Череда
революций прокатившихся в арабском мире (Тунис, Египет) не могла не отразиться на биржевых
котировках. Цена нефти марки Brent уже 31 января с.г. впервые
с 2008 года преодолела отметку в $ 100 за баррель. Рой аналитиков немедленно
загудел – стоит ли ждать дальнейшего роста «черного золота»? Причиной роста цен
на нефть была угроза перекрытия Суэцкого канала – основной, по мнению многих
экспертов, нефтеносной аорты нашей планеты. Министерство нефтяной и газовой
промышленности Кувейта дало прогноз, что в случае возникновения проблем в
Суэцком канале цена на нефть в скором времени превысит $ 110. Так что для
мирового экономического (и не только) сообщества это сегодня вопрос номер один.
Однако новости с телетайпной ленты удивляли своей противоречивостью. 11 февраля – заголовки «Цены на нефть растут из-за отказа Мубарака уйти в отставку». 14 февраля – «Нефть дорожает после отставки Мубарака». 16 февраля – «Нефтяные котировки идут вверх из-за снижения запасов в США».
Что же реально происходит на нефтяном рынке? На бирже больше покупателей или продавцов? Из-за чего растет цена нефти и насколько велика роль Суэцкого канала в мировой торговле нефтью? Ждать ли рекордных ценников на «черное золото»? В подобных проблемах и постарались разобраться аналитики "Биржевого лидера" и эксперты Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V.
Прогнозы: когда и насколько прыгнут цены на нефть?
Скандально известный, но оттого не менее авторитетный Джордж Сорос 3 февраля предупредил, что нефтепоставки из ближневосточного региона под угрозой срыва. Тему тут же подхватили экономисты и брокеры:
• мировое энергетическое агентство считает, что ежедневный спрос на нефть в мире в 2011 году возрастет до 1,4 млн. баррелей;
• Министр энергетики и нефти Венесуэлы Р. Рамирес предупредил о том, что можно ждать взлета цен до фантастической отметки $ 200 и потребовал срочного созыва внеочередного совещания ОПЕК;
• авторитетная компания «Barclays Capital» не исключает повышения стоимости нефти до $ 250, если Суэцкий канал будет перекрыт. Аналитики компании говорят, что без сжиженного газа, следующего через канал, рынок пошатнется, но выдержит, но без нефти будет катастрофа;
• о возможности нового глобального кризиса предупредил Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший мировой кризис 2008-2009 гг. По его подсчетам, три из пяти последних мировых рецессий стали следствием волнений на Ближнем Востоке. Последний глобальный кризис разразился не после падения экономики США в 2007 году, а после того, как осенью 2008 года цена на нефть подскочила до $ 148;
• аналитики напомнили, что доля Суэцкого канала и параллельного ему нефтепровода SUMED составляет около 20% мирового танкерного транзита «черного золота». Ежедневного по каналу проходит от 50 до 100 крупнотоннажных танкеров;
• Запад слишком зависит от Суэцкого канала. Через него Европа получает 50% нефти с Ближнего Востока (в первую очередь, из Саудовской Аравии, крупнейшего добытчика нефти в мире), а США – 30%;
• если Суэцкий канал закроется, нефть придется доставлять на танкерах вокруг Африки, а это лишние 6-7 тысяч миль и 10-18 дней;
• на газораспределительном терминале в Эль-Арише произошел взрыв, прервавший поставки газа из Египта в Израиль. Каир обязался поставлять газ Израилю еще в 1979 году в соответствии с условиями мирного договора между этими странами – соседями и антагонистами. Предварительная причина взрыва – теракт с целью ухудшения израильско-египетских отношений;
• Суэцкий канал наверняка станет орудием шантажа Запада, если к власти придет «режим мулл», как это случилось в Иране. Именно арабская солидарность с Египтом в его противостоянии с Израилем и поддерживающим его Западом в 1973 году привела к первому скачку цен на нефть, которые в одночасье возросли в 3-5 раз (с $ 2-3 за баррель до $ 10-12 – о тех ценах теперь вспоминается с грустью) и поставили на грань выживания всю западную экономику. Не следует забывать, что более 90% египтян с ликованием встретили известие об атаке «Аль-Каиды» на США в 2001 году;
• политические обозреватели отмечают «невнятную» позицию США во время народных волнений в Тунисе и Египте. Демократия демократией, но Америка потеряла самых верных своих союзников в арабском мире;
• В Китае, втором в мире после США потребителе энергоносителей, уровень инфляции в январе с.г. оказался равен 4,9% (против прогностических 5,3%). При этом импорт нефти в Китай в начале года по сравнению с2009 г . возрос на 27%.
