понедельник, 26 марта 2012 г.

Куда стремиться Volvo ?


Как известно, в 2010 году легендарная марка Volvo, прежде принадлежавшая компании Ford, перешла под контроль китайского концерна Geely Holding Group. С того самого момента уже миновал год, а значит, у экспертов, специалистов и, естественно, инвесторов появились первые данные о состоянии «самочувствия» Volvo Car Corporation в новом семействе, позволяющие в какой-то степени определиться с оценками ее ближайшего будущего. Вот только уж больно эти свежие данные – неоднозначные и противоречивые.

Что год ушедший нам оставил?

Как объяснили эксперты землячества трейдеров и инвесторов Китая Академии Masterforex-V, с одной стороны, новости от Volvo выглядят вполне обнадеживающими:
- самый быстро развивающийся автомобильный бренд в мире. Рост компании за год повысился с 21процентов до 29 процентов. Это связано, в том числе, и с тем, что принадлежность компании к Geely позволила выйти на бурно развивающийся китайский рынок, такой желанный для любого серьезного автопроизводителя;
- легендарная безопасность Volvo, сделавшая ее знаменитой во всем мире (напомним, компания первой поставила на серийных машинах трехточечные ремни безопасности, детские кресла, надуваемые занавески, активные подголовники и др.), по-прежнему привлекает многочисленных покупателей. О надежности этих авто говорят не иначе как о занудно-совершенной, тотальной безопасности. Эти заслуги признавались по обе стороны Атлантики и в прошлом году. К примеру, Volvo S60 стал единственным европейским авто класса «люкс», получившим высший рейтинг безопасности в США (US-NCAP), сразу пять моделям Volvo – C30, S60, S80, XC60 и XC90 – получили награду «2012 Top Safety Pick» Страхового института дорожной безопасности США. В Германии эта шведская марка заняла первое место, оставив позади все немецкие и японские премиальные бренды (результаты американского агентства J.D. Power) и т.д.;
- наилучшее соотношение цены и качества. Напомним, что эксперты американского автомобильного справочника Kelley Blue Book недавно самым доступным авто премиум-бренда признали Volvo C30 (выбирали машины с самой низкой стоимостью владения за пять лет, учитывали все – от затрат на бензин и страховки до техобслуживания и ремонта);
- легкоузнаваемый внешний вид. Из-за их угловатого фирменного дизайна, холодноватой скандинавской привлекательности, Volvo невозможно перепутать с другими машинами, а индивидуальность – не последний фактор при выборе машины.

Сама Volvo Car Corporation полна надежд на будущее, излучает оптимизм, уверяя, что с новым владельцем, новой организацией производства и новой командой высшего руководства, непременно станет самым лучшим автопроизводителем в мире. Но, как известно, у любой медали – две стороны. Так вот, с другой стороны, полагает ряд экспертов, год ушедший с новой силой подтвердил опасения, что с изменением собственников компании заканчивается история легендарной марки. В СМИ нередко можно увидеть заголовки типа – «Китай «съел» шведский автопром», «Шведский автопром «поставили к стенке», мол:
- Китай пока так и не помог Volvo, как им хотелось бы. В целом, положение компании остается плачевным. Получается, второй брак – новые надежды и старые проблемы;
- Volvo становится китайской. Той Volvo, которую все знают и ценят, которая умеет делать дорогие и комфортные машины, больше не будет. Исчезнет харизма шведского автопрома. Автопрома, который никогда не гнался за показным богатством и пафосной роскошью (машины эти явно не для любителей светодиодных гирлянд и других автопонтов), а всегда на первое место ставил человеческую жизнь (ну, где еще материалы для отделки салона подбирают с тем, чтобы они не влияли на людей, страдающих аллергией?).

Так как же относиться инвесторам к «повторному браку» Volvo Car Corporation? Какой важный сигнал для долгосрочного инвестирования подает компания сегодня? Ответ на эти и другие вопросы искали аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V.

