понедельник, 31 октября 2011 г.

Хиллари Клинтон в Средней Азии: поиск новых союзников.

Видимо Средняя Азия со своими богатыми ресурсами уже «входит в сферу интересов» США. Об этом ярко свидетельствует то, что государственный секретарь Соединенных Штатов Америки Хиллари Клинтон в рамках своего турне по странам Ближнего Востока и Центральной Азии посетила и две среднеазиатские республики – Узбекистан и Таджикистан.

 Как справедливо отметили аналитики Финансового портала «Биржевой Лидер», визит американского чиновника такого уровня, безусловно, является знаковым событием для обеих постсоветских стран. Еще совсем недавно он представлялся, практически, нереальным. Но, что интересно, если в Ташкенте всячески старались привлечь к себе «высочайшее внимание», то Душанбе этой «великой чести» удостоился без всякого труда со своей стороны, можно сказать «за компанию».

Былые претензии Вашингтона к Таджикистану и Узбекистану забыты?

 Еще совсем недавно тот же Госдеп США обвинял руководство обеих среднеазиатских стран в таких "смертных" грехах, как:
1. Отсутствие демократических свобод.
2. Несоблюдение прав человека.
3. Проведение недемократичных выборов.
4. Системная коррупция.
 Президенты же этих стран в обязательном порядке присутствовали во всевозможных списках мировых диктаторов, которые тиражировали западные, и в первую очередь американские, СМИ.

К кому Белый дом относился хуже: к Ташкенту или Душанбе?

 На этот вопрос довольно трудно ответить. Скорее всего «к обоим». Но Узбекистан с 2005 года явно особо выделяли в Вашингтоне. Причем столь повышенное внимание носило явно негативный характер. После кровавых событий в Андижане американцы ввели эмбарго на поставки вооружений для Узбекистана, сразу же поставив себя в очень неудобное положение и потеряв военную базу на территории страны. Одним словом, Вашингтон в Узбекистане продемонстрировал всему миру уязвимость своей внешней политики, основанной на позиционировании себя, как главных «защитников демократии».

В чем двойственность положения и опасность для инвесторов?

 Интересно, объясняют эксперты землячества трейдеров и инвесторов стран Средней и Центральной Азии Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V, но в неоднозначном положении находились как США, так и Узбекистан.
■ первые всячески дистанцировались от узбекского руководства. В то время как через Узбекистан проходила львиная доля военных грузов, предназначенных для американских войск в Афганистане.
■ вторые же всячески пытались угодить заокеанским партнерам (противопоставляя себя и России, и Китаю в среднеазиатском регионе), получая в ответ лишь холодное одобрение со стороны Белого дома.
■ отношения с Таджикистаном. В то же время с соседним Таджикистаном у американцев отношения выстраивались более ровно и открыто. Американцы понемногу помогали таджикам в оборудовании их границы с Афганистаном, но в ответ не просили безусловной покорности и Душанбе мог позволить себе спокойно идти навстречу и Москве, и Пекину.

Зачем Хиллари Клинтон поехала в Среднюю Азию? Совершенно понятно, что личное присутствие первого лица внешнеполитического ведомства США требуется для решения куда более значимых вопросов, чем простое обеспечение транзита военных грузов:
1. оба среднеазиатских президента от самого факта встречи с Госсекретарем США получали своеобразную легитимацию в глазах западного общества, к которой долгое время столь безуспешно стремились.
2. понятно, что и плату за подобную услугу в Белом доме собирались попросить соответствующую.

Как разворачивались события накануне среднеазиатского турне?

Госсекретарь США Хиллари Клинтон, перед тем как приехала в Среднюю Азию, посетила Пакистан и Афганистан. Сейчас, когда президентская гонка в Америке уже практически началась, «афганская тема» все более отчетливо начинает выходить на передний план. Так в чем же интересы США в регионе:
 ■ Пакистан. В Исламабаде госпожа Клинтон пыталась добиться от местного руководства решительных действий в отношении клана Хаккани, который базируется на территории Пакистана. От пакистанского правительства требуется либо сесть за стол переговоров с исламистами, либо уничтожить их, либо предоставить силовую акцию американцам. Очевидно, глава дипломатического ведомства США так и не добилась четкого ответа и ни с чем убыла в Кабул.
■ Афганистан. От Хамида Карзая в Кабуле Хиллари Клинтон требовала продолжать вести переговоры с талибами. Кроме того, Госсекретарь заверила президента Афганистана, что США будет оказывать ему всяческую помощь и после вывода своих войск в 2014 году. Лидер неспокойной страны, по-видимому, остался крайне недоволен подобными перспективами, поскольку потом довольно смело заявил, что "кто бы ни напал на Пакистан, Афганистан встанет с Пакистаном плечо к плечу". Под агрессорами, разумеется, подразумевались американские партнеры Кабула.

 Посещение Таджикистана:
■ охрана границ Таджикистана. Прибыв в Душанбе, Хиллари Клинтон встретилась с президентом республики Эмомали Рахмоном. О чем говорили политики неизвестно, официальные СМИ лишь известили, что речь шла об оказании США военной помощи в охране границы Таджикистана с Китаем и Афганистаном. Примечательно, что недавно об этом же просила и Москва, но Душанбе отказалось;
■ у США нет претензий к Таджикистану. Хиллари Клинтон также встретилась с членами неправительственных организаций Таджикистана, в основном финансируемых из бюджета США. Глава внешнеполитического ведомства высказала удовлетворение теми демократическими преобразованиями, которые проводит у себя в республике президент Рахмон и добавила, что Америка готова оказать существенную помощь, если Душанбе начнет реформы в экономике;
■ уклончивые ответы. На встрече с журналистами госпожа Клинтон ничего не сказала про возможность размещения в Таджикистане крупной военной базы США. Но о таких вещах никто заранее и не стал бы говорить;
■ электростанция раздора. Отдельный и сложный вопрос – строительство Таджикистаном Рогунской ГЕС, против которого резко выступает соседний Узбекистан. Госпожа Клинтон довольно уклончиво высказалась по этому поводу. С одной стороны новая ГЭС смогла бы обеспечить электричеством северные районы Афганистана, а с другой у Белого дома нет желания лишний раз раздражать Ташкент;
■ выпад в сторону соседа. Симптоматично, что Хиллари Клинтон именно таджикскую трибуну использовала для неожиданной критики узбекского руководства. «США решительно протестовали против того, что произошло в Андижане в 2005 году, и тогда мы официально обозначили наши взгляды. У нас идут дискуссии с правительством Узбекистана. Сегодня вечером я встречусь с властями этой страны. Я буду поднимать вопросы прав человека и фундаментальных свобод, которые США решительно поддерживают» - заявила Госсекретарь.

Узбекский визит: в чем тонкости и особенности?

1. Продолжительность визита. Посещение Узбекистана заняло у Хиллари Клинтон целых два дня. Это самая длительная остановка во время всего турне. Один этот факт уже свидетельствует о важности события, в том числе о том, что Узбекистан интересен для США не меньше, чем давний (и все более неудобный) стратегический партнер в регионе - Пакистан.
2. Ни слова об Андижане. Не смотря на то, что все былые противоречия между странами были улажены еще в 2009 году, напряженность оставалась. Это было видно и по решительной риторике госпожи Клинтон в Таджикистане. Однако, давая интервью в Ташкенте, вашингтонская гостья ни словом ни обмолвилась об этом. В отчете о встрече на сайте Госдепа говорится: "Каримов простил нас за критику в 2005 году».
3. Поток взаимных комплиментов. Узбекское информагентство «УзА» сообщило: «Госсекретарь США выразила искреннюю благодарность Президенту нашей страны за теплый прием и сердечное гостеприимство, подтвердив готовность своей страны к дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Узбекистаном». Сам же президент Узбекистана Ислам Каримов благодарил госпожу Клинтон за ее визит, выражал ей «личное и глубочайшее уважение».
4. О чем велись переговоры? Встреча политиков проходила за закрытыми дверями и в прессу, практически, не просочилось никакой информации. Тот факт, что госпожа Хиллари не провела после переговоров пресс-конференции, говорит скорее об их неудаче, чем успехе для США. В интервью, данном на одном из местных телеканалов, Госсекретарь США больше угрожала Ирану, чем говорила об итогах своего визита в Узбекистан.
5. Экономическое сотрудничество двух стран. Во время переговоров Хиллари Клинтон с президентом Исламом Каримовым, которые продолжались два с половиной часа, очевидно, обсуждались и экономические вопросы. США активно «продавливают» идею Нового Шелкового пути, главная цель которого – включение Афганистана в экономику региона. С этой целью Вашингтон готов оказывать экономическую и финансовую помощь всем соседним государствам. Единственное требование – либерализация экономики и проведение реформ. Узбекистан вроде бы на это согласен.

 Американский Госсекретарь успела принять участие в торжествах по случаю запуска работы узбекско-американского СП General Motors Powertrain Uzbekistan, который будет заниматься производством малых и экономичных двигателей GM. Кроме того, американская гостья объявила о запуске программы по развитию технологического предпринимательства в Центральной Азии и конкурса Техно-приз. 8 узбекских предпринимателей в скором будущем получат техноприз в размере $20 тысяч, а один из них сможет посетить Силиконовую долину в США для встречи с потенциальными инвесторами.


В целом же, оба среднеазиатских визита влиятельной американки оставили больше вопросов, чем предоставили ответов. Понятно лишь одно: Вашингтон ищет «запасной аэродром» для отступления из Афганистана. При этом он явно не собирается сокращать свое присутствие в регионе. Совершенно очевидно, что это очередной «камень» в сторону Москвы и Пекина, но они похоже с таким положением дел уже смирились. Интересно другое: как, а главное, зачем Белый дом будет играть на противоречиях Ташкента и Душанбе?

Комментариев нет:

Отправить комментарий