Транспорт – один из важнейших двигателей торговли во все
времена. Морской транспорт – единственный из древнейших способов перевозки
людей и грузов, сохранившийся до нашего времени. Вьючные караваны и повозки,
запряженные животными, канули в Лету и сохранились как экзотика или часть
пейзажа малоразвитых аграрных районов развивающихся стран, в то время как
морские и океанские суда так же бороздят 3/4 просторов нашей планеты, покрытых
водой.
Насколько же морские перевозки являются конкурентоспособными
в век авиации и трубопроводов?
В чем заключается необходимость морских перевозок?
Насколько актуальны морские перевозки сегодня? По мнению
аналитиков землячества Литвы академии Masterforex-V, есть ряд фактов,
неоспоримо говорящих о выгоде морского транспорта:
• в общемировом грузообороте морские перевозки занимают 62%;
• 90% мирового морского транспорта занято международными
перевозками;
• морской транспорт не имеет альтернативы при
трансконтинентальных перевозках. Морские суда обеспечивают 98% внешнеторговых
перевозок Японии и Великобритании, более 90% – США;
• для многих стран, как лидеров мировой экономики, так и
развивающихся, морской транспорт был и остается главной пуповиной, связывающей
их с внешним миром (Япония, Австралия, Новая Зеландия, Индонезия и др.);
• широкомасштабная доставка грузов в некоторые районы
возможна только морским транспортом. Пример – арктические районы России –
Чукотка, Камчатка;
• больше половины стран мира (120) имеют выход к морю и,
соответственно, порты;
• современный морской транспорт может перевозить практически
любой вид грузов – жидкие, твердые, сыпучие, хрупкие и др. Созданы специальные
судна для перевозки определенных типов грузов – танкеры, лихтеровозы,
рефрижераторы, RO-RO, LO-RO, OBO, VLCC, ULCC и многие другие;
• средняя дальность грузоперевозок морем (3,5 тыс. км)
значительно выше, чем у любого другого вида транспорта;
• сегодня морские перевозки обслуживают около 80%
международной торговли;
• в России объем грузоперевозок морским транспортом ежегодно
возрастает на 6-7%. Половина таможенных платежей идет в бюджет РФ именно из
портов;
• Панамский и Суэцкий каналы в несколько раз сокращают пути
при дальних перевозках;
• основной пункт морского грузопотока сегодня –
Юго-Восточная Азия и прилегающие регионы (Китай, Япония, Индия). Страны этого
региона – самые населенные на планете, а их экономики развиваются опережающими
темпами. Море – самый удобный для них путь в другие страны и на остальные
континенты;
В чем основные преимущества транспортировки морским
транспортом?
Необходимость морского транспорта очевидна. А есть ли
преимущества у морского транспорта? Есть:
• более низкая себестоимость по сравнению с другими видами
транспорта. Строительство крупных специализированных судов, использование
новейших технологических достижений, в том числе для организации
погрузочно-разгрузочных работ в портах, за последние годы снизило долю
транспортировки в конечной цене товаров с 11% до 2%. Строительство
крупнотоннажных судов дает «эффект масштаба»: чем больше грузоподъемность
судна, тем дешевле доставка единицы товара.
• высокая грузоподъемность. Ни один вид наземного или
воздушного транспорта не в состояние за один раз перевезти столько грузов, как
морское судно. Норвежский супертанкер «Knock Nevis» одновременно перевозил
свыше 0,5 млн. тонн нефти.
• практическое отсутствие ограничений на габариты грузов и
пропускную способность морского транспорта. Даже если параметры портов
(например, глубина) не позволяют крупнотоннажному судну подойти к берегу,
используются современные технологии перегрузки товаров в открытом море или на
рейде.
• унифицированные стандарты. Современные судна строятся по
единым нормативам, что существенно ускоряет процессы погрузки и разгрузки.
• использование контейнеров для морских перевозок защищает
груз не только от преступных посягательств и случайных повреждений, но и от
неблагоприятных воздействий природы.
• высокая безопасность. В целом в мире убытки от доставки
морским транспортом составляют всего 1 – 1,5% от стоимости грузов. На морском транспорте
самая низкая доля катастроф и аварий.
