пятница, 3 февраля 2012 г.

Америка спасла свой автопром.


В каждой стране есть свои «профильные» секторы экономики. Именно автопром сделал Америку такой, какой мы знаем ее сегодня, - говорят оптимисты. Именно состояние автопрома США свидетельствует о начале заката США, добавляют инвесторы пессимисты.

 Так стоит или нет вкладывать долгосрочные инвестиции в покупку акций всемирно известных американских гигантов General Motors, Ford и Chrysler? Каково будущее автопрома США в условиях жесточайшей конкуренции в мире?

Чем примечателен автопром США? Его называют донельзя почтительно и велеречиво – Великий автопром. И по сей день американские автомобили:
 - признаны во всем мире, лучшие торговые автомарки по-прежнему родом из США;
 - для многих они остаются образцом "настоящего автомобиля" – сильные, стильные, брутальные, удобное средство передвижения и предмет роскоши в одном лице;
 - после недолго кризиса автогиганты быстро восстановили свои мощности и подняли продажи. General Motors вновь стала компанией №1 в мире по продаже автомобилей и пр.

 Все это позволило ряду экспертов заявить о том, что американский автопром не просто выстоял в тяжелейший кризис, но и вышел из него с новым лицом. Что очень скоро все мы станем свидетелями качественного скачка в развитии автомобильной промышленности США.

 Однако далеко не все аналитики готовы разделить этот безудержный оптимизм, их настораживают следующие факторы:
 - в кризис General Motors и Chrysler прошли через процедуру технического банкротства, а Ford устоял просто чудом, впрочем, у этого чуда есть своя высокая цена;
 - географическая удаленность. Именно этот фактор обозначил главным известный экономист Пол Кругман в 2008 году, предположив возможное исчезновение американского автомобилестроения как такового;
 - все большую долю автомобильного рынка Северной Америки забирают европейские и японские производители. К примеру, если в 1998 году доля "Большой тройки" на автомобильном рынке США и Канады составляла 70%, то сегодня этот показатель не доходит и до 50%;
 - европеизация американских автокомпаний и машин. Тот же Chrysler, как известно, стал совместным с итальянским Fiat предприятием;
 - мизерный модельный ряд, архаичность моделей, отставание американского автопрома в ряде сегментов. А тут еще совсем некстати эксперты журнала Forbes со своим списком под убийственным названием "Худшие автомобили 2011 года". Все попавшие в этот позорный рейтинг новые модели были произведены… в США, на заводах GM и Chrysler.

 В общем, достаточно аргументов для пессимистических заявлений о том, что автомобильная промышленность США все больше напоминает шарик, который медленно, но уверено теряет воздух. И все чаще эксперты, и, конечно же, инвесторы задаются вопросом: будут ли лет через 10 по дорогам мира ездить американские автомобили? Как же не понять интерес инвесторов, ведь автомобилестроение сегодня является одной из наиболее перспективных для вложений отраслей. Мировой автомобильный тренд таков, что если еще несколько лет назад маржа составляла 6%, то сегодня она увеличилась до 9%.

 Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V попытались определить, во-первых, каково нынешнее состояние американского автопрома, а во-вторых, акции каких автомобильных компаний США являются наиболее интересными для инвесторов?

Как мчится "тройка" удалая… или объемы продаж

Известно, что тройка лошадей была придумана для быстрой езды на длинные расстояния. Логично задаться вопросом: как движется "американская тройка"? И еще. Кто из General Motors, Ford и Chrysler – коренник (центральная лошадь), а кто пристяжные (лошади сбоку)? Поиски ответов на эти вопросы начнем с напоминания, что еще совсем недавно правительство США думало только о том, как спасти своих крупнейших автопроизводителей. Сегодня же эксперты с удивлением констатируют, что за последние два года они сумели не только выстоять, но и достичь существенно роста продаж. А ведь это важнейший критерий оценки деятельности любого производителя автомобилей. Итак, рассмотрим объемы продаж каждой из "Большой тройки".



General Motors Co. Сказать, что это самый крупный автоконцерн США, значит не сказать ничего. Потому что GM долгих 77 лет (до 2008 года) был крупнейшим производителем автомобилей в мире. Сегодня ему принадлежат такие известные автомобильные марки, как Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall. Они производятся в 35 странах, а продаются в 192 государствах.
 2011 год для GM стал, безусловно, ударным, как уже сообщалось, он вернул себе звание крупнейшего автопроизводителя мира. Объем мировых продаж составил более 9 млн. автомобилей, что на 7,6% больше, чем в неплохом 2010-м году. Доля GM на мировом автомобильном рынке составила приличные 11,9%. Первенствовала компания и у себя на родине: продала 2,5 миллиона автомобилей (+13%), Ford с 2,14 млн. проданных автомобилей (+9%) оказался на 2-м месте.

 Особо следует отметить успехи торговой марки Chevrolet, по объемам продаж в прошлом году она стала 4-й, а по темпам роста – 1-й в мире (доля рынка – 2,61 %). Самыми успешными рынками продаж этой машины стали: США (+14%, все же уступила своему прямому конкуренту Ford), Китай (+ 9,5%, в целом GM, наряду с Volkswagen, стал самой популярной маркой в этой стране), Вьетнам (+79%), Турция (+30%) и Германия (+21%). О России особый разговор. Потому что именно Chevrolet уже пятый год подряд становится здесь первым автомобильным брендом (в 2011 году +49%). Доля рынка Chevrolet в 2011 году в России составила 6,39%.

 Как объяснили эксперты факультета изучения торговой системы Мasterforex-V, график курса акций сформировал бычью волну А/В старшего волнового уровня. Дальнейшее развитие событий будет связано с выходом из данного флета. Так, пробитие верхней границы флета с формированием полноценного ФЗР укажет на смену тренда с медвежьего на бычий и ближайшим уровнем сопротивления выступит пивот МФ 26,55, а пробитие нижней границы флета - укажет на продолжение медвежьего движения в виде "короткой" волны С.



Ford Motor Co. Это второй крупнейший автогигант США, второй как на американском рынке (после GM), так и в Европе (после Volkswagen). Можно добавить, что он занимает 10-е место в списке крупнейших компаний США Fortune 500 и 25-е место среди крупнейших мировых корпораций Global 500. Автомобили Ford производятся на 80 предприятиях США, России, Канады, Германии, Китая и др.
 За 2011 год производство Ford Motor Co составило почти 5,7 млн. автомобилей против 5,3 млн. в 2010 году. Именно автомобилям Ford в прошлом году, как, впрочем, и в 2010-м году, оказали предпочтение сами американцы – 2,14 млн. машин (+11%). А уж они-то понимают толк в автомобилях. Выросли продажи марки и в России, причем на 30%. Кстати, каждый 5-й автомобиль на дорогах России – это как раз Ford. Еще лучше они продавались в странах Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, включая Арабские Эмираты (+55%). Единственное направление, где продажи этих автомобилей снизились – это европейский рынок (–1,3%).

 Тем не менее, у концерна прямо наполеоновские планы, заявлено, что к 2015 году объем продаж должен составить 8 млн. авто. Причем, 60-70% роста произойдет за счет стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки.

 На графике акций Ford Motor Company формируется бычья волна С в предположительном коррекционном движении. Ближайшим важным сопротивлением является пивот МФ 14,22. В случае пробития наклонного канала МФ, пивота МФ с последующим ФЗР медвежий долгосрочный тренд продолжится:



Chrysler Group LLC. Это третий по величине автопроизводитель США, самый маленький представитель "детройтской тройки". Прошедший год был весьма удачным и для Chrysler – объем продаж автомобилей по всему миру увеличился сразу на 24%. Самый стремительный рост (+26%) он показал на родине. 1,37 млн. проданных машин – это 4-е место в США. Доля Chrysler на американском рынке выросла до 11,4%, а на рынке Канады – до 14,5%.

 Поскольку концерн планирует к 2014 году увеличить объем продаж до 2,8 млн. машин в год, то можно констатировать, что с амбициями у Chrysler все в порядке.

 По мнению аналитиков, росту продаж в США и в ряде других регионов способствовали помимо стабилизации экономической ситуации также низкие ставки кредитования, большие скидки при покупке авто, прежде всего внедорожников и крупногабаритных пикапов. Очевидно, что автопром США не только вышел из кризиса, но и переживает самый серьезный за последние годы подъем. Указанные объемы продаж говорят о перспективности всех этих автопроизводителей. И все-таки самым продаваемым автомобилем в Америке остается Ford.

 В настоящий момент Chrysler Group LLC (Крайслер) является совместным с итальянским концерном Fiat предприятием. Генеральный директор — Серджио Маркионне (одновременно является главным управляющим Fiat).

 Курс акций Fiat S.p.A. не дойдя до исторического минимума 4,30 2 пункта, сформировал усеченную волну с(С). Подтверждением чему будет пробитие пивота МФ 7,37. Дальнейшие цели бычьего движения возможно будет просчитать после формирования бычьей волны А/В старшего волнового уровня.



Как они "соображают на троих"… или финансовые показатели

 Не менее важным показателем работы автогигантов является их прибыль. Ведь она – движущая сила для любого бизнеса. Как с этим обстоят дела у "Большой тройки"?