Объемы продаж или… как «крутилась» и куда «покатилась» Volvo Car Corporation в 2011 году

Как известно, в переводе с латыни «volvo» означает «я кручусь» или «я качусь». В таком случае, как же «крутилась» и «катилась» Volvo Car в прошлом году? Ведь успех любой корпорации измеряется объемами продаж и долей на рынках, именно они показывают, насколько она выдерживает конкуренцию.

Volvo в 2011 году показала рекорды продаж – более 449 тысяч автомобилей, то есть продажи выросли на 20,3 процентов по сравнению с 2010 годом. При этом рост продаж наблюдался во всех регионах. Самый уверенный прирост показал, естественно, Китай (+54,4 процента), но продажи выросли и в Северной Америке (+22,5 процента), странах Скандинавии (+13,3 процентов) и даже в Европе (+13,1 процентов).

В России продажи увеличились более чем на 80 процентов (более 19 тыс. автомобилей). Кстати, российский рынок оказался самым быстро растущим в мире, опережающим по темпам даже китайский, сказалась приспособленность этих авто для сурового российского климата и непростых дорожных условий (той же разбитой грунтовки).

Скептики, правда, считают, что компания в прошлом году – лишь добрала то, что потеряла в кризис. 2012 год поможет точнее определиться с тем, что происходит с Volvo– подъем или всплеск.

Насколько «накрутила» и «накатила» Volvo Car Corporationв 2011 году

Что касается первых девяти месяцев, то, с одной стороны, Volvo Car получила чистую прибыль в 53,8 миллиона евро (в первую очередь за счет повышения продаж и улучшения модельного ряда), то есть под управлением китайских менеджеров она перестала быть убыточной:


С другой стороны, по итогам III квартала 2011 года компания понесла убытки в размере 116 млн. долл. Очевидно, что в ближайшей перспективе на финансовых результатах Volvo будут сказываться рост расходов на новые технологии и расширение производства в Китае. Как признал председатель правления Geely Ли Шуфу, «Нам предстоит пройти долгий, трудный путь, чтобы вернуть к рентабельности престижный, но убыточный шведский бренд Volvo». Тем не менее, в компании прогнозировали, что общие показатели за 2011 год будут положительными.


Когда финансы поют романсы

Как считает независимый канадский эксперт Академии Masterforex-V Евгений Ольховский, темпы роста продаж Volvo в 2011 году уменьшились, а это в свою очередь на языке трейдеров означает пятая (последняя) волна. То есть применительно к прошлому году правильным будет говорить не о впечатляющем росте компании, а лишь о снижении, замедлении ее падения. Надо признать, что подобные выводы относительно Volvo совсем не случайны.