• единое правовое поле. Морские транспортные перевозки
регулируются едиными международными документами – Брюссельской и Афинской
конвенциями.
Какие основные недостатки данного вида транспортировки?
Как отмечают аналитики землячества Литвы академии
Masterforex-V, есть у морских перевозок и недостатки:
• невысокая скорость в сравнении с другими видами
транспорта. Причем на этот показатель влияет не только скорость судна, но и
время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы. Однако современные
технологии позволяют значительно ускорить эти работы, не в последнюю очередь за
счет использования мультимодальных перевозок, когда груз переносится сразу же
на другой вид транспорта (железнодорожный или автомобильный);
• технологические сложности погрузочно-разгрузочного
комплекса. Мультимодальная система позволяет уменьшить количество перетарок и
сохранить груз.
• зависимость от метеоусловий. Неблагоприятные погодные
условия могут увеличить срок перевозки грузов морем и затруднить или вообще
приостановить погрузочно-разгрузочные работы.
• зависимость от пропускной способности портов, каналов и
других сооружений.
• морское пиратство.
• значительные капиталовложения. Строительство современного
морского транспорта и портов с развитой инфраструктурой – очень дорогостоящее
дело.
Литва: чем привлекателен порт Клайпеды для бизнесменов и
инвесторов?
Географически и исторически сложилось так, что Балтийское
море является важнейшим звеном на пути между Востоком и Западом. Для
большинства стран СНГ и Среднего Востока Балтия является кратчайшим и самым
удобным путем в Западную Европу и Америку. Для дальневосточных стран Балтия –
наиболее удобный транзитный путь в Европу.
На восточном балтийском побережье находится несколько
крупных портов – Петербург, Таллинн, Рига, Клайпеда. Причем Клайпедский
государственный морской порт демонстрирует самые быстрые темпы роста за
последние 20 лет: с 1999 по 2008 год объемы грузооборота литовского порта
увеличились в 2 раза – с 15 млн. т до 30 млн. т. В 1993 – 2006 гг. дирекция
порта совместно со стивидорными компаниями на модернизацию потратила 600 млн.
евро, а действующая ныне программа развития на 2008 – 2013 гг. предусматривает
вложение не менее 350 млн. евро.
Каковы особенности Клайпедского порта?
Клайпедский морской порт – во многом уникален:
• Клайпеда – единственный незамерзающий порт на побережье
Балтии;
• Клайпеда – кратчайший путь для промышленных регионов
России, Украины и Беларуси в Европу, Юго-Восточную Азию, Америку;
• правительство Литвы рассматривает Клайпедский порт как
наиболее приоритетный экономический объект страны. 18% ВВП Литвы прямо или косвенно
связано с портом;
• Клайпедский порт является вторым (31,2 млн. т в 2010 году)
в Балтии по грузообороту после Таллиннского. Однако объединенный Клайпедский
порт (вместе с Бутингским нефтетерминалом) опережает Таллинн – в прошлом году
здесь было обработано 40,2 млн. т грузов;
• согласно исследованию немецкой консалтинговой компании
Inros Lackner AG, при использовании современных погрузочных технологий
Клайпедский порт может отгружать 52,9 млн. т в год;
• глубина входного канала порта составляет 15 м , акватории – 13-14,5 м . В Клайпеде – 37
специализированных терминалов. В порт могут заходить сухогрузы дедвейтом 80
тыс. т, танкеры – до 150 тыс. т. Самое большое судно, заходившее в Клайпеду, –
круизный лайнер «Constellation» (длина – 294 м , ширина – 32,2 м );
• Клайпеда – единственный порт в Балтии – может принимать
океанские контейнеровозы. В начале марта с.г. в порт впервые с пробным визитом
зашло судно типа post-panamax «MSC Fortunate» (длина – 275 м , ширина – 40 м ), вмещающее 5,5 тыс. TEU
(условных контейнеров). Таким образом, Клайпедский порт первым в восточной
Балтике меняет статус с фидерного порта на логистический центр.
Сможет ли Клайпеда стать главной перевалочной базой?