General Motors Co (капитализация составляет почти $50 млрд.). GM за девять месяцев 2011 года (более свежие данные еще не поступили) увеличил чистую прибыль на 71,1% до $7,11 млрд. Совокупный объем продаж и выручка концерна выросли на 13,76%, составив $112,29 млрд. Операционная прибыль составила $5,82 млрд. (+23,5%).

Прибыль General Motors в прошлом году явно превысила ожидания благодаря:
 - улучшению продаж на внутреннем рынке, а также росту доли рынка в Северной Америке и Азии;
 - повышению цен на автомобили, что принесло дополнительный 1 млрд. долларов США (порядка 1,31 млрд. евро) ;
 - новому курсу компании на более экономичные автомобили (к примеру, Cruze);
 - проблемам японских конкурентов, связанным с последствиями мартовского землетрясения и др.

 GM, сильно пострадавшая от финансового кризиса, в 2009 году прошла через процедуру банкротства, в результате чего была создана новая компания General Motors Company. В 2010 году она вернулась на биржу, в ходе первичного размещения правительства США и Канады, ставшие ее основными акционерами в период кризиса, продали свои акции на сумму $23,1 млрд., что стало, помимо всего прочего, историческим рекордом. Тогда стоимость одной обыкновенной акции составила $33. Сегодня основными акционерами компании являются министерство финансов США (35,5%), United Auto Workers (10,3%) и Canada Gen Investments (9%).

Ford Motor Co (капитализация составляет около $59 млрд.). 2011 год для этой компании стал самым удачным за последние 13 лет, она продемонстрировала уверенный рост практически по всем показателям:
 - по итогам года чистая прибыль выросла в 3-и раза и составила $20,21 млрд., достигнув пика с 1998 года (в 1998 году – более $22 млрд.). Хотя в IV квартале она оказалась ниже ожиданий (на $200 млн. меньше, чем в 2010 году);
 - прибыль в пересчете на одну обыкновенную акцию увеличилась до $4,94 против $3,28 по итогам 2010 года;
 - выручка достигла $136,3 млрд. против $120,9 млрд. в предыдущем году.

Финансовые показатели Ford были бы еще лучше, если бы не:
 - снятие в 2011 году налоговых преференций, которые были у компании с 2006 года;
 - ослабление ситуации на европейском рынке;
 - наводнение в Таиланде, там находится завод компании;
 - рост цен на металл и др.

 Как известно, Ford Motor уже более чем 100 лет контролируется семьей Фордов, на октябрь 2010 года ей принадлежало 40% голосующих акций Ford, остальные находились в свободном обращении.
 Chrysler Group LLC (капитализация оценивается примерно в $8 млрд.).

 Если 2010 год принес Chrysler сплошные убытки (нужно было отдавать многомиллиардные долги), то в прошлом году компания не только полностью расплатилась за кредиты с правительствами США и Канады, причем сделала это на 6 лет раньше, но надеется получить выручку около $55 миллиардов. Группа Fiat-Chrysler рассчитывает на €2,1 млрд. прибыли. Что касается этого года, то, как предполагается, операционная прибыль Chrysler может достигнуть €1,91 млрд.

 В уставном капитале Chrysler Group 58,5% составляет доля итальянского концерна Fiat. В будущем она может быть увеличена более чем до 70% за счет 45,7% пакета акций, находящегося у американского профсоюзного фонда. Эти перемены могут сказаться на перспективах проведения IPO Chrysler в 2012 году, зато способны сделать ее более привлекательной для инвесторов.

 Итак, все три автоконцерна в 2011 году продемонстрировали положительные финансовые результаты, что, несомненно, взбодрило инвесторов. И все же на общем фоне пока предпочтительней выглядят финансовые показатели Ford Motor Co.

Дело, не сделанное вовремя – становится проблемой

 Итак, General Motors, Ford и Chrysler, упавшие в кризис довольно низко, на первый взгляд успешно вернули доверие партнеров, инвесторов и автолюбителей. Однако целый ряд экспертов называют этот энтузиазм инвесторов скорее иррациональным, чем основанным на трезвом расчете.

