воскресенье, 17 апреля 2011 г.

Цены на нефтепродукты в Украине: необоснованный рост или выход на мировой уровень?


Рапортуя о своих успехах на поприще стабилизации экономической ситуации в Украине, правительство Азарова, как-то неохотно говорит о текущих просчетах. А сейчас одна из главных тем – стоимость топлива. За I квартал нынешнего года крупнооптовые цены на бензин марки А-76/80 выросли на 17,78%, А-92 – на 22,09%, А-98 – на 22,37%. Безусловно, можно говорить о неудачном стечении обстоятельств – как внутренних, так и внешних: отказ от транспортного сбора в пользу введения дополнительного акциза на топливо в розничных сетях, введение в действие нового Налогового кодекса, рост мировых цен на нефть из-за событий на арабском Востоке и т.п.

 Правительство Украины наглядно демонстрирует отсутствие стратегии развития топливного рынка в стране. Цены пытаются регулировать ручным способом, вводя административные запреты на повышение розничной стоимости бензина и дизельного топлива, обвиняют импортеров в сверхприбылях, руками антимонопольного комитета налагают 150-миллионный штраф на трех сетевых операторов и в то же время позволяют ранее никому неизвестной компании «Ливела» только в IV квартале 2010 года беспошлинно ввезти в Украину 361,8 тыс. тонн бензина и 176 тыс. тонн дизтоплива – и постфактум признают, что удержать цены невозможно, чуть ли не еженедельно поднимая верхнюю планку «рекомендованной цены», и подписывая меморандумы о взаимопонимании с крупнейшими трейдерами.

Кто заинтересован в введении пошлин на импорт бензина?

 В начале года Минтопэнерго и Кабмин объявили о предполагаемом вводе пошлин на импортируемые бензин ($ 130 за тонну) и дизтопливо ($ 80), ссылаясь на меморандум с МВФ, предполагающий введение этого налога.

 Кто и почему выступает за введение ограничений на импортное топливо? Эксперты Академии Masterforex-V отмечают, что:
 • Руководство 6 украинских нефтеперерабатывающих заводов. Главный довод отечественных НПЗ – дискриминационные условия работы: субсидируемые Россией НПЗ в странах Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан) покупают нефть значительно дешевле, чем украинские заводы. По подсчетам аналитиков компании «ТНК-ВР Коммерс», в феврале с.г. члены ТС таким образом получили преимущество в $ 140 на каждой тонне топлива. В случае отказа от ввода пошлины Одесский НПЗ, простаивающий с конца прошлого года, грозился не начать работу, о закрытии говорили и руководители Лисичанского НПЗ.
 • Первоначально Министерство энергетики и угольной промышленности поддерживало украинских производителей. По мнению главы Минэнерго Ю. Бойко, отмена пошлин на импортное топливо, проведенная предыдущим правительством Ю. Тимошенко, позволила импортерам монополизировать украинский рынок.
 • Национальные производители обещают, что их мощностей достаточно не только для покрытия всех потребностей Украины в топливе (а в год это составляет около 11 млн. тонн), но и для экспорта. Так, мощность Лисичанского НПЗ – 8 млн. тонн сырья в год, а в прошлом году завод переработал всего 2,5 млн. тонн. В целом же, по данным консалтинговой компании «А-95», в прошлом году отечественные НПЗ произвели 6,5 млн. тонн топлива при наличных мощностях не менее чем 12 млн. тонн.

 Позиция и аргументы противников пошлин на импорт:
 • Минэкономразвития не видит оснований для введения пошлин, так как импорт не угрожает национальным производителям. Ввод пошлин на импорт, по мнению замминистра В. Копылова, только повысит цены на нефтепродукты на 30-40%.
 • Импортеры нефтепродуктов корень зла видят не в своей деятельности, а в отсутствии модернизации украинских НПЗ, контрабанде и массовых фальсификациях топлива.
 • Министерство финансов и налоговики прогнозируют рост цен и увеличение доли контрафактной продукции на украинских АЗС.
 • С уменьшением импорта снизится доля качественного бензина стандарта Евро-4 и Евро-5, которая сейчас составляет 40%. Украинские НПЗ выпускают в основном устаревшее топливо Евро-3.

Смогут ли отечественные НПЗ обеспечить страну дешевым бензином?

 Николай Азаров верит, что украинские НПЗ смогут обеспечить страну дешевы топливом. Для их поддержки он поручил НАК «Нафтогаз Украины» закупить 100 тыс. тонн нефти и 100 тыс. тонн нефтепродуктов для дальнейшей переработки на украинских НПЗ.

 Выполнят ли отечественные НПЗ поставленную задачу? По данным Антимонопольного комитета, лидерами роста розничных цен оказались как раз операторы, работающие с украинскими заводами – «Лукойл-Украина» (Одесский НПЗ) и «ТНК-ВР Коммерс» (Лисичанский НПЗ):
 • Глубина переработки нефти на отечественных НПЗ в два раза ниже, чем на европейских заводах: 200 тонн против 400 тонн из каждой тысячи тонн нефти.
 • НПЗ Европы и стран Таможенного союза выигрывают у украинских заводов, в первую очередь, за счет высокого качества производства. За последние 10 лет ТНК-ВР вложила в модернизацию Лисичанского НПЗ около $ 500 млн., в то время как Мозырский НПЗ (Беларусь) за тот же период – около $ 1,25 млрд., литовский «Мажейкю нафта» – более $ 1 млрд. Украинские НПЗ готовы провести модернизацию, но за счет населения, считают эксперты.
 • Кроме себестоимости производства, на величину стоимости топлива влияют и другие рычаги, которые находятся в руках государства. По информации директора «А-95» С. Куюна, за последние три года акцизы на топливо выросли в 3 раза с € 60 до 182. А глава Совета Нацбанка Украины П. Порошенко и председатель Института собственности и свободы Д. Ляпин обращают внимание на высокую коррупционную составляющую, что существенно удорожает стоимость топлива в стране.
 • Согласно данным компании Upeco, в Украине самые низкие цены на топливо в Европе (не считая стран Таможенного союза). В настоящее время цена 1 литра самого популярного бензина А-95 на украинских АЗС составляет € 0,89, в то время как в Европе цены до двух раз выше.

Кроме цены важно качество

 Как пояснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов Украины академии Masterforex-V, кроме стоимости требуется и соответствующее качество топлива:
 • Топливо европейского стандарта в Украине могут выпускать только два завода – Одесский и Лисичанский.
 • Что такое качество бензина? Это работоспособность и срок эксплуатации транспортного средства. Исходя из того, что большинство продаваемых машин в Украине составляют иномарки, бензина стандарта Евро-4 и Евро-5 с каждым годом необходимо всё больше. Чтобы модернизировать украинские НПЗ с устаревшим производством, необходимо не менее $ 700 млн. для каждого завода.
 • Импортный бензин. Более половины продаваемого самого популярного бензина А-95 на украинских заправках – импортного производства.
 • Пресечение фальсификата. Около трети реализуемого в розницу бензина – фальсификат. Для дизельного топлива эта цифра еще более внушительная – 50%. С 2009 года государство не проводило контроль качества топлива на АЗС. Только в этом году было выделено 27 млн. грн. для приобретения 12 передвижных лабораторий.

 Для борьбы с ценами правительство Украины пошло на беспрецедентный шаг, снизив акцизы на бензин на $50 с каждой тонны и $20-30 на дизтопливо. Однако, действовать этот мораторий будет только в течение II квартала текущего ода.

Каких цен ожидать на ГСМ, сколько будет стоить бензин в Украине?

 Приведем таблицу с данными цен на ГСМ по областям Украины:

  
По мнению аналитиков кафедры FMA-SAR академии Masterforex-V, восходящая среднесрочная тенденция движения цены продолжается, об этом говорит пробитие уровня максимума $3,275, который образовался еще в начале торговой недели. После длительного пребывания в коридоре флета, границы которого обозначены горизонтальными линиями синего цвета, цена все же смогла его преодолеть и закрепиться за ним, образовав коридор с нижней границей $3,275 (уровнем прошлого максимума) и верхней границей $3,300. Дальнейшее движение цены вероятно продолжится в том же направлении. Откорректировавшись, цена пробьет уровень $3,300 (верхнюю границу флета) и продолжит движение к следующим уровням (обозн.зел.стрелкой). Но так же имеет место возможность иного развития событий. А именно, если цена, откорректировавшись флетом, не сможет пробить уровень $3,300 верхней границы текущего флета, то возможно падение обратно до уровня $3,225 (обознач. кр. стрелк.)


  
Проголосуй на «Биржевой Лидер»

Комментариев нет:

Отправить комментарий