитические отношения на прагматичной основе. Разумеется, одним из основных политических партнеров страны считалась Россия.

 В мае 1992 года в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности, а также Договор об основах межгосударственных отношений, дружбе и сотрудничестве между РФ и Республикой Узбекистан.

 В 1994 году удалось подписать еще ряд важнейших двусторонних документов, среди которых Соглашение о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности и Соглашение о принципах взаимного технического и материального обеспечения вооруженных сил. Однако в это же время Узбекистан позаимствовал у Турции ее экономическую и образовательную модель:
 1. Западный крен. Уже в середине 90-х годов Ташкент откровенно начал склоняться в сторону Запада, постепенно отдаляясь от России и СНГ. Так в 1996 году товарооборот между США и Узбекистаном уже составлял 717 млн. долл., увеличившись за один год ровно в 16 раз. В 1999 году Узбекистан вышел из Договора о коллективной безопасности. В 2000 году он проигнорировал создание ЕврАзЭС. После начала контртеррористической операции США в Афганистане одним из первых предложил американцам свою территорию для создания военной базы. Так в 2001 году в городе Ханабаде начала функционировать база военно-воздушных сил США, а в Термезе появилась немецкая база. Позднее Узбекистан присоединился к антироссийскому содружеству ГУУАМ. Москву, безусловно, задевало столь вызывающее поведение бывшей советской республики, но она на тот момент не могла серьезно влиять на события.
 2. Конец дружбе. Резкая смена внешней политики суверенного Узбекистана связана с событиями 2005 года в городе Андижан. Тогда имели место массовые протесты, которые власть жестоко подавила. Запад, несмотря на то, что оппозиция выступала под исламистскими лозунгами, не просто резко осудил политику официального Ташкента, но и ввел против страны санкции. Таким образом, практически в одночасье Узбекистан утратил все связи с США и Евросоюзом.
 3. Поворот на 180 градусов. В январе 2006 года президент Узбекистана Ислам Каримов принял решение о вхождении страны в ЕврАзЭС. Вскоре была закрыта база ВВС США в Ханабаде, а в августе того же года Узбекистан восстановил членство в ОДКБ. Ташкент вышел из ГУУАМ и денонсировал все подписанные в рамках этой организации соглашения. Отношения с Москвой были налажены в рекордно короткие сроки, лучшим свидетельством этому стал договор с Газпромом о долгосрочных поставках узбекского газа.
 4. Сдержанная позиция. Вернувшись в стан своих партнеров по СНГ, Ташкент ревниво оберегал свое право на особое мнение по многим вопросам. Он не спешил безоглядно присоединяться ко всем проектам и начинаниям. Так, Узбекистан не принял предложение России участвовать в создании Таможенного союза на основе ЕврАзЭС. В 2008 году страна вообще покинула данное сообщество, сочтя его неэффективным. Незадолго перед тем Узбекистан заблокировал подписание договора о зоне свободной торговли, категорически протестуя против отмены экспортных и импортных пошлин. В 2010 году Узбекистан вновь порушил планы России, не подписав документ о создании Коллективных сил оперативного реагирования.
 5. Вновь курс на Запад. В США и ЕС очевидно поняли, что «перегнули палку» в отношении своего среднеазиатского союзника и поспешили исправить ситуацию. В 2008 году Евросоюз принял решение отменить все санкции против Узбекистана – въезд первых лиц в Европу вновь был разрешен, равно как и поставки оружия. В конце 2009 года был принят план действий по укреплению двустороннего сотрудничества в сфере политики, безопасности, экономики и развития, а также обеспечения мира и стабильности в Афганистане. За последнее время президент Узбекистана И.Каримов провел несколько встреч с политиками из США и ЕС: в декабре 2010 года с госсекретарем США Хиллари Клинтон, а в январе 2011 – с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу, комиссаром ЕС по энергетике Гюнтером Эттингером и генсеком НАТО Андерсом Фог Расмуссеном. В первой половине 2011 года президент Узбекистана совершил целый ряд официальных визитов в азиатские страны: в Японию, Китай и Индию.

Инвесторам: коллизии экономических взаимоотношений



Аналитики компании ICM Brokers  отметили ряд достижений и проблемных вопросов во взаимоотношениях России и Узбекистана:

 • Достижения:

- узбекско-российский товарооборот постоянно растет: в первом полугодии 2009 г. он превысил 2 млрд. долл., что составляет почти пятую часть от всего узбекского товарооборота. В 2010 году торговля между странами выросла до 6,4 млрд. долл. В первом полугодии текущего года российско-узбекский товарооборот по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 572,6 млн. долл. и достиг 3 млрд. 144,4 млн. долл., что составляет 26,1% от всего товарооборота РУ. После России в этом списке идут: Швейцария (12,3%), Китай (11,1%), Украина (7,5%), Казахстан (6,9%), Республика Корея (4,7%), Афганистан (3,2%), Иран (8%), Турция (2,4%), Германия (2,3%), Таджикистан (1,2%), США (1,2%) и Франция (1,1%);
 - наиболее динамично развивается российско-узбекское взаимодействие в нефтегазовой отрасли (разведка и освоение углеводородных месторождений). В республике работают «ЛУКОЙЛ», «Газпром» и другие крупные компании. «ЛУКОЙЛ» будет участвовать в совместном предприятии по освоению газового месторождения Кандым и собирается в течение ближайших 7 лет инвестировать в данный проект порядка 5 млрд. долларов. ОАО «Газпром» принимает активное участие в разработке газоконденсатного месторождения «Шахпахты»;
 - в военно-промышленной сфере сотрудничество между Россией и Узбекистаном никогда не прекращалось. В республике работает СП «УзРосАвиа», которое занимается ремонтом вертолетов Ми-8 и Ми-24 на Чирчикском авиационном ремонтно-механическом заводе. Ташкентское авиационно-производственное объединение им. Чкалова входит в Объединенную авиастроительную корпорацию России (ОАК) на нем совместно производят самолет ИЛ-114;
 - в России живет и работает около 2 млн. граждан Узбекистана (больше, чем выходцев из Таджикистана или Кыргызстана). Мигранты ежегодно отправляют на родину более двух миллиардов долларов.

 • Проблемы:
 - Узбекистан должен России порядка 700 млн. долл. При этом выплаты проводятся нерегулярно в силу влияния разных причин, что не позволяет Москве давать стране новые кредиты;
 - очень высокие таможенные пошлины и акцизы в Узбекистане препятствуют экспортно-импортной деятельности;
 - в РУ нет представительства российских банков, что чрезвычайно затрудняет конвертацию денежных средств. Национальные банки не имеют право конвертировать выручку, поступающую в местной валюте;
 - в газовой сфере у России появились серьезные конкуренты. Ташкент уже подписал договор с Туркменистаном, Ираном, Оманом и Катаром по созданию транспортного коридора «Средняя Азия – Персидский залив»;
 - в такой важной сфере как добыча урана Россия вообще не представлена. Тут Узбекистан тесно сотрудничает с американцами, японцами, корейцами и китайцами. Китай, кстати, является самым крупным инвестором в экономику Узбекистана, намного опережая Россию.

 Таким образом хотелось бы подытожить: интересы Узбекистана неизбежно сталкиваются с интересами России, также активно «играющей» на этом геополитическом поле. Ташкент, осознанно или нет, в борьбе за влияние на такие соседние государства, как Таджикистан и Кыргызстан, вступил в пикировку не только с Москвой, но и с другими сравнительно новыми «игроками» - США и Китаем. Успешно балансировать между такими могучими силами удастся лишь очень искушенному и опытному политику.

Комментариев нет:

Отправить комментарий