четверг, 26 января 2012 г.

Китайский автопром: время инвестиций.

Китайская продукция уверенно захватывает мировые рынки. Похоже, Поднебесная империя вознамерилась выпускать все: от детских сосок до автомобилей. Все чаще на дорогах мира можно встретить китайские автомобили. То, что Китай производит все, что только можно производить, хорошо известно. Как говорится, Бог создал землю, а все остальное сделали китайцы.

 Товары с лейблом "Сделано в Китае" – от риса, обуви, телефонов и до компьютеров с различной бытовой техникой – заполонили буквально весь мир. Но, чтобы экспортировать собственные конкурентоспособные авто?!

 Вспомним, еще совсем недавно никто всерьез не воспринимал автопром Поднебесной, относились к нему не иначе как к чуду чудному и диву дивному. То есть весьма иронически, если не сказать издевательски. Тем не менее, вопреки чуть ли не всеобщему скепсису, производство и продажи китайских авто растут изо дня в день. КНР со своими машинами, под пока неизвестными широкой публике брендами – Lifan, Great Wall, Chery, Hafei, BYD, Geely и др., всерьез вступил в борьбу за мировой рынок. И сегодня эксперты живо обсуждают вопрос – "захватят ли китайские автомобили весь мир и когда это произойдет"?

Раз словечко, два словечко - будет песенка о перспективах китайских авто

 Как отмечают аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, экспертное сообщество какого-то единого, общего мнения относительно мирового будущего китайского автопрома не имеет.

 Часть экспертов полагает, что пройдет время, совсем небольшое, и китайские авто непременно составят достойную конкуренцию машинам мировых производителей (так, они уже вплотную приблизились к Корее). Ну, а дальше, а дальше – автопром во всем мире вымрет, и останется только китайский. В общем, за ним будущее. Главные их аргументы можно свести к следующему:
 - очень бурный старт. За весьма короткий период Китай стал крупнейшим автопроизводителем в мире. Сегодня в стране выпускается 18-19 млн. машин в год, это больше, чем производят все страны ЕС вместе взятые, и почти в два раза больше, чем в США. А ведь в 1992 году в Поднебесной собрали 1 млн. машин. Рост просто беспрецедентен. Считается, что у КНР уже сегодня – 18% мирового автопроизводства. С такими темпами роста уже через несколько лет страна будет выпускать больше машин, чем весь остальной мир;
 - автопром быстро прогрессирует. В КНР сегодня насчитывается около 400 автомобильных брендов. Ну, какая еще страна сравнится в этом с Китаем;
 - в номинации цена-качество конкурентов у китайцев нет. Они серьезно заняли нишу в супернизкой ценовой категории – дешевых, но "нафаршированных" автомобилей. А потребителей, для которых цена превыше всего, в мире хватает;
 - китайские автогиганты строятся в других странах. Так, с февраля 2012 года китайский концерн Great Wall начинает выпуск своих автомобилей в Болгарии (машины предназначены для Болгарии, Румынии и Турции), планируется, что к 2015 году они будут широко представлены в Швеции, Норвегии и Великобритании. Кроме того, китайцы имеют собственные сборочные производства во многих странах мира, в том числе, в России и на Украине;
 - потихоньку скупает известные бренды мирового автопрома ("Биржевой лидер" уже писал о приобретении Volvo корпорацией Geely Automobile). В СМИ заговорили ни много ни мало о прямой угрозе, нависшей над немецким, японским и корейским автопромом.

 Иными словами, эксперты убеждены, что из года в год будет расти количество и повышаться качество китайских авто, они будут экспортироваться во все страны мира, неустанно завоевывая и завоевывая новые рынки. Это мировая тенденция. Все остальное от лукавого, то есть от устаревших негативных стереотипов о китайской продукции 90-х годов прошлого столетия.

Китайский автопром: угроза или панацея для инвесторов в мире?

