Средняя Азия традиционно считается приоритетной сферой
российской внешней политики. Бывшие советские республики, естественно, пытаются
получить максимум дивидендов от своего географического положения и предпочитают
вести игру сразу с несколькими крупными партнерами (не считая мелких, но
амбициозных, вроде Турции и Ирана), прежде всего с Соединенными Штатами
Америки, Китаем и Россией. Но последняя, бесспорно, имеет для них целый ряд
преференций:
1. Географическая
близость.
2. Общность истории.
С одной стороны, для России это очевидный плюс (в тех случаях, когда речь
заходит об общих победах или иных достижениях). С другой, большой минус,
поскольку дает возможность националистически ориентированным силам
эксплуатировать тему «империи» и «колоний», подводя под это всевозможные
«геноциды» и прочие преступления. У Китая и Америки нет таких исторических
особенностей, но пока неизвестно: хорошо это или плохо.
3. Сходство культуры,
в том числе и политической. Имеется в виду, разумеется, не традиционная
мусульманская культура среднеазиатских стран (хотя в составе Российской
Федерации находится много регионов с преимущественно исламским населением).
Речь идет скорее о советской и постсоветской культуре, которая базировалась на
схожих ценностях и единстве языка (русского). Данный фактор, в конечном итоге,
определил и некоторое сходство ментальности россиян и жителей Средней Азии.
Этим не могут похвастаться ни США, ни Китай.
4. Открытость границ.
С республиками Средней Азии, входящими в состав СНГ, у России установлен
безвизовый режим. Это способствует широкой волне миграции, в первую очередь,
трудовой. Жители региона имеют возможность зарабатывать только в России. В
Китае и без них хватает дешевой рабочей силы, а в США их просто никто не
пустит.
5. Республики Средней
Азии совместно с Россией входят в такие международные организации, как СНГ,
ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС.
Все вышеперечисленные
факторы, по идее, должны свидетельствовать в пользу России, обеспечивая ей
неоспоримые преимущества в регионе. Но, как это часто случается, с
постсоветскими странами любые, на первый взгляд, железобетонные доводы в пользу
тесного сотрудничества с Россией легко разбиваются об первый же призыв
Вашингтона или Брюсселя.
Неужели Россия теряет Среднюю Азию?
Как отмечают
аналитики землячества Средней Азии академии Masterforex-V, на состоявшихся 13
апреля в Госдуме РФ закрытых слушаниях «Центрально-Азиатский регион:
стратегическое партнерство и проблемы безопасности» обсуждался важнейший вопрос
о необходимости выработки единой стратегии в отношении среднеазиатского
региона.
Участие в обсуждении принимали не только депутаты и
различные эксперты, но и представители российских силовых структур. К единому
решению, как водится, диспутанты не пришли, зато обозначили ряд наиболее
актуальных проблем и варианты их решений:
• по мнению
присутствующего на слушаниях авторитетного аналитика, руководителя отдела
Средней Азии Института стран СНГ Андрея Грозина, положение дел в
среднеазиатской политике России весьма плачевное. Беда заключается в том, что,
по его мнению, такой политики просто не существует;
• во время обсуждения данного вопроса в стенах Госдумы
выдвигались различные предложения относительно возможных изменений на данном
направлении:
- ввести жесткий
визовый режим со всеми, кроме Казахстана и Кыргызстана (если тот вступит в
Таможенный союз). Для остальных выставить железный занавес.
Мнение экспертов
академии Masterforex-V: полномасштабное обустройство границы в этом регионе -
довольно сложный процесс в техническом плане и, к тому же, весьма
дорогостоящий.
- другой подход требует отгородиться и наращивать усилия. То
есть вести себя так, как это делают сейчас китайцы. Не пускать к себе
мигрантов, не оказывать иных видов помощи, а только сотрудничать в интересующих
Москву областях (углеводороды, коммуникации, транзит, транспорт). И, конечно
же, не пытаться влиять на внутреннюю политику в этих странах.
Мнение экспертов
академии Masterforex-V: во-первых, Китай в Средней Азии не имеет и десятой доли
того влияния, которое имеет Россия, поэтому на него ориентироваться не стоит;
во-вторых, перед Москвой и Пекином стоят совершенно разные задачи (последний не
собирается восстанавливать Советский Союз);
- третий подход предполагает упорную работу в рамках уже существующих
совместных международных институций. Оказывать влияние мягко, без давления,
по-западному. Идеальный результат – присоединение республик к Таможенному
союзу.
Мнение экспертов
академии Masterforex-V: это самый разумный и взвешенный подход к существующей
проблеме.
• еще одной темой,
которая интересовала участников форума, была потенциальная «взрывоопасность»
региона. В этом отношении наиболее «проблемными» странами были названы
Кыргызстан, Таджикистан и, неожиданно, Узбекистан. Последний, к счастью, еще не
становился ареной гражданского противостояния. Главными факторами риска для
Узбекистана, якобы, являются отсутствие механизмов легитимной передачи власти
при наличии глубоких внутренних противоречий.
Мнение экспертов
академии Masterforex-V: подобные опасения сильно преувеличены.
В Туркменистане
ситуация в свое время была намного более сложная, чем в Узбекистане, однако
легитимную передачу власти осуществить удалось в рекордно быстрые сроки. Кроме
того, вообще не ясно в связи с чем возникли подобные опасения, которые можно
легко распространить на добрую половину государств мира.
Вся информация на "Биржевой Лидер"
Комментариев нет:
Отправить комментарий