Грозит ли рынку коллапс из-за революции в Египте и перекрытия Суэцкого канала?
Но не все аналитики смотрят на проблему Суэцкого канала столь пессимистично:
• блокада Суэцкого канала никому не выгодна: ни Западу, зависящему от нефтяных поставок, ни нефтедобывающим странам, чье богатство основано как раз на экспорте «черного золота» – в той же Саудовской Аравии за границу направляется до 95% добытой нефти;
• Суэцкий канал – главный донор египетской казны, поэтому страна объективно не заинтересована в его закрытии;
• многие европейские судоходные компании отказались от использования Суэца еще 2 года назад, когда Египет резко поднял плату за прохождение судов по каналу. В итоге поступления в государственную казну от эксплуатации судоходной магистрали не только не выросли, но и упали на 20%. Не в этом ли одна из причин египетской революции, о которой не пишет ни одно западное СМИ, намекают эксперты?
• нефть на мировом рынке начала дорожать еще до начала событий в Египте – в начале 2011 года она уже была на очень высокой отметке $ 90 за баррель;
• Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что в случае проблем с Суэцким каналом картель увеличит объемы добычи нефти. То есть можно будет добывать больше нефти в тех регионах, откуда доставка не связана с Суэцким каналом;
• 1-1,5 млн. баррелей сырой нефти, ежедневно транспортируемых через Суэцкий канал, – это всего лишь от 2,5 до 4,5 процента мировой суточной потребности;
• некоторые аналитики указывают, что роль Суэцкого канала в мировом транзите нефти не так уж велика, как считается. Канал имеет много ограничений для танкеров (осадка – не более21 м ,
ширина – не более 50 м ,
высота – не более 64 м ),
поэтому для транспортировки нефти по нему используются только средние по
водоизмещению танкеры;
• США и Европа с каждым годом все меньше зависят от ближневосточной нефти, транспортируемой через канал. Саудовская Аравия с 2009 года уже не является главным импортером нефти в США, пропустив вперед Нигерию и Мексику (которым Суэц не нужен): если в2008 г .
нефть из Саудовской Аравии составляла 17% всего импорта США, то в 2009 г . эта доля упала уже
до 10-11%;
• Саудовская Аравия переориентируется на Дальний Восток , и для этого ей также не нужен Суэцкий канал. Основными покупателями аравийской нефти сейчас становятся Китай, Япония и другие «драконы» Тихоокеанского региона. Объем поставок саудовской нефти в Китай уже превышает ее экспорт в США.
Всегда ли есть «план В»?
Запад еще со времен первого мирового нефтяного кризиса 1973 года готовился к возможным проблемам с поставками нефти:
• Европа много лет успешно воплощает в жизнь принципы политики энергетической безопасности, согласно которой в любой стране ЕС доля одного экспортера энергоресурсов не может превышать 30% от всего объема поставок. Во-первых, демонополизируются каналы поставки энергоносителей. Например, Германия, крупнейший импортер нефти в Европе, раньше «черное золото» получала из двух основных источников – из Саудовской Аравии и Ливии. В 90-х гг. прошлого столетия главными поставщиками в страну стали Россия, Норвегия и Великобритания (в первой десятке экспортеров из стран Персидского залива присутствует только Саудовская Аравия). Во-вторых, диверсифицируются типы энергоносителей – Европа снижает объемы потребляемой нефти и больше внимания уделяет газу и нетрадиционным видам энергетики. С этой целью уже построен газовый «Северный поток» из России, в скором времени начнется строительство новых газопроводов – «Южного потока» из России, Nabucco из Азербайджана, подводного газопровода из Северной Африки;
• английские и американские кампании прорабатывают проект строительства самого длинного в мире нефтепровода из богатого углеводородами Судана – через всю Африку к берегам Атлантики. При осуществлении этого глобального проекта роль Суэца моментально снизится в мире;
• в США рассматривают возможность отказа от моратория на добычу нефти и газа на 80% континентального шельфа страны, введенного еще в 1981 году. Там прячется не менее 100 млрд. баррелей нефтересурсов, и Америка могла бы дополнительно добывать до 3,5 млн. баррелей в сутки;
• в США начали использовать новые технологии бурения на недоступных ранее территориях. Новое месторождение на западе страны будет приносить более 2 млн. баррелей в день – больше, чем добыча в Мексиканском заливе. Новый метод бурения позволит снизить импорт нефти в США более чем на 50%. Китай очень заинтересован в этой технологии и готов вкладывать в нее миллиарды;
• крупнотоннажный танкерный флот сейчас простаивает. Нефтеналивные суда типа VLCC могут перевозить 2 млн. баррелей сырой нефти – в 2 раза больше, чем те что курсируют сейчас через Суэцкий канал. На сегодняшний день в мире действует около 500 танкеров VLCC, и ожидается ввод в эксплуатацию еще 60 в ближайшее время. То есть их достаточно, чтобы наладить доставку нефти в Европу и США из Персидского залива, а их крупные емкости могут компенсировать, хотя бы частично, расходы по удлинению транзитного пути вокруг мыса Доброй Надежды;
• и не стоит забывать, что в Средиземном море находится 6-й флот США, а в Аденском заливе курсируют боевые корабли Евросоюза и других государств, защищающие мирные суда от сомалийских пиратов. В случае угрозы мировому порядку военные могут применить силу для деблокирования Суэцкого канала.
В чем же выгода для России
Если всё же Суэцкий канал прекратит функционировать как транспортная артерия, Россия только получит дополнительные выгоды от поставок своей нефти и в Европу, и в США, и в другие регионы планеты:
• Россия добывает почти столько же нефти, сколько Саудовская Аравия (12% против 13% от мирового объема соответственно);
• у страны есть потенциал наращивать поставки нефти в Европу. Только по нефтепроводу «Дружба» Россия поставляет ежегодно до 60 млн. т нефти в Германию, Польшу, Чехию и другие страны;
• рост добычи нефти на Сахалине позволит России увеличить экспорт «черного золота» в страны Тихоокеанского региона (до 30% всего российского экспорта);
• Россия уже стала одним из крупнейших импортеров для Соединенных Штатов. Построенный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» уже перекачивает ежедневно сотни тысяч баррелей нефти, и объем поставок может увеличиться. По оценке аналитиков «Barclays Capital», Россия может стать крупнейшим импортером для США;
• уменьшение потребления нефти повысит спрос на российский газ.
Что подсказывает биржа и ее трейдеры?
По мнению профессиональных трейдеров кафедры торговли производными финансовыми инструментами на товарных рынках академии биржевой торговли Masterforex-V, на будущей неделе на рынке нефти (WTI) падение котировок приостановится, и в краткосрочной перспективе возможен некоторый рост цен, чему способствуют как результаты отчета от EIA, так и обстановка на Ближнем Востоке. На этой неделе на бирже пока нет ажиотажного спроса на фьючерсы нефти марки WTI (американская нефть) и Brent. Поэтому на протяжении некоторого времени наблюдается флет.
Редколлегия журнала "Биржевой лидер" и
эксперты академии биржевой торговли Masterforex-V проводят опрос:
ожидать ли резкого повышения цен на нефть в свете продолжающихся народных
волнений на Ближнем Востоке и в Северной Африке?Однако новости с телетайпной ленты удивляли своей противоречивостью. 11 февраля – заголовки «Цены на нефть растут из-за отказа Мубарака уйти в отставку». 14 февраля – «Нефть дорожает после отставки Мубарака». 16 февраля – «Нефтяные котировки идут вверх из-за снижения запасов в США».
Что же реально происходит на нефтяном рынке? На бирже больше покупателей или продавцов? Из-за чего растет цена нефти и насколько велика роль Суэцкого канала в мировой торговле нефтью? Ждать ли рекордных ценников на «черное золото»? В подобных проблемах и постарались разобраться аналитики "Биржевого лидера" и эксперты Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V.
Прогнозы: когда и насколько прыгнут цены на нефть?
Скандально известный, но оттого не менее авторитетный Джордж Сорос 3 февраля предупредил, что нефтепоставки из ближневосточного региона под угрозой срыва. Тему тут же подхватили экономисты и брокеры:
• мировое энергетическое агентство считает, что ежедневный спрос на нефть в мире в 2011 году возрастет до 1,4 млн. баррелей;
• Министр энергетики и нефти Венесуэлы Р. Рамирес предупредил о том, что можно ждать взлета цен до фантастической отметки $ 200 и потребовал срочного созыва внеочередного совещания ОПЕК;
• авторитетная компания «Barclays Capital» не исключает повышения стоимости нефти до $ 250, если Суэцкий канал будет перекрыт. Аналитики компании говорят, что без сжиженного газа, следующего через канал, рынок пошатнется, но выдержит, но без нефти будет катастрофа;
• о возможности нового глобального кризиса предупредил Нуриэль Рубини, в свое время предсказавший мировой кризис 2008-2009 гг. По его подсчетам, три из пяти последних мировых рецессий стали следствием волнений на Ближнем Востоке. Последний глобальный кризис разразился не после падения экономики США в 2007 году, а после того, как осенью 2008 года цена на нефть подскочила до $ 148;
• аналитики напомнили, что доля Суэцкого канала и параллельного ему нефтепровода SUMED составляет около 20% мирового танкерного транзита «черного золота». Ежедневного по каналу проходит от 50 до 100 крупнотоннажных танкеров;
• Запад слишком зависит от Суэцкого канала. Через него Европа получает 50% нефти с Ближнего Востока (в первую очередь, из Саудовской Аравии, крупнейшего добытчика нефти в мире), а США – 30%;
• если Суэцкий канал закроется, нефть придется доставлять на танкерах вокруг Африки, а это лишние 6-7 тысяч миль и 10-18 дней;
• на газораспределительном терминале в Эль-Арише произошел взрыв, прервавший поставки газа из Египта в Израиль. Каир обязался поставлять газ Израилю еще в 1979 году в соответствии с условиями мирного договора между этими странами – соседями и антагонистами. Предварительная причина взрыва – теракт с целью ухудшения израильско-египетских отношений;
• Суэцкий канал наверняка станет орудием шантажа Запада, если к власти придет «режим мулл», как это случилось в Иране. Именно арабская солидарность с Египтом в его противостоянии с Израилем и поддерживающим его Западом в 1973 году привела к первому скачку цен на нефть, которые в одночасье возросли в 3-5 раз (с $ 2-3 за баррель до $ 10-12 – о тех ценах теперь вспоминается с грустью) и поставили на грань выживания всю западную экономику. Не следует забывать, что более 90% египтян с ликованием встретили известие об атаке «Аль-Каиды» на США в 2001 году;
• политические обозреватели отмечают «невнятную» позицию США во время народных волнений в Тунисе и Египте. Демократия демократией, но Америка потеряла самых верных своих союзников в арабском мире;
• В Китае, втором в мире после США потребителе энергоносителей, уровень инфляции в январе с.г. оказался равен 4,9% (против прогностических 5,3%). При этом импорт нефти в Китай в начале года по сравнению с
Грозит ли рынку коллапс из-за революции в Египте и перекрытия Суэцкого канала?
Но не все аналитики смотрят на проблему Суэцкого канала столь пессимистично:
• блокада Суэцкого канала никому не выгодна: ни Западу, зависящему от нефтяных поставок, ни нефтедобывающим странам, чье богатство основано как раз на экспорте «черного золота» – в той же Саудовской Аравии за границу направляется до 95% добытой нефти;
• Суэцкий канал – главный донор египетской казны, поэтому страна объективно не заинтересована в его закрытии;
• многие европейские судоходные компании отказались от использования Суэца еще 2 года назад, когда Египет резко поднял плату за прохождение судов по каналу. В итоге поступления в государственную казну от эксплуатации судоходной магистрали не только не выросли, но и упали на 20%. Не в этом ли одна из причин египетской революции, о которой не пишет ни одно западное СМИ, намекают эксперты?
• нефть на мировом рынке начала дорожать еще до начала событий в Египте – в начале 2011 года она уже была на очень высокой отметке $ 90 за баррель;
• Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла аль-Бадри заявил, что в случае проблем с Суэцким каналом картель увеличит объемы добычи нефти. То есть можно будет добывать больше нефти в тех регионах, откуда доставка не связана с Суэцким каналом;
• 1-1,5 млн. баррелей сырой нефти, ежедневно транспортируемых через Суэцкий канал, – это всего лишь от 2,5 до 4,5 процента мировой суточной потребности;
• некоторые аналитики указывают, что роль Суэцкого канала в мировом транзите нефти не так уж велика, как считается. Канал имеет много ограничений для танкеров (осадка – не более
• США и Европа с каждым годом все меньше зависят от ближневосточной нефти, транспортируемой через канал. Саудовская Аравия с 2009 года уже не является главным импортером нефти в США, пропустив вперед Нигерию и Мексику (которым Суэц не нужен): если в
• Саудовская Аравия переориентируется на Дальний Восток , и для этого ей также не нужен Суэцкий канал. Основными покупателями аравийской нефти сейчас становятся Китай, Япония и другие «драконы» Тихоокеанского региона. Объем поставок саудовской нефти в Китай уже превышает ее экспорт в США.
Всегда ли есть «план В»?
Запад еще со времен первого мирового нефтяного кризиса 1973 года готовился к возможным проблемам с поставками нефти:
• Европа много лет успешно воплощает в жизнь принципы политики энергетической безопасности, согласно которой в любой стране ЕС доля одного экспортера энергоресурсов не может превышать 30% от всего объема поставок. Во-первых, демонополизируются каналы поставки энергоносителей. Например, Германия, крупнейший импортер нефти в Европе, раньше «черное золото» получала из двух основных источников – из Саудовской Аравии и Ливии. В 90-х гг. прошлого столетия главными поставщиками в страну стали Россия, Норвегия и Великобритания (в первой десятке экспортеров из стран Персидского залива присутствует только Саудовская Аравия). Во-вторых, диверсифицируются типы энергоносителей – Европа снижает объемы потребляемой нефти и больше внимания уделяет газу и нетрадиционным видам энергетики. С этой целью уже построен газовый «Северный поток» из России, в скором времени начнется строительство новых газопроводов – «Южного потока» из России, Nabucco из Азербайджана, подводного газопровода из Северной Африки;
• английские и американские кампании прорабатывают проект строительства самого длинного в мире нефтепровода из богатого углеводородами Судана – через всю Африку к берегам Атлантики. При осуществлении этого глобального проекта роль Суэца моментально снизится в мире;
• в США рассматривают возможность отказа от моратория на добычу нефти и газа на 80% континентального шельфа страны, введенного еще в 1981 году. Там прячется не менее 100 млрд. баррелей нефтересурсов, и Америка могла бы дополнительно добывать до 3,5 млн. баррелей в сутки;
• в США начали использовать новые технологии бурения на недоступных ранее территориях. Новое месторождение на западе страны будет приносить более 2 млн. баррелей в день – больше, чем добыча в Мексиканском заливе. Новый метод бурения позволит снизить импорт нефти в США более чем на 50%. Китай очень заинтересован в этой технологии и готов вкладывать в нее миллиарды;
• крупнотоннажный танкерный флот сейчас простаивает. Нефтеналивные суда типа VLCC могут перевозить 2 млн. баррелей сырой нефти – в 2 раза больше, чем те что курсируют сейчас через Суэцкий канал. На сегодняшний день в мире действует около 500 танкеров VLCC, и ожидается ввод в эксплуатацию еще 60 в ближайшее время. То есть их достаточно, чтобы наладить доставку нефти в Европу и США из Персидского залива, а их крупные емкости могут компенсировать, хотя бы частично, расходы по удлинению транзитного пути вокруг мыса Доброй Надежды;
• и не стоит забывать, что в Средиземном море находится 6-й флот США, а в Аденском заливе курсируют боевые корабли Евросоюза и других государств, защищающие мирные суда от сомалийских пиратов. В случае угрозы мировому порядку военные могут применить силу для деблокирования Суэцкого канала.
В чем же выгода для России
Если всё же Суэцкий канал прекратит функционировать как транспортная артерия, Россия только получит дополнительные выгоды от поставок своей нефти и в Европу, и в США, и в другие регионы планеты:
• Россия добывает почти столько же нефти, сколько Саудовская Аравия (12% против 13% от мирового объема соответственно);
• у страны есть потенциал наращивать поставки нефти в Европу. Только по нефтепроводу «Дружба» Россия поставляет ежегодно до 60 млн. т нефти в Германию, Польшу, Чехию и другие страны;
• рост добычи нефти на Сахалине позволит России увеличить экспорт «черного золота» в страны Тихоокеанского региона (до 30% всего российского экспорта);
• Россия уже стала одним из крупнейших импортеров для Соединенных Штатов. Построенный нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» уже перекачивает ежедневно сотни тысяч баррелей нефти, и объем поставок может увеличиться. По оценке аналитиков «Barclays Capital», Россия может стать крупнейшим импортером для США;
• уменьшение потребления нефти повысит спрос на российский газ.
Что подсказывает биржа и ее трейдеры?
По мнению профессиональных трейдеров кафедры торговли производными финансовыми инструментами на товарных рынках академии биржевой торговли Masterforex-V, на будущей неделе на рынке нефти (WTI) падение котировок приостановится, и в краткосрочной перспективе возможен некоторый рост цен, чему способствуют как результаты отчета от EIA, так и обстановка на Ближнем Востоке. На этой неделе на бирже пока нет ажиотажного спроса на фьючерсы нефти марки WTI (американская нефть) и Brent. Поэтому на протяжении некоторого времени наблюдается флет.
• да, нефтретрейдеры не упустят шанс «нагреть руки»;
• да, но краткосрочно, потом цены опустятся до приемлемого уровня;
• нет.
Подробности -http://www.profi-forex.org/news/entry1008066579.html
Сорос - спец по золоту, однажды, в прошлом году он "двинул" его игре провокаций. Правда, когда все ему "поверили". стали продавать. а он "сукин сын" все это скупил.
ОтветитьУдалитьТеперь он с золота перешел на нефть. Популярист? или делает себе очередные дивиденды? И почему ему снова верят, и кто - СМИ? А где же аналитики?. где инвесторы и трейдеры, им-то виднее что творится...
а трейдеры, как всегда - последуют за рынком, куда бы он ни пошел:)))
ОтветитьУдалить