среда, 14 декабря 2011 г.

Украине грозит бензиновый кризис?



Украинские чиновники лихорадочно ищут пути и способы наполнить пустой бюджет. Одним из таких способов является повышение акцизного сбора. Но повышение акцизного сбора на нефтепродукты может спровоцировать рост цен на автозаправках Украины с начала следующего года.

 В Министерстве инфраструктуры предлагают внести изменения в Налоговый Кодекс, согласно которым акцизный сбор на нефтепродукты будет повышен. Соответствующий законопроект уже внесен на рассмотрение Кабинета министров.

 При этом повышение акцизов будет весьма внушительным. Так, акцизный сбор на дизтопливо категории Евро-4 составит 100 евро/тонна, что почти вдвое превышает текущее значение. Дизтопливо Евро-4 – наиболее распространенный класс дизельного топлива в Украине. На него приходится порядка 70% всего рынка.

 Акцизный сбор на бензин поднимется до двух сотен евро/тонна, что на десять процентов выше ныне действующего тарифа.

 Повышение акцизов преследует собой две цели, отмечают эксперты Академии Masterforex-V. Во-первых, новые акцизные сборы, как уже рассчитали в Министерстве инфраструктуры, дополнительно привлекут в бюджет страны свыше трех миллиардов гривен, а, во-вторых, предоставят определенную фору отечественным нефтеперерабатывающим заводам, в текущем году рекордно сократившим производство.

 «Биржевой лидер» напоминает, что данная попытка Министерства инфраструктуры поднять акцизы, не первая в 2011-ом году. В сентябре министерство предлагало поднять акциз на бензин до двухсот евро/тонна, а на дизельное топливо до ста двадцати евро/тонна.

 Как констатировали аналитики компании MIG Bank, в настоящий момент для отечественных нефтеперерабатывающих заводов сложилась весьма непростая ситуация – растет импорт нефтепродуктов, а свое производство усиленными темпами падает. За 11 месяцев текущего года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года производство дизтоплива и светлых нефтепродуктов в Украине упало более чем на пятую часть – на 22 процента.

 В тоже время, значительно вырос в 2011-ом году импорт нефтепродуктов, в частности, ввоз дизельного топлива в Украину за период с января по ноябрь текущего года увеличился на 40 процентов. Каждый девятый из десяти литр импортного топлива ввозится в Украину из стран Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан).

 Если инициатива Министерства инфраструктуры будет поддержана и новые акцизы вступят в силу, то дизельное топливо на розничном рынке может подорожать на 80 копеек за каждый литр, а бензин – примерно на 1 гривну 30 копеек за литр.

 Повысить конкурентоспособность и, соответственно, производство автомобильного топлива на украинских НПЗ можно. Но в таком случае придется повысить акцизы или ввести квоты на импорт нефтепродуктов в Украину.

 Предыдущее повышение акцизов на нефтепродукты привело к удорожанию автомобильного топлива на автозаправочных станциях страны примерно на 2 гривны за литр. Повышение стоимости автомобильного топлива приводит к сокращению его потребления. Эксперты отмечают, что в 2011-ом году потребление 95-го бензина упало почти на десять процентов. Некоторые автомобилисты экономят и переходят на менее дорогой 92-ой, а те, у кого доходы повыше, просто предпочитают доплатить и заливать в бензобак более качественные сорта бензина.

 Эксперты отмечают необходимость более мягкой корректировки топливного рынка. Ведь ужесточение импорта может привести не только к повышению производства на НПЗ Украины, но и к дефициту топлива на отечественных заправках. Эксперты отмечают, что введение ограничений на импорт нефтепродуктов – не самый лучший вариант в нынешних условиях. Не стоит повышать ставку акциза на бензин, а акциз на ДТ не должен превышать 90 евро за тонну.

 Эксперты не видят угрозу от объемов легального ввоза нефтепродуктов в Украину, но считают целесообразным усиление государственного контроля в борьбу с контрабандой нефтепродуктов. Кроме того, эксперты отмечают важность проведения работ, направленных на повышение качества топлива, поступающего на рынок.

 Против поднятия ставок акцизного сбора и в АМКУ (Антимонопольный комитет Украины). В АМКУ отмечают, что повышение розничных и оптовых цен на нефтепродукты в Украине опережают темпы роста в странах ЕС. Так, если в Евросоюзе рост автомобильного топлива за год составил порядка четырех-пяти процентов, то в Украине повышение достигло восьми процентов.

 Также в антимонопольном комитете напомнили, что в связи с выявлением фактов нарушений в 2011-ом году были оштрафованы несколько участников рынка на общую сумму в полторы сотни миллионов гривен.

Комментариев нет:

Отправить комментарий