 Аналитики «Биржевого Лидера» в этой связи обращают внимание на две стороны проблем американских производителей: изменение внешней обстановки и ситуацию внутри самих компаний:
1. Внешний фактор. Скорее всего, в этом году производителей ожидает замедление спроса на автомобили на развивающихся рынках и сохранение нынешней вялой ситуации на большинстве развитых рынков. Что же касается быстрорастущего китайского рынка (планы на расширение присутствия в КНР имеет, например, GM), то желающих играть на нем сегодня превеликое множество, добавим сюда нынешнюю ограничительную автомобильную политику китайских властей. Короче, занять там выгодную нишу совсем непросто.
2. Внутренние проблемы "Большой тройки". Главной, из которых является отставание американских автопроизводителей от японских и европейских. Причин тому, конечно, множество, отметим из них только тот факт, что зарплата на американских автозаводах значительно выше, чем на японских и европейских. И дело не столько в самой зарплате, она выше всего на 20%, но с учетом их пенсионных обязательств (к примеру, у GM они составляют $13,5 млрд.), медицинских страховок всем членам семей сотрудников, оплату обучения в колледжах, американский рабочий в среднем получает $50 в час. Кроме того, те же GM и Chrysler явно отстали в сегменте малых авто. Все просто. Большие автомобили приносят производителям большую маржу, и тогда – им ли желать перемен? А спрос на мировых рынках неуклонно менялся в пользу габаритных моделей. Так накапливалось отставание. Очень скоро стало очевидным, что своим конкурентам из Японии и Европы американские машины уступили в:
 - надежности, прежде всего в сравнении с немецкими автомобилями. Американские машины чаще требуют ремонта и замены запчастей;
 - дизайне, долгое время в нем ничего кардинально не менялось;
 - комфортности. К примеру, те же аэродинамические шумы в салоне Ford;
 - экономичности двигателей. Справедливости ради стоит отметить, что на последней январской большой автомобильной ярмарке в Детройте были представлены десятки новых моделей машин, которые расходуют бензин в среднем на 50% меньше, чем прежние модели.

 Кроме того у каждой компании имеются и собственные "скелеты в шкафу". Только несколько примеров:
 - GM так и не смогла сделать прибыльным Opel. Вообще, с 1999 года он принес GM убытки более чем на $10 млрд. Известно, что в 2009 году Opel хотел купить российский Сбербанк, однако американская компания решила его не продавать. Как позже стало известно, GM не захотела делиться с Россией технологиями и патентами Opel;
 - продукцию компании Ford не раз призывали бойкотировать ряд общественных организаций США, подозревая ее в финансировании мероприятий сексуальных меньшинств и соответствующих телепрограмм и т.д.

 Так что пока у американцев не появятся собственные конкурентоспособные машины, кризис для них может еще не раз повториться. Хотя, как говорил тот же Генри Форд, нет больших проблем, есть много маленьких. А маленькие проблемы, как известно, решаемы.

Были бы автомобили - перспективы будут

 Что же касается видов на будущее, то сама "Большая тройка" считает, что уровень продаж в 2012 году заметно возрастет. Надежды питают следующие на сегодняшний день очевидные тренды:
 ■ общее оживление экономики и отрасли автомобилестроения;
 ■ отложенный спрос на автомобили. Из-за низкого уровня продаж в кризисные годы средний возраст автомобилей в тех же США приблизился к почтенным 11 годам;
 ■ в мире достаточно людей, которые уважают традиции автомобильного дела и ценят в автомобилях комфорт и надежность, а также умеют считать деньги. Другими словами предпочитают автомобили из Америки, которые отличает:
 - богатая комплектация. Стандартная комплектация этих авто гораздо представительней, чем у европейских (полный электропакет, кондиционер или климат-контроль, гидроусилитель, кожаный салон и пр.);
 - мощные моторы, а заодно и крупные бамперы, которые незаменимы в городе в условиях плотного движения;
 - надежные. Так, в рейтинге безопасности автомобилей, представленных на европейском рынке, EuroNCAP лучшими в 2011 году были признаны Chevrolet Aveo, Ford Focus, лишь немного им уступил Chevrolet Malibu;
 - вместительные, не машины, а дома на колесах;
 - более низкие цены, чем на европейские авто (в среднем на 25%). Как известно, политика Ford сводится к тому, что цена, качество и удобство должны быть соизмеримы друг с другом;
 - красивые машины, как снаружи, так и внутри салона. В общем, как пишется в рекламных проспектах, "волнующие", "эффектные", "грациозные", "обтекаемой формы". Прямо не знаешь, куда их вести – в гараж или в номер мотеля. Будь эти машины бесплатными – им бы цены не было!
 ■ все эти компании провели радикальную реструктуризацию бизнеса, избавились от неприбыльных и непрофильных активов. А GM и Chrysler заодно избавились и от старого руководства.
 Ford, руководствуясь идеей, что компания, сфокусированная на своем лучшем бренде, получит больший успех, чем имеющая большой портфель различных брендов, еще до кризиса продал Land Rover, Jaguar и Aston Martin (в том числе и это позволило концерну выстоять без государственной поддержки, в отличие от GM и Chrysler), затем избавился от контрольного пакета акций Mazda, ликвидировал марку Mercury, отказался от Volvo. Так что сегодня от знаменитой империи Ford остались лишь два бренда – сам Ford и Lincoln. Зато теперь Ford вновь получает прибыль и производит машины, которые идут, что называется на "ура". Кроме того Ford сокращает число платформ, к 2013 году их должно остаться всего 9. Там уверенны, что сокращение расходов на разработку "тележек" позволит повысить качество производства. Так что не только у нас считают, что лучше меньше, да лучше.
 General Motors за это время лишился SAAB, Hummer, Saturn.
 Что касается Chrysler, то контроль над ним постепенно переходит к итальянскому автогиганту Fiat. Ожидается, что окончательное их слияние произойдет после 2015 года. Но уже сегодня в рамках реструктуризации бизнеса глава Fiat и Chrysler Серджио Маркионне заявил о прекращении продаж автомобилей марки Chrysler на территории континентальной Европы;
 ■ переход от реструктуризации бизнеса к его расширению:
 - идет модификация автомобилей, прошедших испытание временем. К примеру, Ford в прошлом году представил обновленную Fiesta (3-х и 5-и дверный вариант). В 2013 году она предстанет еще в спортивном облике. Mustang к 2015 году обзаведется 5-литровым V8 и 3,7-литровым V6 двигателем и т.д.
 - улучшение качества и надежности продукции. Так, Ford приступил к разработке роботизированных лазерных систем контроля и их внедрению на своих сборочных предприятиях. А в GM ведется активная работа над улучшением систем безопасности. Совсем недавно компания представила центральную подушку безопасности, выпрыгивающую со стороны водительского кресла и раскрывающуюся между двумя передними сиденьями. На сегодняшний день она является единственной в своем роде. Уже в следующем году их начнут устанавливать на GMC Acadia, Chevrolet Traverse и Buick Enclave. В общем, как в той шутке, в современном автомобиле все продуманно до мелочей: уснул за рулем, бах, и твое лицо уже на подушке;
 - разработка новых моделей. Сказано же было – автомобили интересней женщин, их новые модели появляются каждый день. Так, на детройском Североамериканском автошоу в январе этого года Chrysler показал новый экономичный седан Dodge Dart – 4-дверный, самая экономичная версия которого будет оснащаться 1,4-литровым бензиновым двигателем, Ford представил новый седан Fusion, а GM – прототип компактного Cadillac.
 Кроме того Ford в этом году обещает показать свой электромобиль. Chrysler собирается урезать модельный ряд Jeep, выпустить под своим брендом компактный Fiat и разделить Dodge на две марки – Dodge и Ram. Вообще, с 2009 года Chrysler уже обновил 75% модельного ряда, а к 2013 году его ждет обновление с использованием итальянских технологий. Идет обновление и большей части модельной линейки GM;
 ■ активная рекламная компания. "Большая тройка" пытается привлечь покупателей яркими слоганами и необычными образами. К примеру, новым слоганом Ford стал динамичный "Иди вперед" (прежде были – "Возьми и езжай" и "Почувствуй разницу"). А GM известна своим самым "скромным" лозунгом – "Создаем, строим и продаем лучшие автомобили в мире" – и не меньше. Ford в прошлом году пошел еще дальше, запустив в качестве нового пресс-секретаря Ford Focus говорящую куклу Даг. Компания потратила на рекламу нового авто, в том числе и на Facebook, $95 млн. В итоге более 60% поклонников Дага в этой социальной сети заявили, что, скорее всего, подумают о покупке этой машины.

 Итак, если Ford удастся реализовать все задуманное, то его конкурентам придется забыть о покое. Тем более что цены на бензин идут в гору, и автомобилисты вынуждены переходить на малолитражные автомобили, на которые и делает ставку Ford. Вот только о глобальных переменах в компании пока говорить не приходится. GM справедливо делает ставку на экологические и гибридные модели, но это скорее завтрашний день, пока их продажи не впечатляют. Что касается Chrysler, то как обещают в компании, его годом будет 2013. Так или иначе, но прогнозы доходов акций этих компаний находятся в диапазоне от стабильного до благоприятного.

 В целом, кризис серьезно подкосил General Motors, Ford и Chrysler, хочется верить, что в компаниях осознали, чтобы не потерять рынок, надо быстро меняться. Потому как, если верить главе Northern Telecom Давиду Вайсу, в будущем будет только два вида компаний – быстрые и мертвые.

Комментариев нет:

Отправить комментарий