Существует целый ряд причин, которые привели компанию к нынешнему проблемному состоянию. Аналитики Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V выделили некоторые из них:
приоритеты Volvo Group. Как известно, в эту широко известную корпорацию до 1999 года входило отделение легковых автомобилей Volvo Personvagnar (в США известна как Volvo Car). Так вот, главным ее направлением было производство грузовиков и строительной техники. То есть, Volvo Car всегда была на вторых-третьих ролях, а значит, на грани рентабельности. Здесь не лишним будет также напомнить, что Швеция отличается высоким уровнем жизни, высокооплачиваемой рабочей силой, широким масштабом социальной политики и мощными профсоюзами со всеми вытекающими из этого последствиями для конкурентоспособности производства;
либеральная политика правительства. В кризис шведское правительство поддержало национальных автопроизводителей, но при этом, в отличие от тех же американцев, от вхождения государства в состав их акционеров, частичной и временной их национализации – отказалось. Когда Volvo входило в состав Ford, американцы просили шведское правительство о частичной национализации этого подразделения, но не дождались. Принципы, однако. Это противоречило либеральным установкам правительства. В Швеции считают, что децентрализованная рыночная система производства чрезвычайно эффективна, государству нечего вмешиваться в деятельность предприятий. Рынок все вылечит, поправит и исправит;
частная смена собственника. Когда Volvo Group поняла, что более не в состоянии содержать Volvo Car, она в 1999 году продала ее Ford. В общем, для Volvo началась история «колобка», той самой круглой говорящей булки, все напевавшей – «я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» и т.д. Когда же уже Ford не смог поддерживать шведскую марку (все усугубил кризис, хотя она уже с 2006 года была убыточной), спасаясь от кризиса упрощением и распродажей бизнеса, он в 2010 году продает Volvo Car молодому автопроизводителю – китайскому концерну Geely Holding Group. Продает на 4,6 млрд. долл. меньше, чем потратил на ее покупку в 1999 году. Так шведский «колобок» докатился до Поднебесной. Разумеется, все эти перипетии осложнили задачу последовательного развития Volvo. В этом смысле весьма поучительна история другого шведского авопроизводителя – компании Saab. Она рассчитывала удержаться на плаву за счет китайских инвесторов, и последние, надо отдать им должное, пытались весь год спасти компанию, но прежний владелец Saab – General Motors наотрез отказала китайцам в допуске к технологиям. Более того, GM собиралась ликвидировать это производство. Иными словами, Saab стал заложником политики и конкуренции сильных мира сего. А что же шведские власти? Они возложили всю ответственность за закрытие шведской компании на GM, мол, власти не были в курсе этих планов. Чем все закончилось? Год назад Saab прекратила производство автомобилей. Так мир потерял один из старейших автомобильных брендов. Да упокойся с миром, Saab;
«люксовая» ниша Volvo. Чтобы там не говорили, но создавать и выпускать Volvo – это дорогое удовольствие. В таком деле главное, чтобы не оскудела рука дающего. Этот бренд был самым успешным активом «люксового» подразделения Ford (наряду с Aston Martin, Jaguar, Land Rover), но все равно приносил компании убытки;
внутренние проблемы Volvo. Среди них назовем основные, бросающиеся в глаза:
- у компании явно не хватает флагманов, которые могли бы бросить вызов BMW 7 серии или Mercedes S-класса. Не часто Volvo балует своих почитателей интересными новинками;
- время от времени появляются претензии даже к самым надежным авто. Так, недавно в США Национальная администрация безопасности дорожного движения заявила, что неправильное покрытие днища Volvo S60 и XC60 может привести к возгоранию, пришлось компании отзывать тысячи машин. Порой раздражает излишняя навязчивость средств безопасности, к примеру, неожиданные красные всполохи внизу лобового стекла по поводу слишком быстрого сокращения дистанции к другой машине и пр.;
- уязвимым местом Volvo является ее цена. Так, простая версия Volvo V60 с 150-сильным мотором стоит почти 1 млн. 200 тыс. рублей, а богатые версии достигают и 2 млн. рублей. К тому же по поводу Volvo существует устойчивое мнение, что купить ее все же можно, но нельзя продать. Типа: дорогая машина, полжизни копишь, а потом полжизни продать не можешь. А ведь в скучной жизни каждого автолюбителя есть только два счастливых момента: когда он покупает автомобиль, и когда он продает его. И потом, по такой высокой цене, у Volvo все-таки слишком скромный салон.
Добавим еще, что эти машины очень дорогие в ремонте и обслуживании, пожалуй, дороже даже Mercedes;
- качественные и безопасные автомобили, но скучные и неяркие. Часть экспертов утверждает, что старые угловатые силуэты и «чемоданные» формы Volvo больше не привлекают покупателей, а значит, стиль нужно кардинально менять.

В общем, мораль басни о Volvo состоит в том, что эпоха компаний-одиночек в мировом автопроме, по-видимому, закончилась, во всяком случае для «люксовой» группы. Глобализация – это та реальность, от которой, увы, никуда не деться.

Конец старой жизни – начало новой жизни?

Как известно, каждый человек имеет право исправить неудавшуюся семейную жизнь. Более того, статистика утверждает, что повторные браки более стабильны. Собственно, это второй шанс построить крепкую, дружную семью. Применимы ли подобные сентенции к последнему слиянию Volvo Car Corporation? И если ответ утвердительный, то стоит ли ожидать возрождения этого бренда?

В самой Volvo твердо уверены в успехе и уже выстраивают новые контуры развития марки. Среди главных направлений компании намечены следующие:
серьезно вложиться в исследования и разработки, что должно заложить твердый фундамент на долгосрочную перспективу. У китайской Geely Holding Group есть для этого деньги. Volvo Car в ближайшие годы собирается инвестировать 11 млрд. долл.;
разработка и внедрение новых технологий. Запланировано, что новые авто Volvo будут базироваться на архитектуре масштабируемой платформы (SPA). То есть практически все ее модели будут создаваться на одной сборочной линии, что позволит, в том числе, снизить расходы и издержки производства. Благодаря этой единой архитектуре для всех моделей Volvo Car надеется выйти в мировые лидеры.

Разработчики компании постоянно держат руку на пульсе, чему доказательством является хотя бы система «Volvo On Call», позволяющая водителю и машине быть всегда на связи. С ее помощью владелец, в частности, может увидеть местонахождение авто на стоянке, дистанционно заблокировать замки, включить предпусковой отопитель салона, а в случае срабатывания сигнализации, немедленно получить сигнал на телефон. Так что, как было сказано в сообщении об этой инновации, гаджетоманы непременно пересядут на Volvo.

Идут новые разработки и в области безопасности. Можно вспомнить систему предупреждения водителя (Drіver Alert Control), которая предупреждает утомленных и рассеянных водителей об опасности звуковым сигналом и текстовым сообщением. Символ кофейной чашки напомнит водителю о желательности отдыха. В общем, не спи за рулем – стране нужен каждый налогоплательщик. Или система наблюдения за разметкой дороги (Lane Departure Warnіng), предупреждающая водителя тихим сигналом, если он пересекает одну из дорожных разметок недолжным образом. А система City Safety способна следить за дорогой и в случае опасности остановить машину без участия водителя. И, наконец, как же не вспомнить о системе обнаружения пешеходов, которая предостерегает водителя громким звуком и мигающим светом, а в случае его замешательства, машина в состоянии автоматически включить тормоза. А о первой в мире автомобильной подушке безопасности для защиты пешехода, изобретенной Volvo, и напоминать никому не надо.

Чем хороши разработки активной безопасности Volvo Car и почему их считают лучшими в мире? Они основаны на принципе ухода от столкновения, предупреждают само возникновение аварийных ситуаций. Но компания не думает останавливаться на достигнутом, уже заявлена амбициозная цель – к 2020 году создать машину, которая будет не просто спасать жизнь пассажирам при авариях, но и уберегать их от травм. Скептики, правда, считают, что цель эта, конечно, благая, вот только недостижимая;

выпуск новых моделей. Компания обещает, что уже в этом году покупатели увидят ряд значимых новинок от Volvo Car. К примеру, Volvo планирует представить полноприводной автомобиль, вступив тем самым в борьбу с Audi и BMW. С Volvo XC60 компания, между прочим, чуть ли не последней, планирует войти в очень модный сегмент – среднеразмерных кроссоверов/

Как объяснила в интервью журналу "Биржевой лидер" Щербинина Катерина, представитель LLC "Volvo Cars" (Россия), компания Volvo с оптимизмом смотрит в будущее. На автосалоне в Женеве компания представила новую модель Volvo V40, в которой среди новых решений безопасности особо выделяется первая в мире подушка безопасности для пешеходов. В процессе активации подушка безопасности для пешеходов поднимает капот, который становится менее жестким препятствием для пешехода, и закрывает часть передних стоек и лобового стекла.

экономичность и экологичность автоновинок. Как и другие автокомпании, Volvo разрабатывает экономичные автомобили и автомобили на альтернативных видах топлива. Она уже лидирует среди европейских автопроизводителей по снижению выброса CO2 и экономичному расходу топлива. Здесь считают, что пришло время ограничить количество цилиндров, поэтому их новая линейка двигателей включает только четырехцилиндровые двигатели, правда, по мощности они равны шестицилиндровым. Volvo скоро будет готова представить Volvo V60 Plug-in Hybrid – первый в мире дизельный гибридный автомобиль с аккумуляторами, заряжаемыми от обычной электросети;
обновленный дизайн. Отныне компания намерена обращать внимание не только на безопасность и надежность авто, но на их эмоциональность. Наглядным примером этих изменений может служить новая Volvo S60. О ней говорят не иначе как о песне, космическом корабле на колесах – другие бамперы, оптика, темная выпуклая решетка радиатора, хромированные элементы, большие задние фонари, все это наилучшим образом подчеркивают спортивный тип модели;
расширение производства. Volvo уверена, что связь с Китаем даст ей масштабы, которых у нее никогда прежде не было. Компания планирует строительство завода в Китае, что позволит ей вернуться к прибыльности уже через пару лет. А в перспективе – возведение здесь еще двух предприятий. Поскольку эта сделка была освящена китайским правительством, в компании надеются, что Volvo могут заменить Audi в качестве официального автомобиля китайского руководства. Мелочь в мировом масштабе, а приятно.

В Volvo Car надеются, что им удастся превратить убыточное производство в прибыльное, до 2020 года выйти на цифру в 800 тысяч проданных автомобилей в год и на равных конкурировать с BMW, Audi и Mercedes-Benz. Официальными представителями компании Volvo в России является LLC "Volvo Cars", в Украине Volvo Truck Corporation, ВIКIНГ МОТОРЗ, а в Беларуси Volvo Truck Corporation

Если же вернуться к метафоре с «повторным браком», то в наше время – это достаточно распространенное явление. Но повторный брак это всегда большая работа. Ну и еще – торжество надежды над опытом.

Фондовый рынок: стоит ли инвесторам вкладывать в акции компании?

Как объяснил в интервью журналу "Биржевой лидер" руководитель кафедры портфельных инвестиций Академии Masterforex-V Алексей Афанасьев, второй по величине производитель грузовиков в мире Volvo AB объявила, что она сохраняет свой прогноз на 2012 год после того, как чистая прибыль за четвертый квартал 2011 года увеличилась на 40% до 4,8 млрд шведских крон (около 710 000 000 долларов) за счет увеличения продаж.

За тот же период 2010 года чистая прибыль составила 3,4 млрд. крон, а теперь аналитики ожидали роста до 4,7 млрд. крон. Операционная прибыль за квартал выросла на 25,4 процентов до 6,955 млрд. крон, но осталась ниже ожиданий аналитиков на рост 7,24 млрд..

В Северной Америке в 2012 году компания оценивает, что общий объем рынка будет расти и к концу года будет продано около 250 000 тяжелых грузовиков. Для Европы перспективы по-прежнему трудно определить из-за неопределенности по поводу экономики, хотя прогноз продаж около 220 000 тяжелых грузовиков сохранился. Компания является интересной для инвестиций.

Акции компании на протяжении последних 4 месяцев находились в ап-тренде, но, не сумев преодолеть отметку в 100 долларов начали ощущаться негативные настроения инвесторов. В районе 100 долларов, вероятнее всего, проводили фиксацию прибыли крупные игроки, причиной этому возможно послужила психологическая отметка на графике и прогнозы аналитиков по продажам компании на ближайший отчетный квартал. Но в целом фундаментально компания выглядит достаточно сильно и после коррекции по всему рынку, считаем, можно рассмотреть возможность внесения данной компании в свой торговый портфель.





1 комментарий:

  1. Volvo радует своими идеями в безопасности людей, а идеи она обычно реализовывает, как например Volvo on Call (Вольво он кол) Купить Volvo, что ли? Эээ... я про автомобиль, а не про то что вы подумали :)

    ОтветитьУдалить