Церковные иерархи разного уровня, не раз акцентировали
внимание на служении обществу. Но насколько совместимы банковский бизнес и
религия? Как может глубоко верующий человек вписаться в сложную систему
современных финансовых отношений? И как могут сосуществовать в одном
пространстве суровые законы банковского мира с не менее однозначными
религиозными запретами. Ведь Библия, положившая начало всех аврамических
религий, четко предписывает не отдавать "в рост брату твоему ни серебра,
ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост". И это наставление
повторяется несколько раз в разных книгах Ветхого Завета.
Тогда, когда писались
эти строки, еще не было банков, фондового рынка, инфляции и фьючерных сделок.
Но и сегодня многие люди предпочитают придерживаться именно тех архаических
законов, и таких желающих, как ни странно, с каждым годом становится все
больше. «Биржевой лидер» уже писал о сущности такого явления, как исламский
банкинг. Но это далеко не единственный пример попытки вести бизнес в согласии
со словом Божьим.
Православная Церковь и бизнес в России
Аналитики землячества
трейдеров и инвесторов Москвы и Центрального ФО РФ Академии форекс и биржевой
торговли Masterforex-V отмечают, что:
• в отличие от ислама
в христианстве действуют четко структурированные организации, названные Церквями.
Именно они призваны отстаивать интересы верующих, и формируют отношение
собственной паствы к тем или иным вопросам. Поэтому, если в христианском мире и
существует особый подход к ведению бизнеса, то он выражается в первую очередь в
действиях Церкви, в том числе и Православной;
• Православная
Церковь является активным участником экономической жизни во всех странах, где
она является доминирующей. Прежде всего, это касается Греции, Болгарии, Сербии,
Кипра и, конечно же, России.
• Русская
Православная Церковь (РПЦ), постоянно призывающая государство защищать ее
интересы, не только не осуждает, но и поощряет коммерческую деятельность.
Льготы на импорт алкоголя и табака, полученные РПЦ в 90-е годы от президента
Б.Ельцина, вообще стали притчей во языцех;
• На сегодняшний день
почти все структуры Русской Православной Церкви (особенно епархии и монастыри)
являются самостоятельными юридическими лицами;
• Сейчас РПЦ владеет
в России гостиницами, аптеками, издательскими домами, занимается экспортом.
• Церковь также
является учредителем и акционером некоторых коммерческих банков. Речь идет об
открытом еще в 1994 году банке "Софрино", Акционерном коммерческом
банке содействия благотворительности и духовному развитию Отечества
"Пересвет" (в совете директоров которого числится епископ Тихон, а
19,9% акций принадлежат отделу внешних церковных связей Московского
патриархата, а также Калужской и Костромской епархии). Ранее еще действовал
учрежденный Московской патриархией Международный банк храма Христа Спасителя, но
в 2008 году банк сменил название на вполне прозаическое "Банкхаус
Эрбе". Сейчас различные организации РПЦ даже не числятся среди его
клиентов. Зато их очень много (около 60) активно сотрудничает с Эргобанком,
являясь его клиентами, но не акционерами.
Как изобретают
православный банкинг?
1. Сейчас же при
патриархе Московском и всея Руси действует даже специальный экспертный совет
«Экономика и этика», призванный формулировать отношение РПЦ к экономическим
проблемам. Также в России действует Клуб православных предпринимателей,
проводятся конференции и круглые столы, посвященные ведению бизнеса в
соответствии с православными догматами.
2. Один из таких форумов состоялся 26 января
2011 года в Москве в рамках XIX Международных Рождественских чтений. Его тема звучала как «Православный банкинг и
финансовые инструменты», и собравшиеся там представители Церкви и деловых
кругов обсуждали один очень серьезный вопрос: можно ли перейти к нравственному
ведению бизнеса?
3. Это далеко не
первое собрание по данному вопросу. После того, как начала расти популярность
исламских банков, российское православное духовенство вполне сознательно
задалось целью создать нечто подобное. С благословления патриарха вот уже более
двух лет ведутся нескончаемые дискуссии по этому поводу. Все понимают, что
православный банк – это не только щедрые пожертвования на строительство храмов,
это – прежде всего целая система норм и правил.
4. Проблема
заключается в том, что в православии, в отличие от ислама, нет ограничений по
ведению финансовых дел. Поэтому их следует сначала ввести, а потом уже искусно
обходить.
5. Именно выработкой
концепции православного банкинга и занято сейчас экспертное сообщество, которое
регулярно с этой целью собирается на различные бизнес-форумы. Пока нет единого
взгляда на то, что же из себя должен представлять православный банк, поступают
совершенно различные предложения:
- православный подход
должен касаться таких сфер как механизмы возврата кредитов, а также принципы
учета рисков и целей инвестирования;
- отказ от любых
денег, не «обеспеченных трудом»;
- основным
направлением финансирования должна стать инвестиционная деятельность, причем
та, которая направлена не на рынок ценных бумаг, а на реальную деятельность
конкретных клиентов банка;
- бизнес-цели заемщика
должны совпадать с целями общественного развития, осознаваемыми православным
банком и православной общественностью.
- при этом
неубыточность банка понимается как его нравственная задача.
Это, так сказать, глобальные цели. Но в ходе многочисленных
обсуждений высказывались и сомнительные предложения и чисто практического
характера:
- например, носить
бороды всем сотрудникам-мужчинам старше 40 лет;
- выдавать по
пониженной ставке кредиты тем прихожанам, за которых ручается священник или
приход;
- создавать при
банках утвержденные Церковью советы, которые станут оценивать кредитные заявки
клиентов с точки зрения православной этики.
Выскажи свое мнение на «Биржевой Лидер»
Комментариев нет:
Отправить комментарий