Власти Литвы и дирекция порта сделали много, но имеют еще
более амбициозные планы по превращению Клайпеды в главную перевалочную базу на
Балтике:
• в Клайпеде работает несколько крупных стивидорных
компаний, обеспечивающих интермодальную транспортную систему порта;
• «Mediterranean Shipping Company», вторая в мире компания
по перевозке морских контейнеров, выбрала Клайпеду центром распределения
контейнеров в Прибалтике;
• уже сейчас дирекция порта изменяет прогнозы прироста
грузооборота в 2011 году в сторону двойного увеличения темпов прироста. Ранее
был озвучен показатель 5%, а сейчас он увеличен до 10%;
• Китай, один из крупнейших заказчиков контейнерных
перевозок в мире, сейчас грузы для Восточной Европы вынужден разгружать в
западноевропейских портах (Роттердаме, Гамбурге). Потенциал Клайпеды как порта
для океанских контейнеровозов очень привлекателен для китайских компаний;
• США после обследования и высокой оценки возможностей
Клайпедского порта приняли решение об использовании морских ворот Литвы в
качестве перевалочной базы для грузов, которые идут в Афганистан;
• Вильнюс проводит политику согласования железнодорожных
тарифов с Россией, Беларусью, Казахстаном и Китаем, что сделает транспортировку
грузов через Клайпедский порт выгодной и удобной и для этих стран, и для
грузоперевозчиков.
Даже из мирового кризиса дирекция Клайпедского порта сумела
извлечь выгоду. Воспользовавшись снижением цен на стройматериалы и рабочую
силу, в порту активно воплощались в жизнь крупномасштабные проекты:
• Внешний глубоководный порт. В 350 м от берега создается
искусственный остров (глубина возле которого – до 17 м ), соединенный с сушей
авто- и железнодорожными путями.
• Грузопассажирский терминал, связанный с международным
транспортным коридором IX B. В 2010 году Клайпеда приняла более 320 тыс.
пассажиров.
• Центр логистики в Прибалтике. После реконструкции
контейнерного терминала порт сможет принимать суда вместимостью 6-7 тыс. TEU и
нарастить годовой оборот до 700 000 TEU.
• С целью повышения конкурентоспособности в прошлом году
дирекция порта приняла решение о снижении портовых сборов.
Клайпедский порт: что нужно знать инвесторам мира?
Как средство для массовых пассажирских перевозок морской
транспорт значительно уступает другим видам транспорта. В основном морские суда
используют в развлекательных целях (туристические круизы, путешествия,
экскурсии, экзотические морские туры и т.п.).
Однако есть ниша, в которой морской пассажирский транспорт
сохраняет свою конкурентоспособность – паромные переправы. Морские паромы
популярны во многих регионах – на Балтийском, Черном и Средиземноморском морях,
через проливы Ла-Манш и Гибралтар и т.д. Меньшая скорость передвижения
компенсируется, в первую очередь, тем, что пассажиры могут перевозить свои
автомобили. Например, литовская компания DFDS Lisco (бывшая Lisco Baltic
Service) за последние семь лет закупила 6 новых паромов для обеспечения
перевозок между Прибалтикой и Швецией, Германией и другими странами Балтики.
На данный момент AB “DFDS LISCO” управляет перевозками
пассажиров из Клайпеды в Карсхамн (Karlshamn), Киль (Kiel) и Засниц (Zasnic), а
также обслуживает линию грузоперевозок DFDS Seaways (бывшей “DFDS Tor Line”):
- Клайпеда – Карлсхамн (Karlshamn),
- Клайпеда – Киль (Kiel)
- Клайпеда – Засниц (Zasnic)
- Клайпеда – Копенгаген (Copenhagen/Fredericia)
С самого создания компания большое внимание уделяет
безопасности транспортируемых грузов и пассажиров, а также закреплению высшего
качества услуг. Сертификаты кодексов ISM, ISPS свидетельствуют о соответствии
судов и береговых служб мировым стандартам безопасности. Агентскому отделу компании
предоставлен сертификат качества системы обслуживания ISO 9001:2001 (Quality
Management System), который заверяет высокие стандарты обслуживания клиентов и
управления качеством.
Выскажи свое мнение на - http://profi-forex.org/news/entry1008068959.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий