среда, 29 февраля 2012 г.

Кто действительно спасает Арал?


Особое внимание, которое мировая общественность уделяет экологии, нашло отражение в кругах инвесторов. Инвестиционная привлекательность каждой страны или региона определяется рядом факторов, включая экологические аспекты. Так, исчезновение Аральского моря считается одной из крупнейших экологических катастроф современности.

Начиная с 1960 года, уровень воды в Аральском море понизился на 13 метров, а его водная поверхность сократилась в три раза - с 6,6 до 2,2 миллиона гектаров. Вынос вредных солей с высохшей части моря составляет около 65 миллионов тонн. Последний фактор очень негативно влияет на здоровье людей, состояние скота и сельскохозяйственных посевов. Усыхание моря сильно повлияло на изменение климата в регионе, который стал более континентальным, то есть лето стало еще более сухим и жарким, а зима — холодней и продолжительней.

Так в чем же основная проблема экологической катастрофы в регионе? Каковы перспективы для инвесторов в решении данной региональной проблемы?

Инвесторам: причины обмельчания Аральского моря


Как пояснили аналитики землячества трейдеров и инвесторов Узбекистана Академии Forex и биржевой торговли Masterforex-V, есть очень много мнений (в том числе и очень авторитетных, экспертных) по поводу причин произошедшего. Называют как природный, так и человеческий фактор:
- природный фактор. Связывают с определенными природными циклами. Якобы на протяжении тысячелетий неоднократно случалось, что русло Амударьи, которая вместе с Сырдарьей обеспечивает основной приток воды в Аральское море, уходило в сторону от Аральского моря (к Каспию), вызывая уменьшение размеров Арала. Потом же она возвращалась, и море заполняло свои прежние границы. Однако если этот закон и работал, то когда-то очень давно, во всяком случае, задолго до интенсивного развития сельского хозяйства в Средней Азии.
- человеческий фактор. Вторая причина связывается как раз с орошением бескрайних хлопковых полей в Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане и Казахстане в советский период. В 50-80гг. ХХ века из Амударьи и Сырдарьи на эти цели было выкачено столько воды, что на долю Аральского моря, практически, ничего не оставалось. Кроме того, освоение целинных земель в Казахстане и Южной Сибири, по мнению ученых, имело большое количество негативных побочных эффектов, часть из которых повлияли и на уровень воды в Аральском море.

В любом случае, всем уже давно стало очевидно, что рассчитывать чисто на природу в данном случае не приходится – слишком уж активно человек последнее время вмешивался в ее жизнь. Поэтому вся ответственность по спасению когда-то четвертого в мире по величине озера возлагается на людей, а точнее на правительства близлежащих государств.

Не случайно ж раньше считалось, что спасти море можно только при условии, если оно будет находиться в пределах единого государства. Теперь же Арал омывает земли суверенных Казахстана и Узбекистана, и для помощи ему требуется единая, согласованная политика.

Как делили Аральское море?

В конце 1980-х гг. уровень воды упал настолько, что все море разделилось на две части: северный Малый Арал и южный Большой Арал. С распадом Советского Союза Аральское море оказалось поделенным между вновь образованными государствами: Казахстаном и Узбекистаном. К первому, таким образом, отошел северный Малый Арал, а ко второму, соответственно, южный Большой Арал.

Естественно, после 1991 года о грандиозном проекте советских времен - переброске сюда вод далеких сибирских рек – пришлось отказаться. Между среднеазиатскими республиками развернулась конкурентная борьба за владение водными ресурсами:

■ МФСА. Пять среднеазиатских республик, входящих в общую водную сеть, в 1993 году создали Фонд спасения Аральского моря (МФСА), призванный разработать единую политику в области управления водными ресурсами. До сих пор данный фонд не достиг более-менее заметных результатов. Если некоторые страны, например, богатый нефтью Казахстан, может себе позволить вплотную заниматься спасением моря и защитой окружающей среды, то у других, менее богатых государств, первыми на повестке дня стоят совсем иные проблемы, далекие от экологических.
Полностью восстановить всю акваторию Аральского моря теперь уже невозможно. Для этой цели потребовалось бы примерно в четыре раза увеличить годовой приток вод Амударьи и Сырдарьи по сравнению с нынешним средним показателем;
■ угроза орошения. Чтобы добиться желаемого результата, пришлось бы полностью отказаться от орошения полей водами двух крупнейших рек региона (сейчас на данные цели уходит 92% забора воды). Однако четыре из пяти находящихся в бассейне Аральского моря среднеазиатских республик (кроме Казахстана) намериваются только лишь увеличить площадь и масштабы орошений. Им нужно больше сельскохозяйственной продукции для того, чтобы прокормить свое постоянно растущее население. Кроме того, Узбекистан еще и является крупнейшим экспортером хлопка (получает на этом до 24 % ВВП). Модернизация же системы орошения, которая бы позволила сохранить огромное количество речных вод также стоит огромных денег и пока не по карману национальным бюджетам государств Средней Азии.

Аральский инвестиционный проект Казахстана: как страна решает проблему

Единственной страной, которая активно занимается спасением моря, является Казахстан. Астана сосредоточила усилия на спасении лишь небольшой части северного Малого Арала, и немало преуспела в этом деле:
■ земляная дамба. В самом начале 1990-х гг. казахские власти санкционировали сооружение земляной дамбы, тем самым, добившись прекращения оттока воды на юг, где она напрасно терялась из-за испарения. Таким образом, была доказана принципиальная возможность создания отдельной акватории, пусть и искусственно ограниченной. Прорыв этой дамбы в 1999 году не заставил отказаться от проекта, наоборот убедил в том, что необходимы серьезные инвестиции для сооружения более капитальной постройки;
■ кокаральская дамба. В 2003—2005 годах Казахстан построил от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи большую Кокаральскую дамбу с гидротехническим затвором, отгородившую Малый Арал от остальной части (Большого Арала). В результате чего уровень воды в отгороженной части резко повысился, а соленость снизилась. Длина Кокаральской дамбы составляет 17 км, высота 6 м, ширина 300 м. Стоимость работ первой фазы проекта составила $85,79 млн., причем $65,5 млн. занял Всемирный банк, остальные средства выделены из республиканского бюджета Казахстана.
■ результаты оказались впечатляющими. За первые восемь месяцев уровень воды в Малом Арале поднялся с 40 до 42 м выше уровня Мирового океана и достиг рассчитанной заранее высоты. Площадь водной поверхности увеличилась на 18%. Предполагается, что вскоре водой будет покрыта территория площадью 870 квадратных км. Предполагается, что к 2012 году улов рыбы в Малом Арале достигнет 10 тысяч тонн, что всего в шесть раз меньше, чем вылавливалось во всем Аральском море в советские времена. Через год-два, как ожидается, море должно достигнуть южноказахстанского города Аральск. Раньше оно находилось от бывшего крупнейшего порта на расстоянии 100 км., а сейчас – максимум в 30 км.
■ инвестиции в освоение Малого Арала могут быть рентабельными. Если будут направлены в рыболовную отрасль или сферу строительства. После восстановления флоры и фауны северного Приаралья в регионе сможет активно развиваться и сельское хозяйство.

Аральский проект Узбекистана


К 2007 г. в южной части четко обозначились глубокий западный и мелководный восточный водоемы, а также остатки небольшого отдельного залива. Сейчас две части Южного Арала соединяет лишь длинный узкий канал, и нет уверенности в том, что он однажды полностью не пересохнет:
■ меры по спасению восточной части Большого Арала. Узбекистан, конечно, не предпринимает таких масштабных действий по восстановлению акватории своей части Аральского моря, но у него нет таких возможностей как финансовых, так и географических. В частности, в Узбекистане проводится начатая еще во времена СССР работа по усовершенствованию системы орошения в водосборном бассейне реки Амударья. Во многом благодаря этому в восточной части Большого Арала еще сохраняется вода;
■ нефтегазовый Клондайк? Геолого-геофизические работы в Аральском море начали проводиться еще с 70-х годов. В северо-восточной части моря был обнаружен наибольший бассейн, в котором было запущено в эксплуатацию свыше 10 крупных скважин. В 2006 году для разведки и освоения нефтегазовых месторождений Узбекистана в Аральском море была основана транснациональной компании Aral Sea Operating Company. В нее вошли национальный узбекский холдинг «Узбекнефтегаз», китайская CNPC International, южнокорейская KNOC Aral и российский «Лукойл», причем доля последнего на сегодняшний день составляет 26,6%. На момент основания компании надежды были самыми радужными: по оценкам экспертов узбекская часть Аральского моря должна содержать в своих недрах примерно 31% нефтяных и 40% газовых запасов всей Центральной Азии. Если бы данные прогнозы подтвердились, Каспийский проект пришлось бы отодвинуть на второй план, а Узбекистан бы стал серьезнейшим конкурентом соседнему Казахстану как экспортеру нефти.
■ стоит ли игра свеч? За шесть лет геолого-разведочных работ предварительные экспертные оценки не получили никаких серьезных подтверждений. И это при том, что инвесторы затратили на проект свыше $110 млн., что несколько больше затрат на освоение Малого Арала. В разработку отдельных газовых месторождений узбекского Приаралья (например, Устюрта) одна только российская компания «Газпром зарубежнефтегаз» выделила порядка $200 млн. и все без видимых успехов. Понятно, что тут и ставки были совершенно иные (нефть и газ против рыбы и сельского хозяйства) и задачи ставились совершенно иного плана (не заполнять акваторию, а, наоборот, осушать ее), но отсутствие всякого положительного результата в данном случае далеко не результат.

По мнению журналистов «Биржевого Лидера», одним из тревожных «звоночков» для инвесторов должен был стать выход из проекта (Aral Sea Operating Company) известнейшей малайзийской компании Petronas, которая поспешила продать свои 6% российскому «Лукойлу». Сейчас серьезнейшие сомнения по поводу целесообразности дальнейших инвестиций высказывают японцы. Сохраняют присутствие лишь китайцы и россияне, последние даже его наращивают.

Но такое рвение сейчас можно объяснить не столько верой в успех мероприятия, сколько желанием укрепить свои позиции на газовом рынке Узбекистана, от которого зависит и РФ, и КНР. Ради преференций в ценах на газ Москва и Пекин, похоже, готовы и дальше инвестировать в дело, безнадежность которого становится все более очевидной с каждым днем, в том числе и самому Ташкенту. Узбекский нефтегазовый проект в Аральском море еще очень далек от завершения и вполне может быть представлен как сверхперспективный и многообещающий. Но судя по всему в нем вскоре останется только три заинтересованных стороны: гиганты Россия и Китай и умело использующий их противоречия Узбекистан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий