понедельник, 23 мая 2011 г.

Можно ли служить и Господу, и мамоне?


Церковные иерархи разного уровня, не раз акцентировали внимание на служении обществу. Но насколько совместимы банковский бизнес и религия? Как может глубоко верующий человек вписаться в сложную систему современных финансовых отношений? И как могут сосуществовать в одном пространстве суровые законы банковского мира с не менее однозначными религиозными запретами. Ведь Библия, положившая начало всех аврамических религий, четко предписывает не отдавать "в рост брату твоему ни серебра, ни хлеба, ни чего-либо другого, что можно отдавать в рост". И это наставление повторяется несколько раз в разных книгах Ветхого Завета.

 Тогда, когда писались эти строки, еще не было банков, фондового рынка, инфляции и фьючерных сделок. Но и сегодня многие люди предпочитают придерживаться именно тех архаических законов, и таких желающих, как ни странно, с каждым годом становится все больше. «Биржевой лидер» уже писал о сущности такого явления, как исламский банкинг. Но это далеко не единственный пример попытки вести бизнес в согласии со словом Божьим.

Православная Церковь и бизнес в России

 Аналитики землячества трейдеров и инвесторов Москвы и Центрального ФО РФ Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V отмечают, что:
 • в отличие от ислама в христианстве действуют четко структурированные организации, названные Церквями. Именно они призваны отстаивать интересы верующих, и формируют отношение собственной паствы к тем или иным вопросам. Поэтому, если в христианском мире и существует особый подход к ведению бизнеса, то он выражается в первую очередь в действиях Церкви, в том числе и Православной;
 • Православная Церковь является активным участником экономической жизни во всех странах, где она является доминирующей. Прежде всего, это касается Греции, Болгарии, Сербии, Кипра и, конечно же, России.
 • Русская Православная Церковь (РПЦ), постоянно призывающая государство защищать ее интересы, не только не осуждает, но и поощряет коммерческую деятельность. Льготы на импорт алкоголя и табака, полученные РПЦ в 90-е годы от президента Б.Ельцина, вообще стали притчей во языцех;
 • На сегодняшний день почти все структуры Русской Православной Церкви (особенно епархии и монастыри) являются самостоятельными юридическими лицами;
 • Сейчас РПЦ владеет в России гостиницами, аптеками, издательскими домами, занимается экспортом.
 • Церковь также является учредителем и акционером некоторых коммерческих банков. Речь идет об открытом еще в 1994 году банке "Софрино", Акционерном коммерческом банке содействия благотворительности и духовному развитию Отечества "Пересвет" (в совете директоров которого числится епископ Тихон, а 19,9% акций принадлежат отделу внешних церковных связей Московского патриархата, а также Калужской и Костромской епархии). Ранее еще действовал учрежденный Московской патриархией Международный банк храма Христа Спасителя, но в 2008 году банк сменил название на вполне прозаическое "Банкхаус Эрбе". Сейчас различные организации РПЦ даже не числятся среди его клиентов. Зато их очень много (около 60) активно сотрудничает с Эргобанком, являясь его клиентами, но не акционерами.

 Как изобретают православный банкинг?

 1. Сейчас же при патриархе Московском и всея Руси действует даже специальный экспертный совет «Экономика и этика», призванный формулировать отношение РПЦ к экономическим проблемам. Также в России действует Клуб православных предпринимателей, проводятся конференции и круглые столы, посвященные ведению бизнеса в соответствии с православными догматами.
 2.  Один из таких форумов состоялся 26 января 2011 года в Москве в рамках XIX Международных Рождественских чтений.  Его тема звучала как «Православный банкинг и финансовые инструменты», и собравшиеся там представители Церкви и деловых кругов обсуждали один очень серьезный вопрос: можно ли перейти к нравственному ведению бизнеса?
 3. Это далеко не первое собрание по данному вопросу. После того, как начала расти популярность исламских банков, российское православное духовенство вполне сознательно задалось целью создать нечто подобное. С благословления патриарха вот уже более двух лет ведутся нескончаемые дискуссии по этому поводу. Все понимают, что православный банк – это не только щедрые пожертвования на строительство храмов, это – прежде всего целая система норм и правил.
 4. Проблема заключается в том, что в православии, в отличие от ислама, нет ограничений по ведению финансовых дел. Поэтому их следует сначала ввести, а потом уже искусно обходить.
 5. Именно выработкой концепции православного банкинга и занято сейчас экспертное сообщество, которое регулярно с этой целью собирается на различные бизнес-форумы. Пока нет единого взгляда на то, что же из себя должен представлять православный банк, поступают совершенно различные предложения:
 - православный подход должен касаться таких сфер как механизмы возврата кредитов, а также принципы учета рисков и целей инвестирования;
 - отказ от любых денег, не «обеспеченных трудом»;
 - основным направлением финансирования должна стать инвестиционная деятельность, причем та, которая направлена не на рынок ценных бумаг, а на реальную деятельность конкретных клиентов банка;
 - бизнес-цели заемщика должны совпадать с целями общественного развития, осознаваемыми православным банком и православной общественностью.
 - при этом неубыточность банка понимается как его нравственная задача.

Это, так сказать, глобальные цели. Но в ходе многочисленных обсуждений высказывались и сомнительные предложения и чисто практического характера:
 - например, носить бороды всем сотрудникам-мужчинам старше 40 лет;
 - выдавать по пониженной ставке кредиты тем прихожанам, за которых ручается священник или приход;
 - создавать при банках утвержденные Церковью советы, которые станут оценивать кредитные заявки клиентов с точки зрения православной этики.
Выскажи свое мнение на «Биржевой Лидер»

Комментариев нет:

Отправить комментарий