К сезонному росту цен на бензин жители Украины уже привыкли.
Но российскому обывателю или рядовому автомобилисту трудно понять, почему
возникает дефицит топлива, а за ним закономерный рост цен на бензин в России,
которая является одним из крупнейших в мире добытчиком, переработчиком и
экспортером нефти. Люди уже привыкли к сезонному росту цен – во время массовых
летних отпусков, уборочной страды и пр. Но то, что случилось весной этого года,
не вкладывается ни в какие рамки. Точнее вкладывается, но механизмы, приведшие
к нехватке автомобильного топлива и росту цен на него, скрыты от глаз
обывателя.
В чем же причина
возникновения дефицита автомобильного топлива в России? Как долго будут расти
цены на российских АЗС?
Рост цен на бензин ограничен
Как отмечает
Интернет-портал «Биржевой Лидер», дефицитная лихорадка началась в далекой от
российских столиц Туве в апреле. На АЗС республики из-за нехватки бензина и
дизтоплива заправляли только корпоративных клиентов по специальным картам,
ограничив при этом объем отпуска в каждый топливный бак.
Как отмечают эксперты
Академии forex и биржевой торговли Masterforex-V, после того, как сработал
«принцип домино» и дефицит стал возникать в других регионах России, всем стало
понятно, что дело не в нерадивости и халатности местных чиновников, что это
системный кризис, у которого должны быть объективные причины.
Пока разбирались, в
мае цены продолжали расти:
• на Алтае – на 3,6%,
причем на самый популярный АИ-95 – на 3,8%, на ДТ – на 5,2%;
• в Пермском крае и Томской
области – приблизительно на 5%;
• в Новосибирской
области – на 8%, АИ-95 подорожал на 7,3%.
Лидером роста цен за
последнюю неделю стала Читинская область, где за 7 дней цены поднялись на 6,6%.
В Братске бензин исчез из свободной продажи. В Москве за последнюю неделю АИ-95
подорожал в среднем на 0,37 руб./литр.
В Петербурге цены на автомобильное топливо уже перегнали
московские. За последнюю неделю АИ-92 подорожал в среднем на 0,25 руб.,АИ-95 –
на 0,19 руб. На АЗС «Газпром нефти» АИ-95 подскочил за неделю в цене сразу на
0,3 руб., ЛУКОЙЛ – на 0,2 руб., превысив 27 рублей за литр. На некоторых
независимых автозаправках цена 95-го приблизилась к 28,5 руб./литр.
Если такие темпы
роста цен сохранятся, то уже в июле стоимость бензина перевалит за 30-рублевую
отметку.
Однако есть и приятные новости – в конце мая оптовые цены
по-немногу поползли вниз. Причина – увеличение производства автомобильного
топлива в стране. В начале мая оно выросло на 4%, за последнюю неделю – еще на
2,6% (а в Татарстане – сразу на 46%). В конце мая увеличилось производство
топлива в Москве, Ленинградской, Нижегородской, Пермской и Иркутской областях.
По информации
Росстата, в начале мая цены росли на 2-3% еженедельно, а во второй половине
месяца рост замедлился до 0,7-0,8%.
Какие меры предпринимает ФАС?
ФАС вмешивается в цены на бензин уже второй раз в нынешнем
году:
■ первый раз – в
феврале, когда В. Путин публично поручил антимонопольщикам расследовать причины
повышения цен в рознице на автомобильное и авиатопливо. Не дожидаясь проверок,
нефтекомпании моментально снизили цены.
■ после весеннего
роста цен ФАС открыла уже 52 дела. Так, на Алтае 9 операторов подозреваются в
сговоре – при росте закупочных цен всего на 4,3% они подняли розничную
стоимость на 14,3%.
Но нужно отдать
должное российским антимонопольщикам, которые системно подошли к расследованию,
действуя не только карательным мечом, но и занимаясь мозговым штурмом. В итоге
ФАС вышла на правительство с предложением изменить систему начисления акциза,
снизив нагрузку именно на конечного потребителя.
С начала года, подсчитали в ФАС, составляющая акциза в цене
автомобильного топлива равна 4,4 рубля, в то время как в прошлом году этот
показатель составлял 2,9 рубля. В отличие от прошлых решений, когда крупные
штрафы нефтекомпаний уходили в государственную казну, сейчас ФАС защищает
кошелек каждого российского автолюбителя. Антимонопольная служба предлагает
отказаться от введенного в 2011 году ступенчатого роста акцизов и ввести
понижающую шкалу, которая привязывается к росту мировых цен.
Почему же цены растут?
Что же объективно
вызвало дефицит автомобильного топлива в России и рост цен на него?
• мировые цены на
нефть и нефтепродукты растут, растут цены на оптовые поставки и в России, а
правительство административными методами пытается остановить рост цен в
рознице, заставляя нефтяников работать с убытком. На мировых рынках цена
высокооктанового бензина за пять месяцев текущего года выросла на 35,1%, а
отпускные цены российских НПЗ – всего лишь на 5,1%;
• по данным Минэнерго
РФ, российский экспорт нефтепродуктов увеличился на две трети (67%);
• из-за возросшего
экспорта поставки на внутренний рынок снизились, по данным Минэнерго, на 10%;
• крупные
нефтекомпании стали придерживать нефть. Так, «Газпром нефть» объясняет свое
отсутствие на биржах в мае большим спросом на топливо, что могло бы
спровоцировать их рост. Таким образом крупные нефтекомпании попутно «решали» и
второй вопрос – убрать независимых конкурентов с рынка АЗС, что грозит
монополизацией и этого сектора российского нефтерынка.
Как уже говорилось
выше, с нынешнего года изменена система начисления акцизов, что подняло
розничные цены на примерно на рубль за литр:
• с начала года
возросла налоговая нагрузка на нефтяные компании. К тому же увеличились отчисления
с фондов оплаты труда, растут цены на аренду земли, услуги ЖКХ, транспортные
перевозки и т.п.
• с 1 января текущего
в России запрещен выпуск бензинов по стандарту Евро-2. Об этом было известно
еще 3 года назад, однако многие НПЗ тянули с реконструкцией под новые стандарты
– Евро-3 и Евро-4, очевидно, надеясь, что правительство отменит запрет на
Евро-2. Поэтому многие НПЗ, особенно в европейской части России, весной
нынешнего года закрылись на ремонт и реконструкцию.
• резкое повышение с
1 мая с.г. вывозных пошлин (и пролонгирование запрета до 1 июля) привело к
тому, что из-за разницы цен на мировом и российском рынках нефтекомпании
ежемесячно недополучают около $ 200 млн.
Эксперты Академии
Masterforex-V полностью поддерживают мнение президента Российского топливного
союза Е. Аркушу, который отметил, что как только появляются слухи о
замораживании цен на автомобильное топливо, то сразу же наступает тотальный
дефицит:
• российские власти
демонстрирует разнонаправленные тренды. С одной стороны, они пытаются бороться
с ценами и дефицитом административными методами, вводя запреты и ограничения
неэкономического характера.
• с другой же
стороны, есть разумные рыночные предложения – об инициативе ФАС мы говорили
выше, Минэнерго предлагает строить независимые НПЗ, которые будут работать на
давальческом сырье, и т.д. С третьей стороны, предложение Минэнерго,
поддержанное премьером В. Путиным, снять запрет на бензин класса Евро-2
означает отход от развития российской экономики, возвращение к дедовским энергоносителям.
Цены в рознице на автомобильное топливо будут расти,
прогнозируют эксперты Академии Masterforex-V. На сколько – будет зависеть от
ближайших действий российских властей. И не следует забывать, что в Украине и
Беларуси бензин почти в полтора дороже, чем в России, а в Литве и Польше –
более чем в два раза. Даже в США бензин на АЗС дороже российского…
Трейдеры факультета
анализа биржевых настроений Академии Masterforex-V пояснили, что начавшаяся в
мае коррекция на сырьевые фьючерсы не обошла стороной и энергоносители.
Несмотря на то ,что стоимость бензина снизилась с $3.41 2 мая до $3 на момент
закрытия торгов на Чикагской товарно-сырьевой в прошлую пятницу, восходящий
наклонный канал все еще не пробит. Хотя и стоимость июльского контракта на бензин
не может подняться в зону даун-бара на самом высоком объеме, что сдерживает его
рост. Более уверенно говорить о возврате восходящего движения можно будет после
преодоления и закреплении выше уровня $ 3,08, тогда ближайшей целью можно
считать $3.25, в перспективе и $3,4. Вместе с тем необходимо иметь в виду
возможный вариант движения в область $2,8 - $2,75. В этом случае вероятнее
всего флетовое движение в рамках $3,08 - $2,77.
Комментариев нет:
Отправить комментарий