 Однако не все эксперты исполнены светлого оптимизма, более того отношение к китайским автомобилям у многих аналитиков весьма ироничное. Они отмечают:
 - китайские машины вызывают серьезные опасения, поскольку зачастую не соответствуют нормам безопасности. Не случайно о них говорят как об убийцах на дороге, "капсулах смерти", "китайском корыте с гвоздями", не выдерживающих даже легкого ДТП. Для авто ведь не цена – главное, а безопасность;
 - подделка всегда останется подделкой, мол, "нация бракоделов" никогда не будет выпускать качественные автомобили. Сколько бы китайцы не копировали японские и европейские автомобили, а разрабатывают инновации по-прежнему Mercedes-Benz, BMW, AUDI. Классические автопроизводители в случае чего просто перейдут в более высокие и доходные сегменты рынка;
 - не пользуются широким спросом:
 ▪ не удается нарастить долю даже на родном рынке. Их продажи в КНР составляют всего 20%;
 ▪ китайские машины годятся для экспорта только в страны СНГ, Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. При этом их позиции ухудшаются по сравнению с докризисным уровнем даже в России. Так, за первые три квартала 2011 года здесь было продано китайских авто 2% всех проданных в стране, тогда как в 2007 году было 3,5%. Между тем несколько лет назад планировалось, что к 2012 году они составят почти 10% всех продаж. Но не случилось;
 ▪ туго идет покорение мира. Той же Great Wall в ЕС выписали большой штраф и выставили из Евросоюза за продажу машин-клонов.

 Эксперты полагают, что Китай со своими машинами никогда не сможет вписаться в западную автокультуру, он всегда будет иметь положение, не имеющего права входить дальше вестибюля на "концерте" мировых автогигантов.

 В общем, сколько экспертов, столько и мнений. Так удастся ли китайским автопроизводителям завоевать мировые рынки? И если "да", то за счет чего именно? Другими словами, чего ожидать от автомобилестроителей Поднебесной в ближайшем будущем?

 Самый большой автомобильный рынок Китая в мире:

Китайское авто не авто – без недостатков

 Проблемы китайских автопроизводителей являются классическим секретом Полишинеля, то есть, другими словами, никаким секретом они не являются. Вообще о недостатках машин из Поднебесной можно писать либо бесконечно много, либо ограничиться простым их перечислением. Выберем середину и отметим их самые главные недостатки:
1. Устаревшие конструкции. Зачастую они представляют собой упрощенные и лишь несколько осовремененные модели западных и японских производителей начала 90-х годов прошлого столетия, но, правда, с изрядной порцией недоработок.
2. Низкое качество. Здесь можно было бы ограничиться напоминанием того, что "счастливые" обладатели дешевых китайских машин посещают СТО чуть ли не каждые 10 тысяч километров пробега. Собственно это предопределено низким качеством сборки, быстрым износом деталей, устаревшими двигателями, отставанием по эргономике, хрупкостью бамперов, которые трескаются даже при легком ударе, ржавчиной кузова и пр. Отсюда и шутки типа – кузов китайского авто настолько тонкий, что в яркую и солнечную погоду местами светится насквозь, мол, они из фольги сделаны. В салонах порой скрипит пластик, возникают проблемы с электрическим стеклоподъемником, бывает, отказывают магнитолы и кондиционеры. При всем этом еще и явно недостаточный уровень сервисного обслуживания и ремонта. Впрочем, ничто задаром не бывает хорошего качества, и потом за последние годы китайцы сумели многое обновить и исправить.
3. Недостаточная безопасность. Напомним, редкому китайскому авто удавалось пройти краш-тест на безопасность. Собственно, из-за этого в свое время был запрещен их импорт в ЕС. Дело в том, что у большинства этих машин еще недавно отсутствовали подушки безопасности, а кузов даже при легком столкновении сминался в гармошку. К примеру, результаты краш-теста седана Brilliance BS6 показали, что его просто нельзя продавать в Европе. Как шутят, манекен тупо убежал с очередного краш-теста китайского автомобиля.
4. Некомфортны. О них обычно говорят как о китайских игрушках, то есть – яркие, красивые и… вонючие (это от некачественного пластика). Оценить это могут разве что токсикоманы. Есть проблемы с шумоизоляцией, со временем просаживаются подушки сидений, начинаются дребезжание и скрипы, очевидна недолговечность салонной обшивки и т.д.
5. Стойкие негативные стереотипы китайских брендов, и связанный, в том числе и с этим, потребительский скепсис. Понятно, что это является одним из главных препятствий на пути продвижения китайских авто на запад. Впрочем, китайцы сейчас развернули принципиально новую рекламную кампанию, направленную на повышение имиджа авто.

 Итак, что означают все эти проблемы и недостатки автопрома КНР? Это – детская болезнь, проблемы роста или родимые пятна, устоявшаяся хроника? Есть достаточно четкое ощущение, что для китайских автомобилей эти проблемы являются временным явлением. В конце концов, автомобильному производству в Европе и США более 100 лет, а кроме того, кто еще каких-то 15 лет назад слышал про корейские машины? Возможно, китайцам просто нужно время.

Китайское авто не авто - без достоинств

 Конечно, пока китайский автопром слаб, но, как замечают эксперты Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, серьезной ошибкой будет его недооценивать. Каждый год он производит как минимум на 1 млн. автомобилей больше, чем в предыдущем. Ожидается, что к 2020 году Китай подойдет к космической цифре в 300 млн. машин. Надо признать, что мало кому удавался подобный бурный старт в истории. Так благодаря же чему и кому автомобильная промышленность КНР двигается семимильными шагами?
1. Всесторонняя поддержка государства. Дело в том, что развитие автопрома является одним из четырех ключевых китайских национальных проектов. Вот так! Там понимают, что автопроизводство поднимает экономику (в той же Германии оно дает 20% ВВП и ⅓ рабочих мест), при разумном подходе оно является таким же прибыльным, как газовая и нефтяная промышленность. Как заметил журналист Константин Гурдин, в списке крупнейших компаний мира «Форчун-500» нефтегазовые гиганты идут вровень с автомобильными. Поэтому в Китае созданы, можно сказать, идеальные условия для ускоренного развития автопрома:
 - щедрое финансирование. Установка компартии КНР – денег на развитие автобизнеса не жалеть. Известно, что новые автозаводы здесь напрямую финансируются из бюджетов своих провинций;
 - закупка лицензий и технологий у известнейших зарубежных корпораций;
 - создание собственной базы НИОКР;
 - защита отечественного производителя. Вплоть до 2009 года в стране существовал жесткий режим лицензий, высокие пошлины и другие ограничения на импортные машины. В первой половине 90-х годов пошлины были повышены до 80%, это стимулировало создание автосборочных предприятий в стране, все новые предприятия создавались с участием государства и получали налоговые льготы. Открывая производство в КНР, мировые автогиганты просто обязаны брать в партнеры китайских предпринимателей.
2. Создание конкурентной среды. Да будет вам известно, что в КНР сегодня работают целых 160 автозаводов. Из них только 13 являются совместными предприятиями с мировыми автогигантами (Ford, Volkswagen, BMW, Honda и т.д.). Вот они-то и конкурируют между собой за каждого покупателя.
3. Дешевая рабочая сила и низкокачественные материалы.
4. Откровенные заимствования. Речь идет как о прямом копировании, так и скрытом воровстве технологий. Практически у любой китайской модели есть свой клон. За основу взяты почти все популярные автомобильные бренды. К примеру, есть явное сходство у B11 и Daewoo Magnus, кроссовера Tiggo и Toyota Rav4, Geely GE и Rolls-Royce Phantom, BYD T6 и Porsche Cayenne, Great Wall Peri и Fiat Panda и т.д., и т.п. Всего не перечислить.
5. Умение быстро учиться. Все же надо отдать должное китайцам, они умеют чутко реагировать на критику и быстро выполнять пожелания покупателей. Замеченные недостатки исправляются буквально на конвейере. В итоге каждый новый автомобиль Поднебесной становится только лучше и лучше. К примеру, представительский Chery F11, разработанный в сотрудничестве с европейскими специалистами, собирается конкурировать не с кем-нибудь, а с Mercedes и BMW. Или вот еще долгожданные новости. В конце прошлого года сразу два китайских автомобиля – Geely Emgrand EC7 и MG6 успешно прошли краш-тесты EuroNCAP и получили по четыре звезды. Еще дальше пошел BYD S6, получив пять звезд и став первым китайским кроссовером с подобным высоким рейтингом. Все больше китайских машин получают надежные двигатели. Что касается дизайна, то если еще недавно он был предметом повсеместных насмешек, то, к примеру, у Chery M11 он уже не только родной, но и совсем даже неплохой (конечно, и в этом случае привлекли к работе итальянское кузовное ателье Pininfarina, к слову сказать, одно из лучших в мире).
6. Ментальность. Как говорят в Китае, "в Поднебесной нет невыполнимых дел, необходимо только, чтобы каждый проявил старание". Воистину, когда китайцы за что-то берутся, то делают это старательно и до победного конца. Они так просто не сдаются.

 Что же касается плюсов китайских авто, то сегодня к ним обычно относят:
- доступную цену. Китайские автомобили – это самые дешевые машины на рынке. К примеру, на Украине кроссовер BYD S6 стоит от $ 21 990. Эти машины незаменимы для непритязательных и не очень состоятельных покупателей. Нужно же ездить хоть на чем-то. К тому же при вполне сравнимой цене, они все же по всем направлениям опережают российские машины. Правда, 30% пошлина на ввоз в РФ автомобилей, установленная в кризис, привела к тому, что китайцы потеряли это свое основное преимущество;
- простоту конструкции и ремонта;
- достаточно современный внешний вид, особенно по сравнению с российскими Lada;
- богатую базовую комплектацию. То, что в других автомобилях устанавливается за отдельную плату, в китайских – имеется уже в базовой комплектации. Они, что называется, нафаршированы под завязку различными опциями.

 В дорогих комплектациях есть подушки безопасности, регулировка руля по высоте, кондиционер, электропривод зеркал, обогрев передних сидений, легкосплавные диски и пр., а стоят они на порядок дешевле своих японских и корейских собратьев. К примеру, у внедорожника Great Wall Hover имеется климат-контроль, полный привод, антиблокировочная система, надежная система безопасности.

 Все это значит, что на китайские автомобили, несмотря ни на что, есть и будет спрос.

Опять война на белом свете – автомобильная война

 В последнее время стало очевидным, что китайский автопром начал новое наступление на мировой рынок. Не пробив в нем особой бреши перед кризисом, отсидевшись и перегруппировав силы в кризис, китайцы вновь пошли в атаку. Но на этот раз они действуют куда умнее и обстоятельнее.

 Они покупают всемирно известные автомобильные бренды. Сказано же было, нормальные герои ведь всегда идут в обход. Китайцы, скупая нерентабельных автопроизводителей с громкими именами, получают практически все – активы, технологическую базу, сети сбыта продукции и в качестве вишенки на торте – всемирно известные бренды. И благодаря этому собираются совершить качественный скачок в автомобилестроении. Напомним, основные вехи этого пути:
- еще шесть лет назад китайцы купили раскрученную английскую марку MG Rover. Купили задешево – и сразу же закрыли производство в Европе, заявив, что в Англии будет происходить только сборка, основное производство останется в Китае. Хозяин – барин;
- уже в кризис они приобрели у General Motors марку Hummer.
 Агентство Bloomberg тогда сообщало, что китайцам эта покупка обошлась всего где-то в $150 млн.;
- знаменитый шведский бренд Volvo совсем недавно перешел под контроль китайской компании Geely Automobile.  Цена сделки – $1,8 млрд. Форд, между прочим, приобрел ее в 1999 году за $6,5 млрд. Так одним махом компания удвоила свои производственные мощности. К тому же Ford обязался еще долгое время поставлять комплектующие и осуществлять техническую поддержку;
- из самого свежего можно назвать сообщение, что немецкий автоконцерн Daimler ищет китайского инвестора, который мог бы купить 5-10% его акций. Что называется, продолжение следует, новая серия приобретений явно не за горами.

 В общем, мир еще непременно увидит, к чему ведет убойное сочетание древней культуры и ментальности китайцев, значительных финансов и человеческих ресурсов с современными наукой и технологиями. Перефразируя Ларошфуко, у китайских автомобилей, как и у плодов, есть своя пора. И, пожалуй, ждать осталось не так уж и долго.

Инвесторам: перспективы китайского автопрома

 Как объяснил Алексей Афанасьев, руководитель кафедры портфельных инвестиций Академии Masterforex-V, китайская недвижимость и автомобильный сектор показал слабые показатели в 2008 году. В 2010 году продажи оказались сильными.

 Рост кредитования помог начать продажи недвижимости, которые прибавили около 8% в первом квартале 2011 года. Продажа автомобилей в апреле выросла на 25%, самый высокий рост с времени сокращения налогов и субсидий для стимулирования расходов.

 Ликвидность на внутреннем рынке по-прежнему высокая, благодаря чему компании и частные инвесторы имеют высокие сбережения. Учитывая улучшение экономических данных и признаков восстановления в отдельных областях, уверенность в Китай возвращается. Также видим некоторый прогресс в бытовом секторе. Например, в начале 2011 года ожидалось, что средняя цена продажи недвижимости увеличится на 20%.

 Приняв для анализа важнейший биржевой индекс Гонконга Hang Seng, который отражает колебания акций в различных секторах, учитывает особенности фондового рынка Гонконга и поддерживает международную совместимость в отображением в классификации FTSE Global System, которая составляется и управляется FTSE International Limited, можно сказать, что на графике видно возможную смену тенденции и формируется ФЗР, цена акции остановилась в районе 180 где раньше был замечен интерес крупных денег, патенциал хода 230-240:


Комментариев нет:

Отправить комментарий