Наш век не зря называют веком скоростей, и, пожалуй, главным
дефицитом здесь является время. А время, как известно, - деньги. И совершать
всевозможные операции с денежными средствами, экономя время (а порой даже и
сами средства) – вполне реально. Помощником в этом деле выступает т.н.
Интернет-банкинг (или как его принято называть на западе - E-banking) –
представляющий собой технологию дистанционного банковского обслуживания,
которая позволяет клиентам банка получать доступ к информации о своих счетах и
осуществлять операции по ним, используя глобальную web-сеть, попросту говоря,
Интернет.
Такая банковская услуга существует в России уже более 10-ти
лет, и в последнее время переживает очень бурное развитие. Как отмечает
финансовый портал «Биржевой Лидер», только по итогам 2010 года, рынок
дистанционных банковских услуг вырос более, чем в два раза и охватывает на
сегодняшний день свыше 7 млн. клиентов. Все больше и больше людей получают
доступ ко всемирной паутине и все большее количество из них могут оценить
преимущества личного контроля за своими банковскими счетами и всеми проходящими
финансовыми операциями, так сказать, не выходя их дома.
Использование: в чем необходимость интернет-банкинга?
Шширокое
использование электронных технологий, поясняют аналитики землячества Москвы и
Центрального ФО России Академии форекс и биржевой торговли Masterforex-V,
позволяет решить сразу две задачи:
• первая, конечно же,
сделать обслуживание максимально удобным для клиентов. Ведь, как выяснилось,
клиент в состоянии обслуживать себя самостоятельно – и совсем не нужно занимать
очередь в банке, не нужно никому ничего объяснять, спрашивать, тем более, вовсе
не нужно ждать начала банковского дня и бояться не успеть к его окончанию,
особенно учитывая срочность и важность совершения определенной операции.
• вторая – с
предоставлением подобных услуг, конечно же, уменьшаются и банковские издержки.
Руководство, позволяя своим клиентам совершать многие (или некоторые) операции
самостоятельно, экономит на количестве телефонных линий и сотрудниках, которые
их обслуживают, облегчает работу менеджеров, кассиров и т.д.
Кроме всего прочего,
проведение операций через Интернет зачастую обходится клиенту дешевле, чем
посредством привлечения банковского персонала.
Использование услуги Интернет-банкинга в России.
Особенности.
Итак, сегодня сложно
кого-либо удивить подобным сервисом. Распоряжаться им довольно удобно и совсем
не сложно. Проверка балансов счетов, оплата кредитов и коммунальных платежей,
конвертация валют, даже простое пополнение мобильного счета – все это можно
осуществить в любое время суток, не выходя из дома.
Но, как же все-таки
воспользоваться этими дополнительными преимуществами? На сегодня, как уже было
отмечено выше, многие из российских банков предлагают клиентам данные услуги. В
большинстве случаев
Необходимо будет заключить с банком дополнительный договор,
касающийся условий предоставления Интернет-банкинга. Причем, от Вас не
потребуют какого-то специального оборудования, только доступ к Интернету
(«посредник» здесь не имеет значения, будь-то персональный компьютер, ноут-,
нетбук, либо коммуникатор). Более того, Вам даже не придется устанавливать
какие-либо дополнительные программные продукты - для выполнения операций
используется лишь Интернет-браузер.
Плата за пользование
услугой либо отсутствует вовсе, либо чисто символическая (в некоторых банках
эта сумма составят, приблизительно, 300 руб./год). Комиссионные издержки за
проведенные операции тоже низкие (причем в некоторых случаях отсутствуют
вообще). Заплатить придется, как правило, при осуществлении внешних платежей в
другие банки, за использование кредитных банковских средств, а также за
пользование некоторыми услугами, если это предусмотрено поставщиком.
Как видим, все достаточно просто и доступно. Более того,
система развивается, расширяясь и предоставляя с каждым годом все более и более
широкий спектр операций, возможных к проведению посредством Интернет-банкинга.
Что включает в себя дистанционное банковское обслуживание?
На сегодняшний день в России, как правило, услуги
дистанционного банковского обслуживания включают:
• проверка балансов
по счетам;
• предоставление
исчерпывающей информации по различным банковским продуктам (кредиты, депозиты,
ПИФы и мн. др.);
• заявки на
предоставление услуг (оформление кредитов, открытие депозитов, получение
банковских карт, открытие расчетных счетов и т.д.);
• осуществление
внутренних переводов как между Вашими счетами, так и на другие счета, причем
как в пределах Вашего банка, так и на счета других финансовых учреждений;
• конвертация валют;
• онлайн-консультации
с квалифицированными сотрудниками;
• оплата всевозможных
услуг.
Количество же банков
в России, готовых предложить клиентам воспользоваться всеми преимуществами
дистанционного обслуживания, сегодня более 120. Основные из них представлены в
следующей таблице.
Причем, если взять во внимание пользовательские рейтинги
(как частных, так и юридических лиц), то в десятке лучших (оценка качества
услуг, исходя из личного опыта респондентов):
1. Система «Sbank.ru
Приват» (СБ Банк);
2. «Интернет-банк»
(Банк «Банк24.ру»);
3. «PSB-Retail»
(Промсвязьбанк);
4. «Авангард
Интернет-Банк» (Авангард);
5. «Интернет-Банк»
(Транскредитбанк);
6. «Интернет-банк»
(Банк «Санкт-Петербург»);
7. «Интернетбанк»
(КУРС) (Северная Казна);
8. «МКБ Онлайн»
(Московский Кредитный Банк);
9. «Интернет-банк»
(Транспортный);
10. «Абсолют On-Line»
(Абсолют Банк ).
Конечно, такой список
трудно назвать объективным, но все же не учитывать мнение клиентов, уже
успевших воспользоваться данной услугой, тоже не стоит.
Плюсы и минусы дистанционного банковского обслуживания
Среди всех
преимуществ Интернет-банкинга самым главным, пожалуй, выступает возможность,
что называется «держать руку на пульсе» всего, что касается Ваших счетов, где
бы Вы не находились, в любое время суток, и любой день недели.
Вторым плюсом можно
отметить возможность свободного управления счетами и сбережениями: можно с
легкостью оптимизировать, скажем, семейный бюджет, распределяя денежные
средства между счетами.
Важным преимуществом
здесь, конечно же, является и экономия такого драгоценного времени: не нужно
стоять в очередях, подстраиваясь по режим работы банковского отделения.
Весьма высокая
защищенность операций, при условии соблюдения элементарных правил безопасности.
Среди плюсов:
постоянное совершенствование банками систем дистанционного обслуживания,
расширение предлагаемых услуг и повышение качества их предоставления. Также
преимуществом выступает и более низкая стоимость совершения операций,
посредством онлайн-банкинга.
Ну, а вот среди
недостатков: полнофункциональную услугу (если сравнивать с аналогичным
сервисом, скажем, на западе) предоставляют отнюдь не многие банки; не везде Вам
предложат бесплатную или минимальную стоимость услуги, в некоторых банках могут
потребовать ежемесячную абонентскую плату; при пользовании услугами Интернет-банкинга
также не стоит забывать о существовании понятия «операционный день»; все же ряд
услуг потребуют Вашего визита в финансовое учреждение, ведь заказать кредит Вы
можете, так сказать, «онлайн», а вот заключить договор для его получения
потребует, конечно же, Вашего присутствия в отделении банка.
О самом главном: безопасность Интернет-банкинга
Как утверждают
эксперты Академии биржевой торговли Masterforex-V, главным минусом
использования Интернет-банкинга является риск мошеннического взлома и, как следствие,
несанкционированный доступ к денежным средствам, находящимся на Ваших счетах.
Исходя из этого, банки стараются использовать такие системы и механизмы
безопасности, которые призваны если не гарантировать, то, хотя бы обеспечить
максимальную защищенность использования систем дистанционного банковского
обслуживания.
На сегодняшний день,
самыми распространенными являются такие меры безопасности:
• шифрование данных.
Здесь речь идет, о т.н. SSL-шифровании данных, передающихся в системе
«Клиент-Банк». Данный механизм призван обеспечить безопасность от возможности
внедрения мошеннической системы «man in the middle», когда информация об
операциях перехватывается на этапе ее передачи в банк и пока она туда еще не
дошла, возможно осуществить изменения, скажем в данных получателя платежа.
Чтобы этого не произошло нужно помнить о простейших правилах безопасного
пользования глобальной сетью, а именно, не реагировать на сомнительные
сообщения (к примеру, якобы отправленные от сотрудника банка) и, конечно же, не
переходить по неизвестным ссылкам. В особенности там, где предлагается для
осуществления доступа, ввести логин и пароль, обращайте внимание на адресную
строку браузера: скажем, Вы можете столкнуться со знакомым интерфейсом
клиент-сервера, но адрес его будет совершенно другим. Как следствие, Вы по
неосторожности передадите секретную информацию злоумышленнику.
• одноразовые пароли,
полученные в банкомате. Такая система защиты предполагает кроме стандартного
логина и пароля, использование одноразовых паролей (а их можно получить в виде
списка через банкомат), необходимых для входа с систему дистанционного
обслуживания и подтверждения некоторых операций. На первый взгляд, система
надежна. Ведь чтобы получить список паролей, необходимо наличие самой пластиковой
карты банка и знание ПИН-кода к ней. Вместе с тем, такой механизм защиты имеет
ряд существенных недостатков: полученный список необходимо хранить для
совершения будущих операций и, если вдруг, Вы его потеряли или случайно
выбросили, то придется идти за новым; ну и, наконец, список может оказаться в
руках у мошенников. Здесь, чтобы обеспечить безопасность, необходимо также
придерживаться простых правил. Обеспечить надежную сохранность списка паролей
и, ни в коем случае, не хранить его вместе с логином и паролем доступа.
• одноразовые
смс-пароли. Пожалуй, самый распространенный в России способ аутентификации
пользователей в системах Интернет-банкинга. Каждая операция, совершаемая в
системе, должна быть подтверждена одноразовым паролем, полученным на номер
мобильного телефона, который зарегистрирован на Ваше имя и подтвержден в
договоре с банком. Среди преимуществ: простота использования – отсутствие
специального оборудования и высокая скорость подтверждения операции, высокая
вероятность обеспечения безопасности от взлома вашей учетной записи
злоумышленниками. Среди недостатков: если Вы пользуетесь системой посредством
мобильного телефона и Ваши пароли хранятся в браузере, то в случае утери или
кражи телефона, вероятность несанкционированного доступа очень велика. Отсюда и
простейшие правила безопасности: при подобном способе аутентификации не
пользуйтесь онлайн-банкингом через мобильный телефон, не храните пароли в
браузере и, в случае утери или кражи телефона, в кратчайшие сроки обратитесь с
банк с просьбой заблокировать Вашу учетную запись.
• электронная
цифровая подпись (ЭЦП). Такой механизм чаще всего используется при обслуживании
юридических лиц, но его могут предложить и частным клиентам. Плюс – однозначная
идентификация пользователя. Минус – также, как и прочие, может быть уязвима для
злоумышленников. Системы предосторожности: пользуйтесь качественными
антивирусными программами в целях обеспечение безопасности в вопросах заражения
системы компьютерными вирусами.
• внешние электронные
устройства. Здесь речь идет о приобретении (либо взятии в аренду) специального
устройства – генератора одноразовых паролей, подключаемого через usb-порт и не
требующего специального программного обеспечения. Суть примерно та же, что и
при использовании ЭЦП. Но, среди существенных недостатков: Вы не сможете войти
в систему, не имея при себе «генератора», а носить его с постоянно собой крайне
неудобно, да и небезопасно.
Как видите, систем
защиты достаточно серьезная и все они в той или иной мере призваны обезопасить
деятельность при осуществлении банковских операций посредством дистанционного
обслуживания. Но все же, несмотря на это, будьте крайне осторожны и
внимательны, ведь, как гласит статистика, в большинстве прецедентов, связанных
с несанкционированным доступом к учетным записям систем Интернет-банкинга,
виноваты именно неосторожные и невнимательные пользователи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий