История пиратства насчитывает много веков, если не
тысячелетий. Пираты не раз оказывали свое влияние на ход мировой истории,
своими географическими открытиями, изобретениями и грабежами торговых судов. И
всегда представители официальной власти задумывались над наиболее эффективным
решением проблемы корсаров. Можно ли и как решить проблему пиратства у берегов Сомали,
т.к. ведущие страны мира показали полную неспособность решить вопрос
безопасности стратегической транспортной артерии мира. По словам одного из
обозревателей СМИ, пиратство уже «…перестало быть раздражающей мелочью – теперь
это первостепенная угроза экономическому благосостоянию мира», глобальный
вызов. И главное, отмечают эксперты Академии Masterforex-V, повышенное внимание
к проблеме «сомалийского пиратства» появляется по одной простой причине: от
элементарной неспособности с ним справиться. Что же мешает решить данную
проблему и можно ли ее решить вообще?
Как боролись с пиратством в Аденском заливе до сих пор?
1. Сначала никак не боролись. Просто предлагали владельцам
судоходных компаний нанимать охрану для кораблей и груза.
2. Когда после нескольких резонансных захватов судов и
выкупов заложников проблема стала очевидной, некоторые государственные лидеры
начали делать громкие заявления и сыпать угрозами. Но этим, как правило, все и
ограничивалось, даже единичные силовые акции, вроде расправы французских
спецназовцев над похитителями нескольких граждан страны, не могли изменить
ситуации. Количество пиратов измерялось тысячами и росло с каждым днем.
3. В середине 2008 года президенты России и США Д.Медведев и
Д.Буш договорились начать в Совете Безопасности ООН работу "по созданию
правовой базы для применения совместных силовых мер против сомалийских
пиратов".
4. Вскоре ООН разрешил иностранным военным судам входить в
территориальные воды Сомали, преследуя пиратов.
5. Вблизи Африканского рога стали постоянно курсировать
военные корабли США, Великобритании, Франции, Нидерландов, России, Испании,
Италии, Дании, Индии, Малайзии, Южной Кореи, Китая и Японии.
6. Если сначала пираты, завидев такую армаду, слегка
притихли, то вскоре снова осмелели и возобновили свою деятельность в полном
объеме. Например, в начале апреля 2009 года пираты захватили британский корабль
"Маласпина Касл" прямо «под носом» у международной эскадры.
7. В 2010 году сомалийские пираты захватили рекордное
количество трофеев и жертв - 53 гражданских судна и 1181 члена экипажа.
8. Наиболее жестко с пиратами пока что борются лишь ВМФ
Франции и США: они часто стреляют на поражение, идут на силовой захват. Однако
силу они применяют только при освобождении... соотечественников и кораблей,
шедших под флагами Франции и США. В мае 2010 года силу против пиратов,
захвативших российское судно "Московский университет" применили и
русские, тогда все нападавшие были захвачены, один из них погиб.
Что же мешает победить сомалийских пиратов?
Факторов, влияющих на успех, тут множество, пояснили
эксперты землячества трейдеров и инвесторов африканских государств Академии
Masterforex-V: от стратегических до тактических:
• Легитимность борьбы. К глобальным помехам в борьбе с
пиратством следует отнести проблемы с легитимностью такой борьбы. Мир сейчас
очень церемонный и для любых действий (особенно за пределами родины) силовикам
нужно массу разрешений. Пока что отсутствует международное правовое поле для
проведения масштабных операций против граждан иной страны, иначе ее саму могут
обвинить в государственном терроризме.
• Нехватка политической воли у лидеров великих государств.
Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что победить пиратство только на море
не удастся. Вторжение на сушу с целью ликвидации баз флибустьеров просто
необходимо. А это неизбежно будет означать большие потери для интервентов. В
Сомали уже около 20 лет идет гражданская война, страна разделена между
враждующими кланами и вооруженное вмешательство в их дела очень небезопасно,
т.к. ситуация хуже, чем в Ираке и Афганистане
• Неэффективность применения больших военных судов. Борьба
больших противолодочных кораблей и авианосцев с маленькими резиновыми лодками
пиратов напоминает стрельбу по воробьям из пушки. Внешне все выглядит очень
эффектно (и затратно), на деле получается "реалити шоу"
• Низкий уровень координации действий между кораблями разных
стран. Многие из них оказывают помощь только гражданским судам, идущим под их
родным флагом.
• Руководство в действиях законами собственной страны.
Например, канадцы и голландцы могут только отбивать у пиратов захваченные суда,
а пленных они вынуждены отпускать. Японцы до последнего времени вообще не имели
права открывать огонь за пределами территориальных вод Японии (потребовался специальный
закон, чтоб им это разрешить). Россияне пленных передавали властям соседнего
Йемена. Французы и американцы передавали захваченных флибустьеров сомалийским
властям. Только нескольких обвиняемых в нападении на граждан Франции и США
доставили в эти страны для суда.
На сегодняшний момент реальность такова: что 9 из 10
пойманных пиратов приходится... отпускать, в связи с нехваткой ресурсов для их
обвинения и заключения. Убивать пиратов военные боятся, поскольку те, в
отместку, будут убивать захваченных заложников данной страны. Так пираты
пообещали поступать с французами и американцами после гибели нескольких своих
подельников от рук натовских спецназовцев. Сила против пиратов применяется
только по факту совершенного преступления, то есть после захвата судна. То есть
когда пиратов военные моряки просто видят на море, они, в лучшем случае, их
просто отгоняют. А когда гражданское судно уже захвачено, ситуация резко
усложняется, поскольку у пиратов появляются заложники. Как правило, дело
заканчивается выкупом.
Сам факт выкупа необычайно вдохновляет морских разбойников,
поскольку служит лучшим доказательством их победы. Пока корпорации будут
платить выкуп флибустьерам, пиратство в Аденском заливе будет процветать, а
моторные лодки сомалийцев, часто выбросив автоматическое оружие за борт, махать
в приветствие военным вертолетам и катерам стран НАТО, как обыкновенные рыбаки.
Почему к сомалийским пиратам нельзя относиться
легкомысленно?
• Ежесуточно водами Аденского залива проходит около 250
судов торгового флота, которые перевозят до 10% всех азиатских товаров,
потребляемых в Европе. Некоторые товары, например чай, перевозятся в страны
Старого света только через Аденский залив. Так уж сложилось.
• Данным путем транспортируется до трети всей, потребляемой в
мире(!) нефти. После революции в Ливии и перераспределения «нагрузки» в пользу
Саудовской Аравии через опасный Аденский залив может проходить значительно
больше танкеров с нефтью.
• Ущерб, причиненный только лишь нападениями пиратов, уже
близок к шокирующей цифре 10 (!) триллионов долларов. А если мыслить в
перспективе и представить себе ситуацию, когда Суэцкий канал закроется для
судоходства, и товары из Азии в Европу придется доставлять в обход Африканского
континента, то становится совсем не смешно.
• В этом случае срок доставки товаров автоматически
возрастет на 2-3 недели, понадобится привлечение значительного количества
морского транспорта и людей, что неизбежно приведет к подорожанию товаров
(следовательно, к потере конкурентоспособности), перебоям и даже дефициту.
• Если вспомнить, что под азиатскими товарами
подразумеваются, прежде всего, китайские товары, то нетрудно догадаться, кто
более остальных пострадает от продолжения пиратских бесчинств в Аденском
заливе, и кому выгодна возросшая роль в мире сомалийских пиратов. Теперь
становиться понятно, почему неторопливый и обстоятельный Пекин, наконец-то
вплотную заинтересовался сомалийскими пиратами.
Что предлагают Китай и Россия?
Эти две страны возглавили инициативу ООН по борьбе с
пиратством у злосчастных берегов Африканского Рога. Сейчас составлен пакет
предложений, которые обязывают Совет Безопасности ООН немедленно принять
следующие меры:
• создать три суда по делам пиратства;
• открыть минимум две тюрьмы для пиратов;
• предложить всем государствам внести поправки в
национальное законодательство, предусматривающие криминализацию пиратства.
Хочешь высказать свое мнение? Заходи - http://www.profi-forex.by/news/entry5000003891.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий