Во всех странах-экспортерах нефти стабильные цены на топливо
для населения. Это утверждение справедливо для большинства представителей ОПЕК,
но не для России. Месяц назад, выступая
на совещании «Об итогах деятельности топливо-энергетического комплекса России в
2010 году и задачах на 2011 год», премьер-министр России Владимир Путин резко высказал
недовольство взлетевшими ценами на автомобильное и авиационное топливо. В
результате российский премьер поддержал предложение главы Федеральной
антимонопольной службы России (ФАС) Артемьева о принятии специального закона,
регулирующего цены на топливо в зависимости от мировых цен на «черное золото»,
а основные российские нефтетрейдеры быстро снизили расценки на бензин и
дизельное топливо в розничной торговле.
И хотя российский рынок нефтепродуктов весьма стабилен, цены
на автомобильное продолжают потихоньку расти – с начала года потребительские
цены на бензин в среднем выросли на 2,2%. По всей России проходят акции
протестов автомобилистов, требующих понижения цен на топливо как минимум на
30%. В стране-экспортере нефти, считают активисты протестующих, горючка не
должна стоить свыше 20 рублей за литр.
Что предлагает ФАС?
Эксперты Академии Форекс и биржевой торговли Masterforex-V
отмечают что, на прошлой неделе ФАС предоставила в Минэнергетики,
Минэкономразвития и Федеральную службу по финансовым рынкам проекты
разработанных ею законов «Об обороте нефти и нефтепродуктов в РФ» и «О рыночном
ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ»:
• законопроекты предусматривают сразу три индекса рыночных
цен на топливо – по сопоставимым с РФ зарубежным рынкам, по биржевым и
внебиржевым ценам на нефть и основные нефтепродукты. ФАС отстаивает тезис, что
фактор мировых цен не должен быть определяющим при формировании цен на
внутреннем рынке;
• законопроекты предусматривают дальнейшее развитие торговли
нефтепродуктами на биржах;
• предлагается отпускать около 15% нефтепродуктов на нужды
ведомств и компаний с госучастием;
• усиливается ответственность товарно-сырьевых бирж за
нарушение антимонопольного законодательства. Еще не закончился первый квартал
2011 года, а ФАС уже наложила штрафов за неоправданное повышение цен на
нефтепродукты на общую сумму в 10 млрд. рублей;
• ФАС отказывается от введения государственного
регулирования цен на автомобильное топливо, ссылаясь на аналогичный опыт с
недавним введением госконтроля на авиатопливо: как только стали утверждать
твердые тарифы, цены оказались выше, чем были до введения государственной
регуляции. Все же цены, признаются аналитики ФАС, должны регулироваться рынком,
а не указами.
Какие цены на данный момент по регионам России?
Таблица средних розничных цен по регионам РФ, руб./литр:
Что будет с ценами нынешней весной?
Из года в год ФАС штрафует крупнейшие российские нефтяные
компании за завышенные цены на топливо, но цены неуклонно ползут вверх:
• сразу же после заявления В. Путина цены на автозаправках
незначительно снизились и в марте продолжили понемногу падать. За минувшую
неделю в среднем по России цены на высокооктановые бензины упали на 6-7 копеек
за литр, однако в нескольких европейских регионах РФ цены выросли до 1%.
Средняя цена 92-го бензина в России составила 23,43 руб./л, а 95-го – 25,38
руб./л;
• при этом на спотовом рынке апрельский бензин дорожает.
92-й бензин вырос в цене на 178 рублей за тонну (до 25.378 рублей), 95-й – на
73 руб./т (до 26.980 рублей). Пока что на автозаправках и в хранилищах есть
запасы топлива по старой цене, но в свете роста цен на спотовом рынке уже в
апреле стоить ожидать повышения и розничных цен. Самый дорогой 92-й бензин
сейчас продается на российском Дальнем Востоке – 26.550 рублей за тонну, а в
Южном федеральном округе больше всего просят за 95-й бензин – 28.600 руб./т;
• эксперты отмечают ограничение предложения на рынке
нефтепродуктов в связи с остановкой нескольких нефтеперерабатывающих заводов –
в Рязани, Самаре, Омске и др.;
• началось сезонное удорожание и спотовых партий летнего
дизельного топлива. Пока что на автозаправках летнее ДТ дешевеет – за неделю
цены в среднем по России снизились на 11 копеек за литр, но в опте с начала
марта летнее ДТ уже подорожало на 129 руб./т (1,9%) во всех европейских
регионах России;
• с 1 апреля с.г. в России повысятся экспортные пошлины на
светлые нефтепродукты (с $ 244,6 до $ 283,9 за тонну), но при существующих
ценах в Европе для нефтяных компаний экспорт остается более предпочтительным,
чем внутренний рынок (порядка 700-800 рублей на каждой тонне).
По мнению аналитиков факультета детального изучения торговой
системы Masterforex-V подорожание цен на бензин и дизельное топливо вызвано с
ограничением предложения топлива на рынке. Остановка на ремонтные работы
нескольких Российских Нефте Перерабатывающих Заводов, таких как, Рязанский НПК,
ЯНОС, Самарский группа НПЗ и Омский НПЗ, а также выросший спрос на летнее
дизельное топливо провоцирует подъем цен на спотовом рынке.
Также, по мнению экспертов, в условиях возобновившегося
роста цен на нефть в мире и повышения акцизного сбора на нефтепродукты и
внедрения пошлин может привести к еще большему увеличению розничных цен на
бензин А-95 и дизельного топлива
Что победит – государственный интерес или желание нефтяных и
перерабатывающих компаний увеличить свои доходы? Ответ дал сам Владимир Путин:
рост цен на топливо в первую очередь провоцируется все возрастающим спросом –
вначале появляется небольшой дефицит, а потом, как бы в ответ на него, растут и
цены.
Больше информации - "Биржевой Лидер"
Комментариев нет:
Отправить комментарий