Обжегшись на греческом кризисе, Евросоюз старается более
оперативно реагировать на кризисные явления. 11 января в ходе пресс-конференции
комиссар по финансовым вопросам Еврокомиссии Олли Рен сделал заявление -
Венгрия абсолютно не приняла меры для обеспечения снижения дефицита бюджета
страны. Страна не выполнила за 2011 год предписанные ей 3% нормы бюджетного
дефицита.
Соответственно, вывод
Еврокомиссии сводится к следующему - структурный баланс венгерского бюджета
только ухудшается. Заявление было сделано сразу же после заседания
Еврокомиссии, на котором рассматривался венгерский вопрос.
Пресс-секретарь
Еврокомиссии Пиа Хансен отметил при этом, что Еврокомиссия 17 января рассмотрит
вопрос о начале процесса против Венгрии исходя из трех проблем в венгерском
законодательстве:
1. Необходимости
независимости от правительства ЦБ страны;
2. Необходимости
независимости от правительства специального статистического управления (Data
Protection Authority);
3. Устранения
венграми нормы раннего выхода на пенсию судей.
Пресс-конференция в
Брюсселе, фактически - ультиматум Еврокомиссии нынешнему правительству страны.
Инвесторам: почему в ЕС опасаются Венгрии?
На первый взгляд,
опасения по поводу платежеспособности венгерского государства кажутся по
меньшей мере преждевременными. Государственный долг на конец 2011 года
достигает уровня примерно 75% ВВП, что приблизительно на пять процентных
пунктов меньше, чем годом ранее. Страна показала в прошлом году экономический
рост и профицит бюджета порядка 2% ВВП. Глядя только на эти показатели
состояние Венгрии выглядит лучше, чем, скажем например финансового благоразумия
- Германии.
Но, как объяснил
ведущий эксперт по финансовым рынкам Академии Forex и биржевой торговли
Masterforex-V Евгений Ольховский, инвесторы и финансовые рынки оценивают иные
данные, которые поступают из Венгрии и являются несколько менее благоприятными:
1. Венгерские облигации. Правительство в Будапеште хочет
заимствовать средства в течение 10 лет под 10% годовых, что почти в два раза
больше, чем платят правительства соседних стран.
2. Рейтинги. Три основных кредитных рейтинговых агентства на
протяжении последних двух месяцев понизили рейтинг Венгрии до нежелательного
уровня, который является самым низким среди других стран Евросоюза за
исключением Греции. Долгосрочный рейтинг дефолта Венгрии по обязательствам в
иностранной валюте понижен с BBB- до BB+, в национальной валюте – с BBB до
BBB-. Долгосрочный РДЭ Венгрии понижен, Fitch перевело его в спекулятивную
("мусорную") категорию.
3. Паника населения. Есть также признаки распространения
паники среди венгров, которые все больше и больше открывают валютные счета в
соседней Австрии, недоверяя таким образом средства местным банкам и экономике в
целом.
Отчего же этот страх? Как объяснил Евгений Ольховский:
- во-первых, оказалось, что финансовый кризис намного
опаснее, чем предполагало правительство Венгрии. Хотя и удалось сократить долг,
но половина из конфискованных активов пенсионных фондов (в общей сложности
около 10% от ВВП) были потрачены на текущие нужды. Налоги, взимаемые с
финансовых институтов и секторов экономики, где преобладает иностранный капитал
сумеют применить только к концу года, что составляет на один год дольше, чем
первоначально планировалось. Без них избыток превратится в дефицит в размере 5%
от ВВП. С прогнозируемым спадом в этом году государственный долг страны будет
продолжать расти.
- вторая проблема - стимулирование экономического роста.
Снижение налогов на доходы в обмен на повышение ставки НДС является не самой
лучшей идеей, которая не сопровождается, либо сокращениями расходов, или
реформой рынка труда. Венгрия является одной из стран с самым большим бюджетом
в Центральной Европе (49% от ВВП), но от этого мало что изменилось. Почти 45%
венгров в трудоспособном возрасте не работают и не искали работу.
- третья проблема
касается очень высокого уровня внешнего долга. На конец третьего квартала
прошлого года внешний долг составил 135% от ВВП. Большая часть этого долга
номинирована в евро. Ослабление форинта несет опасность не только
государственным финансам, но и грозит ростом долга в иностранной валюте,
компаний, банков и домохозяйств.
Риски или насколько опасна сложившаяся ситуация?
Какие же конкретные
риски представлены венгерским правительством и почему политики напрочь
отказываются от многих предложений предлагаемых МВФ, чтобы выйти из кризиса?
1. Жесткая экономия. Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан
отверг политику жесткой экономии, указывая на факт экономического роста, как
единственно возможный путь выхода из долговой петли. В правительственных кругах
есть очень твердое убеждение, что главным тормозом венгерской экономики
является центральный банк страны, который держит процентные ставки на слишком
высоком уровне (на данный момент она составляет 7%). Таким образом, закон был
принят с целью сдать контроль над центральным банком парламенту, где
большинство имеет Фидес. Приобретение всей полноты власти над учреждением даст
Орбану дополнительные возможности.
2. Печатный станок. Правительство страны лишено оставшихся
экономических ортодоксальностей. Контроль над печатным станком дает возможность
не беспокоиться о деноминированных долгах в форинтах. Хотя, эта ситуация еще
более влияет на основные принципы ЕС и МВФ из-за отказа страны во внешних
займах. К тому же, для избегания негативных последствий кризиса можно смело
использовать 35 млрд евро валютных резервов.
3. Валютные резервы. Даже если валютных запасов хватит на
покрытие общих государственных долгов выраженных в евро, по-прежнему остается
риск частных долгов в форинтах. Отсутствие валютных резервов может привести к
массовому изъятию вкладов в форинтах, что, безусловно, приведет еще к большей
панике среди венгров и снижению доверия к национальной валюте. А это, согласно
правил, существующих в ЕС запрещено, ведь отсутствие контроля за движением
капитала дает полную свободу для передачи денег за границу. Если правительство
избавиться от запасов и станет массово печатать деньги, то это может привести к
разрушению нацвалюты в течение недели, отмечают эксперты.
Помощь МВФ: добро или зло для Венгрии?
В любом случае,
Виктор Орбан рано или поздно пойдет на условия и финансирование МВФ для выхода
из некоторых спорных кризисных ситуаций. Это не обязательно произойдет сразу,
потому что в ближайшие месяцы венгерский бюджет сможет обеспечивает достойное
финансирование. Безусловно, премьер-министр не хочет эскалации конфликта и
ослабления форинта не угодно стране.
Соответственно, акцентируют
внимание аналитики «Биржевого Лидера», эти события представляют собой
достаточное основание сделать как минимум два вывода (цена вопроса 20 млрд.
евро):
1. Поведение национальной валюты не защищает от экономических
трудностей. Так же, как вступление в зону евро не является синонимом
приглашения страны в кризис. В Венгрии хватает и своих проблем, как то:
- пузырь на рынке
недвижимости;
- чрезмерное
расширение кредитов;
- долговой кризис.
Это и не дает
достаточных оснований принять единую валюту. Португальский или греческий кризис
- пример преимуществ Венгрии. Правительства этих стран не отказываются от евро
и продолжают угрожать гиперинфляцией и крахом ЕС.
2. Стандартные методы решения нестандартных экономических
проблем в основном не работают. В контексте венгерского кризиса, напряженность
в области государственных финансов означает жизнь по средствам не выходя за
рамки бюджета и не провоцируя тем самым накапливание внешних долгов.
Курс венгеского форинта: чего ожидать инвесторам?
Как объяснили
аналитики Академии Masterforex-V, снижение обменного курса форинта является
реакцией на события, происходящие в Венгрии. Валютная пара EUR/HUF после
формирования долгосрочной бычьей волны А или а(С) торгуется во флете 299,55-324,27
- говорят эксперты факультета изучения торговой системы Мasterforex-V.
Дальнейшее развитие
событий будет связано с пробитием наклонного канала МФ, пивота МФ - в таком
случае предполагается медвежья волна старшего волнового уровня. Без пробития
вышеуказанных наклонного канала МФ и пивота МФ - бычий тренд продолжится мощной
медвежьей волной с(С).
Комментариев нет:
Отправить комментарий